12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1465
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна

Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)

«Колымские рассказы»

Цель: познакомить учащихся с судьбой писателя; сформировать представление о принципах творческого видения автора; развитие устной и письменной речи; формирование гражданской позиции учащихся.

Эпиграф: … лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно….                                                                                                                        В.Т. Шаламов

                Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – это                   растление для всех – для начальников и заключённых…

                                                                                                                      В.Т. Шаламов

Оборудование: фотографии и книги писателя; рабочие тетради; видеофильм о жизни писателя; мультимедийное оборудование, презентация о жизни Шаламова.

Ход

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово.

Варлам Тихонович Шаламов – прозаик, поэт, автор знаменитых «Колымских рассказов», одного из самых поразительных художественных документов ХХ века, ставших обвинительным актом советскому тоталитарному режиму, один из первооткрывателей лагерной темы. Уникальный голос Шаламова прозвучал как свидетельство трагического опыта послереволюционной советской истории и краха гуманистических идей прошлого столетия, завещанных классической русской литературой.

Почти 20 лет тюрьмы: лагерей, ссылок, одиночества и забвения. В последние годы жизни – жалкий дом престарелых. И в конце концов, как венец всему мытарству – психушка, куда писатель был перевезён насильно, чтобы вскоре умереть от воспаления лёгких. Кажется, сама судьба его затем и послана ему была, чтобы вместить в себя самые страшные испытания, которые нёс человеку тоталитарный режим.

III. Трагическая судьба писателя.

Сообщения учащихся

Презентация

Видеофильм «Несколько моих жизней»

Рассказ преподавателя



     

Один из предложенных вариантов на усмотрение преподавателя и возможностей группы

IV. Творческое наследие В.Т. Шаламова

1. Особенности прозы писателя.

В основу прозы писателя лёг страшный лагерный опыт, состоявший из многократных смертей и воскресений, из безмерных мук от голода и холода, унижений, превращающих человека в животное. Сам писатель, много размышлявший над её своеобразием, называл её «новой». Главный принцип его прозы – связь с судьбой писателя, который должен сам пройти через все муки, чтобы потом выступить со свидетельскими показаниями. Отсюда – очерковое, документальное начало, первопроходческий этнографизм и натурализм, пристрастие к точной цифре.

Колымская эпопея В.Т. Шаламова включает сборники рассказов и очерков «Колыимские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». К ней примыкают «Воспоминания о Колыме» и «Антироман» – цикл рассказов о лагерях Вишеры.

  • Сюжеты прочитанных учащимися рассказов Шаламова («Последний бой майора Пугачёва», «Сентенция», «Ягоды», «Сухой паёк», «Шоковая терапия» и др.)
  • Каковы ваши первые впечатления от прочитанных произведений?
  • Что общего в них вы находите? (Голод, холод, непосильный рабский труд, побои, разлагающие последствия этих экстремальных состояний)
  • Перечислите сквозные сюжеты рассказов. ()
  • Каков образ лагеря в прочитанных вами рассказах? (Образ лагеря в рассказах Шаламова – образ абсолютного зла)

В отличие от Солженицына, который утверждал, что подобный лагерный опыт может быть положительным, облагораживающим, Шаламов утверждает, что лагерь превращает человека в презренное забитое существо. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря – растление. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей.

Приведите, пожалуйста, примеры подобных изменений людей из прочитанных вами рассказов. Какие выводы можно из этого сделать? (Существа с низкой душой ещё более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа)

В своих произведениях Шаламов пишет о лагере не языком присяжного «антисталиниста», а как художник-гуманист, исследующий лагерь как предельно опасную среду6 опасную натиском на человека страшных сил зла, скрытого в обществе, человеке. По сути, рассказы Шаламова – это репортажи из ада. Писатель убеждён, что есть вещи, которые человек не должен знать, не должен видеть, что ХХ век сего лагерным опытом поставил под сомнение многие ценности, даже спасительную веру в Бога.

2. Поэтическое наследие В.Т. Шаламова.

Стихи Шаламов писал на протяжении всей жизни. Поэзия для него – не только  устремлённость ввысь, но и обретение миром плоти, наращивание мускулов, поиск совершенства. В ней отчётливо ощутимо усилие воссоединения, воля к цельности жизни.

Поэтические сборники В. Шаламова:

«Огниво» (1961)

«Шелест листьев» (1964)

«Дорога и судьба» (1967)

«Колымские тетради» (1937-1956)

«Московские облака» (1972)

Краткая характеристика поэтических сборников (проверка индивидуальных домашних заданий).

Чтение стихотворений В.Т. Шаламова: А тополь так высок…, Букет, Говорят, мы мелко пашем…, Замолкнут последние вьюги…, Здесь морозы сушат реки…, Кому я письма посылаю…, луна качает море…, Луна, точно снежная сойка…, Желание, В природы грубом красноречье…, Ни травинки, ни кусточка…, Пусть в прижизненном изданье…, Опоздав на десять сорок… и др.

V. Заключение.

К концу 1990-х годов в полной мере обозначился главный смысл творчества В. Шаламова – поединок слова с абсурдом как способ донести запредельный ужас, внечеловеческие состояния. Произведения писателя пронизаны запредельной ледяной мерзлотой, окутаны белой мглой, близкой символу смерти, переполнены ситуациями «доплывания» изнурённых доходяг, богаты метафорами, игрой слов, противопоставлениями «холода» и «тепла», «прочности» и «таяния» души, особых ритмов созерцания, раздумья.

Произведения Шаламова оказались нужны обществу и для него. Оказалось, что нельзя счастливо и благополучно идти вперёд, оставив позади забытыми безымянные братские могилы на Колыме, Воркуте, Вишере. Писатель в своём творчестве избегает прямых политических обобщений. Но каждое его произведение – пощёчина режиму, системе, породившей лагеря.

«Мой Шаламов». (В рабочих тетрадях сделать самостоятельно вывод по изученному материалу).

VI. Итог. Домашнее задание.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.