12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прокопьева Марина Ричардовна230
учитель географии
Россия, Саха (Якутия) респ., Олекминский район с.1-Нерюктяйинск

Название статьи: Тьюторская модель организации научно-практической конференции для младших школьников «Первый шаг»

Автор: Прокопьева Марина Ричардовна, заместитель директора по УВР МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ имени С.И. Идельгина» Олекминского района РС(Я)

Почтовый адрес: 678106 Республика Саха (Якутия), Олекминский район, с.1-Нерюктяйинск, ул. Школьная 7а.

Аннотация: Основная идея проекта – создание в рамках НПК такого образовательного пространства, которое является для участников избыточным, в котором появляется необходимость выстраивания индивидуального образовательного маршрута, навигации по его освоению, потребность в консультанте - тьюторе по продвижению. При организации конференции в тьюторской модели все мероприятия внутри него являются образовательными ресурсами. Подбор и предложение избыточного спектра образовательных ресурсов производится на основании анализа потребностей и интересов целевых групп и с учетом целевой установки события. При этом, образовательная среда должна быть наполнена ресурсами, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы.

Результаты: Разработана тьюторская модель организации конференции, которая включает в себя следующие взаимосвязанные структурные элементы: открытая среда, навигатор как средство составления ИОМ, тьюторское сопровождение. Программа конференции составлена по принципу открытого образования: открытость, избыточность, вариативность, гибкость, индивидуализация.

Выводы

Инновационность данного проекта состоит в том, что научно-практическая конференция, организованная как образовательное событие, позволяет не только расширить границы познания учащихся, педагогов, но и соединить такие технологии, как организация проектной деятельности и технология тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: открытая среда, тьюторское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, навигатор как средство составления ИОМ.

Тьюторская модель организации научно-практической конференции для младших школьников «Первый шаг»

Государство и общество ставят перед школой новые задачи, формулируют новый образовательный заказ. Новые образовательные стандарты ориентируют на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной. Современные нормативно-правовые документы РФ в сфере образования определяют запрос на индивидуализацию образования, когда сам ученик проектирует содержание своего образования и формы его освоения, несет за это ответственность. Этот процесс требует от учителя вхождения в иную, тьюторскую позицию, заключающуюся в сопровождении ученика в его индивидуальной образовательной траектории.

Для полноценного введения ФГОС, для реализации индивидуализации образования необходима комплексная перестройка всей образовательной деятельности. В условиях нашего образовательного учреждения первым шагом в этом направлении может стать организация образовательного события по принципам индивидуализации.

Научно –практическая конференция для младших школьников «Первый шаг» - это традиционное мероприятие, которое проводится ежегодно в МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им.С.И. Идельгина» Олекминского района. Конференция востребована, дети и педагоги активно участвуют на нашем мероприятии. Но, анализируя программу и организацию предыдущих конференций, мы выявили ряд проблем. Во- первых, они проходят, как правило, однотипно: открытие, защита проектов по секциям, награждение. Нет новизны, нет разнообразия. Во-вторых, участие педагогов ограничивается только сопровождением своих учащихся по секциям. В-третьих, в организации и проведении конференции принимают участие в основном педагоги, участие учащихся старших классов весьма незначительно.

Чтобы мероприятие стало настоящим событием для ребенка, нужно чтобы он не просто побывал там, не просто принял участие, а прожил его, приобрел новый для себя опыт в результате целенаправленной деятельности в открытом образовательном пространстве. В какой форме организовать работу конференции, чтобы каждый участник, и ученик, и педагог, приобрели новый опыт, расширили свои образовательные интересы, чтобы для каждого из них это мероприятие стало событием? Так зародилась идея создания проекта организации конференции в новой - тьюторской модели. Основной опорой для нас стала технология «Навигатор: тьюторское сопровождение в образовательных событиях», разработанная авторским коллективом Архангельского областного института открытого образования (Балагина Е.В., Голованова О.Б., Неманова К.М., Уварова Л.И., Филиппова Ю.С.).

Основная идея проекта – создание в рамках НПК такого образовательного пространства, которое является для участников избыточным, в котором появляется необходимость выстраивания индивидуального образовательного маршрута, навигации по его освоению, потребность в консультанте - тьюторе по продвижению.

Цель: разработка тьюторской модели организации научной конференции для младших школьников «Первый шаг».

Задачи:

Изучить известный опыт в организации и проведении образовательного события, тьюторского сопровождения участников образовательного события.

Определить оптимальные возможности новой модели организации конференции с тьюторским сопровождением исходя из реальных условий своей школы.

Составить программу конференции по принципу открытого образования: открытость, избыточность, вариативность, гибкость, индивидуализация.

Создать навигатор конференции для педагогов и обучающихся.

Организовать научно-практическую конференцию для младших школьников в тьюторской модели.

Определить пути построения дальнейшей траектории участников конференции (учителя, учащиеся).

Целевая аудитория: учащиеся 1-5 классов, учителя.

Заинтересованные стороны (участники проекта): учащиеся 10-11 классов, учителя, педагоги дополнительного образования.

При организации конференции в тьюторской модели все мероприятия внутри него являются образовательными ресурсами. Подбор и предложение избыточного спектра образовательных ресурсов производится на основании анализа потребностей и интересов целевых групп и с учетом целевой установки события. При этом, образовательная среда должна быть наполнена ресурсами, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы. В организации и проведении мероприятий принимают участие не только педагоги школы, но и учащиеся 10-11 классов.

Для ознакомления с содержанием, формами работы и регламентом мероприятия, для составления своего индивидуального образовательного маршрута участия в мероприятии создается навигатор конференции. Это печатный путеводитель мероприятия, который помогает каждому участнику ориентироваться в пространстве образовательного события, составлять свой индивидуальный образовательный маршрут внутри мероприятия, проводить рефлексию нового опыта. Созданный нами Навигатор конференции состоит из следующих пунктов: как использовать навигатор, Программа работы НПК, блок мероприятий по выбору, анонсы мероприятий в рамка НПК, словарь полезных терминов, примерный план публичного выступления, Мой индивидуальный образовательный маршрут, рефлексия, анкета обратной связи.

Основным дополнением к конференции являются входные и итоговые тьюториалы, позволяющие каждому участнику стать субъектом своего образования в рамках конференции, прожить опыт сопровождения. Организацию процесса сопровождения реализуют учителя с тьюторской позицией. Они организуют вокруг себя группы (не более 10 человек) для работы с индивидуальными вопросами, выстраивания навигации по конференции.

Руководители площадок являются инициаторами, разработчиками и организаторами деятельности вокруг определенной темы. В организации площадок принимают участие не только педагоги школы, педагоги учреждений дополнительного образования, но и старшеклассники.

Тьюторанты (участники работы площадки) – участники конференции, которые объединились вокруг тьютора, выбранного по своему желанию, для совместного поиска ответов на индивидуальные вопросы.

Для обеспечения организационного и методического качества площадок должна быть проведена систематическая работа рабочих групп (на этапе подготовки).

Тьюторское сопровождение участников ОС заключается в:

- сопровождении индивидуального образовательного маршрута (навигатор)

- создании ситуации продвижения ребенка

- организации рефлексии

Рефлексия проводится как среди учащихся, так и среди педагогов. Этап рефлексии для учащихся организуется в каждой секции, после того, как они выступили со своими проектами. Кроме этого они заполняют рефлексивный дневник. Рефлексия педагогов организуется через заполнение рефлексивного дневника, анкеты обратной связи (в навигаторе).

Результаты

Разработана тьюторская модель организации конференции, которая включает в себя следующие взаимосвязанные структурные элементы: открытая среда, навигатор как средство составления ИОМ, тьюторское сопровождение.

Программа конференции составлена по принципу открытого образования: открытость, избыточность, вариативность, гибкость, индивидуализация. Мероприятия в рамках конференции являются образовательными ресурсами, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и осуществить пробы.

Создан макет навигатора конференции, помогающий каждому участнику ориентироваться в пространстве образовательного события, составлять свой индивидуальный образовательный маршрут внутри мероприятия, проводить рефлексию нового опыта.

Опыт проведения конференции в новой форме распространен через публикации в районной газете «Олекма» и Сайт школы, на Республиканской педагогической ярмарке «Сельская школа».

Выводы

Эффектами реализации проекта могут стать расширение образовательного пространства, расширение круга педагогов, вовлеченных в данную проблематику, проекты по индивидуализации образования, определение направлений будущих проектов учащихся.

Инновационность данного проекта состоит в том, что научно-практическая конференция, организованная как образовательное событие, позволяет не только расширить границы познания учащихся, педагогов, но и соединить такие технологии, как организация проектной деятельности и технология тьюторского сопровождения.

Практическая значимость проекта заключается в том, что он может стать инструментом для педагогов и школ в организации массовых мероприятий, построенных по принципам индивидуализации.


t1584178127aa.jpg


t1584178127ab.jpg








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Альманах тьюторских практик и технологий. Выпуск 1. 2012-2015гг./ под ред.С.А. Степанова М.Ю. Чередилиной. - Москва – Тверь: «СФК-Офис», 2016. - 220с. – (Серия «Библиотека тьютора». Вып.7).

Ковалева Т.М. Реализация тьюторской модели в системе дополнительного профессионального образования / Развитие практик тьюторского сопровождения в системе ДПО. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 5-16 октября 2013г./ науч.ред. Е.В. Груздова; отв.ред.О.Б. Голованова,-Архангельск, Издательство АО ИОО, 2013. - с.6-10

Ковалева Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения / Событийность в образовательной и педагогической деятельности.

Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика / Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю. Жилиной / Новые ценности образований. – 2010.- № 1 (43).- с. 101-109

Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности / Материалы VII Международной научно-практической конференции и XIX научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 28-29 октября 2014г./ науч.ред. Т.М.Ковалева; отв.ред.А.Ю.Шмаков, – Москва, 2014. Вопросы психологии. – 1993, №1.

Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») //

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.