Урок истории в 7 классе «Тяжела ты ,шапка Мономаха...»
Щербакова И.В.
учитель истории МБОУ « СОШ№1
г.Петровска Саратовской области»
Урок истории в 7классе
«Тяжела ты, шапка Мономаха?»
Цель: рассмотреть проблему роли личности в истории и ответственности правителя перед страной и своим народом .
Задачи:
Обучающая : содействовать формированию системы научных знаний о деятельности правителей России на примере Бориса Годунова
Развивающая: обеспечить формирование предметных и универсальных учебных способов деятельности (способность анализировать и сравнивать историческую информацию, составлять отчет группы в виде кластера , систематизировать информацию , развивать способности применения понятийного аппарата
Воспитывающая: способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению истории, воспитывать критическое мышление, воспитания толерантного сознания и навыков сотрудничества со сверстниками и учителем, активной гражданской позиции и патриотизма.
Тип урока: открытия новых знаний (урок-исследование)
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Технологии : проблемного, исследовательского обучения, игровая, технология «6 шляп мышления», технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве и и т.д.
Ожидаемый результат: формирование навыков составления исторического портрета личности, анализа исторических событий, источников,
Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронный видеопроектор , историческая карта «История России в 17веке» , атлас по истории России с древнейших времен до конца 18века,
Дидактический портфель: рабочий лист, раздаточный материал с заданиями и источниками
Структура и ход урока.
1.Организационный этап. Приветствие учащихся, организация их внимания и подготовка к учебной деятельности:
-Здравствуйте , ребята. Я рада видеть вас на своем уроке.
-Сегодня у каждого из вас есть возможность быть успешным и увидеть свое имя в нашем секторе успеха ( Слайд№1 на доске выделен сектор успеха)
-Секрет прост - надо потрудиться. Вы готовы? Тогда начнем!
2.Этап мотивации.
Обращение внимания детей на экран: ( слайд№2, изображение книги )
Учитель. – Ребята, что вы видите на слайде? (книгу)
- Внутреннюю или внешнюю ее сторону?( мнения разделились)
- Как применительно к истории можно использовать данный эффект обмана зрения? ( в исторической науке бытуют разные мнения, имеет место разная оценка исторических событий)
-К деятельности правителей это можно отнести? (да, т.к. их деятельность также оценивается по-разному)
Молодцы! Все , что мы сейчас говорим относится к теме нашего урока ,которую я предлагаю вам сформулировать самим. Для этого в вашей записной книжке (рабочем листе) имеется отрывок из последней сцены «Царские палаты» известного произведения А.С. Пушкина «……..»
Задание: - Прочтите и назовите строчку, которая бы могла стать темой нашего урока.Слайд№3
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
А. С. Пушкин
(Учащиеся называют последнюю строчку).
-Вспомните ,что вы знаете о шапке Мономахе? ( слайд№4)
-Как называется это литературное произведение и кто является его главным героем?(Борис Годунов)
-Если в конце предложения мы поставим вопросительный знак, какую проблему на урок мы обозначим?
(проблему ответственности лидера, руководителя, главы перед страной и своим народом)
Задание: запишите тему и проблему урока в рабочий лист.
Задание: Определите цель нашего урока. (Рассмотреть на примере деятельности Бориса Годунова роль личности в истории и ответственности ее перед страной)
-Чтобы цель урока была достигнута, Предлагаю вместе определить наши дальнейшие шаги?
(на основе анализа различных источников, исследований рассмотреть его деятельность и ее последствия ).
Операционно-познавательный этап.
-Поскольку временем мы ограничены, для успешной работы мы создадим микро-группы (каждый выбрал перед уроком цвет вырезанной из бумаги фигуры фляпки: белая, синяя , зеленая, красная)
-Предлагаю объединиться в группы по цветовому признаку (дети образуют группы)
-Каждая группа получит свое задание и представит свой отчет в виде схемы, опорных слов или кластера.
Учитель. (фронтальная работа)
- Как вы думаете, каков будет наш первый шаг в достижении цели?
- Что мы должны с вами выяснить?
-Давайте вспомним, каково происхождение царя, обстоятельства прихода к власти, условия, в которых находилась страна
- Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент сцена «Коронация Годунова» из оперы Мусоргского «Борис Годунов. Солист Алексей Тихомиров.(1.40минуты)
Анализ фрагмента:
- Как посредством искусства автор передает нам внутреннее состояние вступающего на престол царя?
- Какие чувства испытывает Борис Годунов в минуты коронации?
(возможные ответы: он глубоко переживает, у него возникает недоброе предчувствие)
Учитель:
- Каков будет наш дальнейший шаг? (рассмотреть все стороны деятельности Годунова и их последствия)
-Для этого:
1. Группы знакомятся с заданием , анализируют источники, готовят творческие отчеты .Таймером является музыкальный фон-русская классическая музыка. ( 5минут)
2. Для получения дополнительной информации вниманию учащихся предлагается видеофрагмент «О правлении Бориса Годунова»(2.30минуты)
Физ.минутка
Учитель предлагает встать из-за парт.
- Я предлагаю написать «Письмо на ладони в прошлое». Для этого первый пишет на своей ладони другой рукой послание предкам и передает следующему, который пишет на руке соседа свои строчки и также передает пока оно не дойдет до последнего. Последний пишет ответ «письмо в будущее» и передает его вперед , пока оно не дойдет до первого участника
Учитель , получает послание и читает его» Трудитесь, потомки, не покладая рук и все у вас будет ХОРОШО!»
Выступление групп и размещение творческих отчетов на доске (слайд№5)
Группа№1 «Белая шляпа»
Задание : Дать характеристику источников. На основе их представить Бориса Годунова как достойного правителя,
Подготовить свои выводы по теме урока .
(на основе анализа материала учебника и исследований русских историков)
Материал для группы
События Смутного времени оставили в умах современников яркий след. Одним из первых сочинений, возникших в начальный период Смуты, стала «Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Иоановича» Автор ее — первый русский патриарх Иов. Воздав должное мудрости, добродетели и умелому управлению державой царя Федора, Иов обращает свой взор на Бориса Годунова: «…достойным соправителем Федора, был его шурин, слуга и конюший, старший боярин, Борис Федорович Годунов, который, зело преизрядною мудростию украшен и саном паче всех и благим разумом превосходя» (Корецкий Н.М. История русского летописания. К-1. М.: «Эксмо» 2005. с. 143).
Н.М. Карамзин дает яркую характеристику Борису: «…Сей муж знаменитый, находился тогда в полном расцвете жизни, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительно превосходя всех Вельмож, Борис не имел только… добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших Венценосцев в мире; но, рожденный подданным, с необузданной страстию к господству не мог одолеть искушений там, где зло, казалось для него выгодою, - проклятие веков заглушает добрую славу для Бориса» (Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: «Альфа-Книга» 2008. с.969)
Н.М. Карамзин указывает на то, что современники замечали мудрость Бориса в государственных делах: «…хвалили его также за ревность искоренять грубые пороки народа. Несчастная страсть к крепким напиткам, долгое время была осуждаема в России единственно учителями христианства и мнениями людей нравственных…. Борис запретил сию вольную продажу крепких напитков». (Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: «Альфа-Книга» 2008. с. 1082)
«…намерение завести школы, и даже университеты.…Но, оставив эту мысль, царь, послал 18 молодых Боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным. …Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная…он звал к себе их Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу» (Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: «Альфа-Книга» 2008. с.1083)
Обстоятельными исследованиями А.Н. Сахарова рассмотрены вопросы внутренней и внешней политики. Автор утверждает: «… Значение деятельности Бориса велико, он реформировал внутреннюю и внешнюю политику, в 90-е гг. заключает выгодное перемирие с Польшей, проводит победоносную войну со Швецией, возвратив многое из потерянного Грозным в Ливонской войне и расширив выход к Балтийскому морю. За Россией окончательно закрепляются Сибирь, строятся города, укрепляются границы» (Сахаров А.Н. Смута в Московском государстве. М.: «Современник» 1989г. с.13
Материал для группы
В первые годы правления Борис старался угождать всем и быть рачительным хозяином огромного государства. Незаурядные личные качества, пытливый ум, приветливость и чувствительность, ораторское искусство, красивая внешность и величавость царя привлекали к нему подданных. Всем было известно, что Борим очень любил жену и детей, ненавидел низменные забавы и винопитие.
Были и царские указы в Сибирь, в которых наглядно прослеживается рачительное отношение государя к природным богатствам. В них воеводам запрещалось рубить лишний лес даже для строительства судов, чтобы ничего не оставалось и не гнило. Отходы от строительства следовало использовать для отопления казенных помещений. Четко регламентировалось, сколько можно было отстреливать пушного зверя и каким оружием. Нельзя было грабить и эксплуатировать местное население, которому полагалось отводить сенокосные, пушные промыслы, рыбные угодья. Больных и увечных освобождали от платы ясака.
Освоение Сибири в царствование Бориса продолжалось исключительно интенсивно. Продолжалось строительство сибирских городов. Царь стремился к тому, чтобы в Сибири были не только городки-крепости, но и хорошие дороги, села с пашнями, мельницы, солеварницы и т.д. Заводчикам давались большие льготы, переселялись семьи купцов, крестьян, которым давались денежные ссуды, хлеб, орудия труда. Сибирские воеводы были обязаны за счет казны строить суда для перевозки товаров, сооружать мосты и дороги и следить за их состоянием. В городках-крепостях строились церкви, присылались книги, церковная утварь.
Отличительной чертой Бориса еще до вступления на престол была любовь к иностранцам и всему иностранному. Воцарившись, он стал всячески покровительствовать выходцам из Ливонии. Им давались большие денежные ссуды, земельные угодья, предлагалось поступать на царскую службу. Много льгот от царя получили английские, ганзейские и голландские купцы.
Для нужд двора Борис стремился выписывать из-за границы всевозможных специалистов: медиков, рудознатцев, часовщиков, ювелиров. Для приобщения русских людей к иноземным наукам царь хотел пригласить в Москву известных европейских ученых и организовать особую школу. Но против этого активно выступило духовенство во главе с патриархом Иовым.
Царствование Бориса началось при весьма благоприятной для России международной обстановке. С поляками было заключено перемирие на 20 лет.
Группа№2 «Синяя шляпа» . Оппоненты для группы№1
Группа говорит о негативных последствиях деятельности царя .
Проблемное задание. На примере личности царя , основываясь на знаниях, материалах исследований ответить на вопрос « Способна ли власть изменить человека?
Подготовить свои выводы по теме урока.
(Анализируя различные материалы , знакомясь с оценками деятельности царя, мы пришли к выводу…
Материал для группы
«Сказание о Гришке Отрепьеве» - одно из первых произведений, созданных в период правления В. И. Шуйского. Ни автор, ни точное время его создания неизвестны. Начинается «Сказание» со смерти Ивана Грозного в 1584 г. Кратко сообщив о воцарении Федора, автор приступает к основной своей задаче — опорочить Б. Годунова: «… Все правление Федора — это козни Бориса против великих российских бояр. Получается, что в царствование Федора единственным полновластным правителем был царев шурин Борис Годунов. Возжелав высшей власти, он стал изводить царский род и великих бояр. Первое, что сделал он после смерти Ивана Грозного,— отослал в Углич царевича Дмитрия с матерью и с отцом царицы Федором. Других же Нагих определил в заточение по разным городам» (Морозова Е.Н. Смутное время в России. М.: 2002. с.159)
Е.Н. Кушева: «Главной причиной неудачи был, конечно, крепостнический курс правящих верхов. Борис вынужден был расплачиваться за свою политику. Он видел кругом смятение умов, измену. Агитация в пользу «доброго» царя распространялась повсюду, словно поветрие. Бессилие порождало жестокость. После расправы с вождем повстанцев - Хлопком в 1603 году пытки и казни превратились в повседневное явление. Восставшие холопы, посадские люди, крестьяне не могли рассчитывать на снисхождение. Крепостническое государство старалось виселицами оградить себя от народного гнева. В наиболее жестоких формах террор применялся в отношении низов, а не дворянства» (Кушева Е.Н. К истории холопства, стр. 83-90. В.М Панеях. Кабальное холопство на Руси в 16 в. Л.,1967, с.136
Материал для группы
Стихийное бедствие подорвало доверие подданных к царю. Репутацию царя подрывало и его непомерное тщеславие и подозрительность. Постепенно Борис становился недоступным не только для простых людей, но и для бояр и членов правительства. Запираясь в покоях, он отправлял на официальные приемы и заседания думы сына Федора, который хотя и был не по годам умен и образован, все же был неспособен управлять огромным государством.
Будучи очень подозрительным и боясь заговоров, царь решил внедрить систему доносов, по которой слугам разрешалось доносить на своих хозяев. За это доносчики получали имущество господ. Такая система существенно расшатывала моральные и нравственные устои общества.
Одними из первых жертвами новой системы стали 5 братьев Романовых и их многочисленные родственники. В ноябре 1600 г. слуга Александра Никитича Второй Бартенев донес, что в казне его хозяина хранятся какие-то корешки, которыми он хочет извести царя. После разбирательства все братья Никитичи и их родственники были объявлены виновными и сурово наказаны. Репрессиям были подвергнуты и более дальние родственники. В итоге Боярская дума и царский двор буквально обезлюдели.
Недовольство знати вызывали не только широкомасштабные репрессии, но и то, что царь Борис стал всячески пресекать все попытки местничества, связанные с отстаиванием родовой чести и прав на высокие должности. Новая система назначений полностью подчиняла бояр и дворян воле царя, что не могло не вызвать их недовольства. Непокорных сажали в тюрьму и даже понижали в звании. Не ведя войн, Борис обязал боевых воевод нести городовую службу, что также не могло быть им по вкусу. Массовое недовольство вызывала любовь царя к иностранцам и ко всему иностранному.
Удары судьбы стали обрушиваться и на самого Бориса, и на его семью. В 1602 г. умер И.В.Годунов, видные военачальник и дипломат. В 1603 г. умерла царица-инокиня Александра, пользовавшаяся всеобщим уважением и любовью и являвшаяся главной опорой трона царя. Состарился и окончательно отошел от дел дядя Дмитрий Иванович, умный царедворец и политик, открывший когда-то для Бориса путь к трону. В конце 1604 – начале 1605 г. он умер. Утратой стала и смерть верного постельничего И.Безобразова. Сам Борис Федорович постоянно недомогал, чувствуя, как сгущаются тучи над его троном и все его благие намерения дают лишь отрицательный результат.
Группа№3 «Зеленая шляпа»
Творческое задание слайд№6
Озвучить картину на основе отрывка из сцены «Царские палаты» трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
- Предположите ,чувствует ли царь себя счастливым человеком? Почему?
- Как бы ответил герой на вопрос темы урока?
Подготовить свои выводы по проблеме урока
Материал для группы
ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ
ДВА СТОЛЬНИКА.
Первый. Где государь?
Второй. В своей опочивальне . Он заперся с каким-то колдуном.
Первый . Вот он идет.
Второй. Как он угрюм! (Уходят.)
Царь (входит)
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе.
…
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной —
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви.
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха...
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства —
Меня, меня, несчастного отца!..
Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу —
Монахиню смиренную... всё я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
(Вариант ответа учащихся :
Нам был предложен литературный источник , который , конечно, не является абсолютно достоверным. Это видение А.С. Пушкина. Но все же мы можем предположить, что царь не чувствует себя счастливым, он разочарован.
Борис Годунов приходит к выводу , что управление страной – сложная и трудная, неблагодарная работа).
Фронтальная беседа с классом.
- Можно ли привести пример из истории нашего государства, правителям которого шапка Мономаха не была бы тяжела? слайд№7
(Вариант ответа :скорее нет в истории таких примеров. Аргументы детей: о правлении Ивана Грозного , Ивана III,первых русских князьях и т.д.)
- Проведем историческую параллель. Тяжела ли шапка Мономаха для главы нашего государства ? (возможные варианты ответов – В.В. Путину не просто было принять решение , касающееся судьбы Крыма, оказания помощи русскоязычному населению Украины, реагировать на санкции Запада и т.д. )
Для того, чтобы еще раз каждый из вас мог ответить на вопрос , поставленный в начале урока , предлагаю выполнить
Задание на анализ ситуаций «Примерь шапку Мономаха» слайд№8
1группа. Глава администрации города
2группа . Директор школы
3.группа.Классный руководитель
4.группа. . Староста в классе
-Какими качествами характера должен, на ваш взгляд обладать человек, наделенный властью?
Рефлексивно-оценочный этап
Группа №4 «Красная шляпа»
Задание. Представьте себе, что на данный момент вы обладаете Шапкой Мономаха. Именно вам предлагается:
1.Сформулировать общие философские выводы по теме нашего урока.
- Какие уроки можно извлечь из сегодняшнего разговора?
- Каков же ваш ответ на главный вопрос урока «Тяжела ты, шапка Мономаха?»
(возможный ответ группы)
Проблема, которую мы обсуждали сегодня, на самом деле чрезвычайно важна. И это не только проблема роли личности в истории.
На наш взгляд, это еще и проблема свободы выбора и ответственности. Человек сам осознанно делает выбор: стать, например, главой государства. Он также должен понимать, что является лицом страны, что за ним миллионы граждан, что от него зависит прямо или косвенно куда шагнет страна дальше. Как показала история после правления Бориса Годунова Россия вступила в период Смутного времени, характеризующегося экономическим кризисом, кризисом власти , а самое страшное, что в результате страна могла бы потерять свою независимость. Хотя есть мнение , что причины Смутного времени были заложены ещё в период правления Ивана Грозного, что Борис Годунов пытался предотвратить «катастрофу», но ему это не удалось, потому что он был не популярен в народе, его не поддерживал народ из-за «тёмных», «кровавых» пятен в его правлении. Б.Годунов искренне хотел помочь своему государству, но не смог.
Это еще раз доказывает, что роль личности в истории велика.
Поэтому, мы считаем, что полезно каждому кандидату, претендующему на пост лидера страны, во-первых, хорошо знать историю своего государства, потому как она дает хорошие уроки. Во-вторых, реально оценивать свои возможности. И в-третьих, брать на себя ответственность и отвечать за свои дела перед своим народом. Поэтому на вопрос «Тяжела ты, шапка Мономаха?» мы бы дали утвердительный ответ
2.Оценить работу каждой группы по критериям : активность ( участие всех членов группы), убедительность и аргументированность в выступлениях. оригинальность, объективность ( размещают на доске - таблицу «Работа групп»)
Например :
1группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
активность, аргументированность |
убедительность активность |
оригинальность активность |
объективность |
3. Выразить свои чувства, эмоции по поводу урока.
-В какой цвет вы бы окрасили сегодняшний урок и почему?(каждая группа)
Этап рефлексии.
Учитель:
-Какова цель нашего занятия, нашей работы сегодня?
-Достигли мы поставленной цели?
-Что же помогло нам в достижении поставленной цели?(варианты ответов:
- напряжённая работа
- совместная работа и взаимопомощь/ со-деятельность
Благодаря слаженной работе групп , мы сегодня в ходе совместной деятельности постарались решить проблему ответственности лидера перед своей страной. А с другой стороны, вы сами убедились в том, что действия отдельной личности (я имею ввиду каждого из вас), влияют на общество (класс).
Вы заслужили звания «МОЛОДЦЫ», «Мои умницы!» и в наш сектор «Успеха» я бы сегодня поместила фамилии всех.
Учитель оценивает работу учащихся, делает комментарии
.Домашнее задание на выбор: слайд№9
1. Составить исторический портрет Бориса Годунова, что станет подготовкой к итоговой аттестации в 11 классе.
2. Написать мини-эссе «Тяжела ты, шапка Мономаха?»
3.Творческое задание »Памятка кандидату в…» (социальный плакат)
4. Сочинение-размышление «Какова МОЯ роль в истории?»
Учитель.
слайд№10 . Спасибо за ваши мысли, за вашу работу на сегодняшнем уроке.Я думаю, что вы сегодня убедились в одном: как бы не различались наши точки зрения, мы едины в одном- в понимании необходимости изучения истории, потому как уроки ее весьма полезны…
Летушова Оксана Михайловна