Урок русского языка в 3 классе «Творительный падеж»
Тема: «Творительный падеж»
Перспективная цель: сформировать представление об имени существительном в ходе смены видов учебной деятельности.
Актуальная цель: сформировать представление о творительном падеже имени существительного в ходе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Обучающая: сформировать знание об имени существительном в творительном падеже, умение определять творительный падеж существительного по падежному вопросу и предлогу, использовать в речи имена существительные в творительном падеже в процессе работы с учебными заданиями.
Развивающая: развитие у обучающихся произвольного внимания и словесно-логического мышления в процессе работы с учебными заданиями.
Воспитательная:воспитание у обучающихся познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-практикум.
Принципы: наглядности, доступности,связи теории с практикой, научности.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: работа с учебником, работа в тетради для самостоятельных работ, работа в диалоге.
Литература: УМК «Школа России», учебник Русский язык 3 класс, 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь 3 класс, 2 часть В. П. Канакина.
Технологическая карта
Предмет, Тема, Класс, УМК | Методы | Тип, вид урока. Результат | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||
Предмет: Русский язык Тема:«Творительный падеж» Класс: 3 УМК «Школа России» | Словесный, наглядный, практический | Тип: урок открытия нового знания Вид: урок – практикум. | Положительное отношение к учению;желание приобретать новые знания,умения, способность к самооценке своих действий. | Самостоятельно формулировать цели урока послепредварительного обсуждения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;в диалоге с учителем и другими учащимися. | Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать полученную информацию. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Развивать умение распознавать творительный падеж в котором употреблено имя существительное по падежному предлогу и вопросу, умение составлять словосочетание, употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. | Индивидуальная; фронтальная; | Учебник, тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ |
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты(предметные, метапредметные, личностные) |
1.Организационно-мотивационный Задача: подготовка обучающихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дневник и пенал. -Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с падежами. | Доброжелательный настрой на урок Дети приветствуют учителя, встав возле своей парты. Дети проверяют, все ли необходимое у них лежит на столе. | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, способность к саморегуляции |
2.Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме. - Какие падежи мы с вами уже изучили? -На какие вопросы отвечает родительный падеж? -А дательный падеж? -На какие вопросы отвечает винительный падеж? -Хорошо, откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число и слова Классная работа. -Давайте запишем с вами слова под диктовку и (какой-нибудь ученик) у доски. с папой, между деревьями, за сестрой, перед школой, ручкой, над столом. - На какие вопросы отвечают эти существительные? - назовите и выделите предлоги, которые помогли вам поставить вопрос к существительному. -Почему какие-то существительные отвечают на вопрос кем, а какие-то чем? - Как вы думаете какой падеж отвечает на эти вопросы? - Кто сформулирует цель нашего урока? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах -мы изучили именительный, родительный, дательный и винительный падежи. -родительный падеж отвечает на вопросы : кого? чего? - д.п. отвечает на вопросы: кому? чему? - В.п. отвечает на вопросы: кого? что? -пишут число и классную работу -пишут под диктовку за учителем -они отвечают на вопрос кем?чем? - предлоги: с, за, перед, между, над -потому что некоторые слова являются одушевленными, а некоторые неодушевленные - на эти вопросы отвечает творительный падеж -сегодня мы должны познакомиться с творительным падежом. | Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность Познавательные:проводить анализ объектов, делать выводы |
3.Открытие новых знаний Задача: решение проблемы | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму) - Откройте упр 96 на стр53 и прочитайте его и перепишите в тетрадь -Назовите мне существительные в творительном падеже. -Как вы определили,что эти существительные в творительном падеже? - Какой мы можем сделать вывод? -Теперь выполним упражнение на карточках.(кто-то выполняет в тетрадях, а некоторые по цепочке выходят к доске). Вам нужно слова ,которые находятся в скобках поставить в Т.п. Напишите эти предложения правильно. Те кто выполняет у доски проговаривают как записывают слово в скобках -Молодцы, ребята те кто делал в тетрадях проверьте, чтоб у вас было также как и на доске. У кого не правильно исправьте свои ошибки. -Чему мы научились, выполняя это задание? | -открывают учебник на стр53, читают и переписывают -окном, снегом, серебром, каймой, бахромой -по вопросу -чем? -чтобы определить падеж имени существительного мы должны к каждому существительному задать вопрос, а потом определить какой падеж у сущ. -пишут в тетрадях или у доски Утром я ем хлеб с сыром Павел любит рис с мясом Обычно я пью чай с лимоном. Утром мы пьем кофе со сливками. Я люблю макароны с соусом. Мы чертим чертеж карандашом. Учитель проверяет тетради ручкой Художник нарисовал картину краской. Учитель пишет на доске мелом. -Выполняя это задание, мы научились ставить существительное в Т.п. | Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение Регулятивные: умение пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. |
4.Самостоятельное применение новых знаний Задача: закрепление новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для применения новых знаний и умений. -Итак у вас у каждого на парте лежат сигнальные карточки с падежами В.п Р.п И.п Т.п
-Сейчас на доске высветятся словосочетания, а вы с помощью карточек должны мне показать какой падеж у существительного в каждом словосочетании. Заодно мы проверим, как вы запомнили падежи. -1.первое словосочетание это смириться с неволей, какой здесь падеж ? - 2.какой падеж в словосочетании клевал руку? -3.кружить под потолком? -4.вылетел на улицу? -5.суп с лапшой? -6.ветка осины? -7.вьюга кружила? -Молодцы, что мы с помощью этого задания проверили? | Выполняют задания проблемного характера -внимательно слушают учителя - 1.т.п. поднимают красную карточку - 2.в.п. поднимают голубую карточку -3. т.п. поднимают красную карточку -4.в.п. поднимают голубую карточку - 5.т.п. поднимают красную карточку -6.р.п. поднимают зеленую карточку -7.и.п. поднимают желтую карточку -Мы проверили распознаем мы или нет существительное в Т.п. и проверили свои знания на распознавание существительных в падежах, которые уже изучили. | Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям |
5.Итог урока Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме | Организация обобщения изученного материала -Какой падеж мы сегодня с вами изучили? -На какой вопрос отвечает этот падеж? -Мы достигли цели нашего урока? | Помогают учителю подвести итоги. Обобщение. Рефлексия -творительный падеж -на вопросы: кем?чем? -достигли | Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. |
6.Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания обучающимисяцели, содержания и способа выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - Откройте дневники и запишите домашнее задание выучить правило на стр 53 и №83 на стр 39 в рабочей тетради | Осмысление домашнего задания Записывают в дневник домашнее задание. | Познавательные: планирование выполнения домашнего задания |