12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера 19
Работаю учителем истории и обществознания. Люблю читать и путешествовать.
Россия, Архангельская обл., Онега

Урок «У истоков российской науки и техники»

В рамках курса «История России»

8 класс

​​​​​​​ Автор: Белоногова Вера Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1 г. Онеги"

Цели урока:

Предметные:

познакомить учащихся с достижениями отечественной науки и техники, деятельностью выдающихся техников и изобретателей.

проанализировать учебный материал и сделать вывод о предпосылках развития науки и техники в XVIII в.

определить влияние государства на развитие науки и техники.

Метапредметные:

научить учащихся воспринимать и анализировать тексты, презентации, заполнять таблицу (обобщать учебный материал) и представить его в виде таблицы.

формировать способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

формировать коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполняя задание учителя. (работа в малой группе)

формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания своей этнической принадлежности.

Ожидаемые результаты:

Знать достижения отечественной науки и техники XVIII в., деятельностью выдающихся ученых и техников, уметь анализировать материал и делать выводы о роли Ломоносова и Кулибина в развития науки и техники. (ПРУУД).

Продолжить формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, подвести к осознания своей этнической принадлежности (ЛУДД)

Формулировать познавательную цель, проблему, выделять нужную информацию из предложенных текстов, анализируют их, сравнивать и отвечать на вопросы. (ПУУД)

Анализировать исторические факты в источниках, делают выводы. (ПУУД)

Сотрудничать, работая в парах, совместно искать и анализировать информацию, уметь выражать свои мысли, участвуя в диалоге. (КУУД)

Выполнять учебное задание; определять личностно-значимую цель в рамках учебной темы, оценивать свою работу на уроке. (РУУД)


УМК: История России / 8 класс. Автор: Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Артасов И.А., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. Год: 2016. 

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедиа, рабочие карточки см Приложение 1.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Средства обучения: вербальные – речь учителя; фото-, видео, аудио - иллюстрации, ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, биографические статьи, учебник.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Основные вопросы содержания:

1. Академии наук. Особенности развитие науки в Российской империи.

2. М.В. Ломоносов

3. И.П. Кулибин

4. Вклад Ломоносова и Кулибина в развитие науки и техники.


Особенности урока и возможные проблемы.

Урок показывает, как происходило становление российской науки и техники, что приводит к изменению отношения к научным знаниям и изобретениям. Знакомит с Академии наук и деятельностью Ломоносова и Кулибина - «столпов российской науки и техники». Возможные трудности заключаются в то, что ученики могут не знать или забыть исторические события или факты биографии. Учитель может задать дополнительные вопросы и натолкнуть на правильный ответ. Задача педагога показать на материале формирование ценностного отношения к научным знаниям.


Список приложений:

Приложение 1. Карточки для обучающихся

Приложение 2. Задачи из учебника Магницкого с решением (для учителя)

Приложение 3. Выдержки из биографии Ломоносова и Кулибина



Иллюстративный материал

Ход урока


Комментарии

t1680791790aa.jpg

Актуализация знаний.

Предлагает проблемную ситуацию.

Задача связать современность и историю. Посмотрите внимательно на изображение.

Встречалось ли вам оно. С чем это было связано? О чем оно нам может рассказать? Годом чего объявлен 2021 год?

2021 год объявлен годом науки и технологий.

Церемонию открытия тематического года приурочили к 8 февраля.

Мы с вами хорошо понимаем ценность науки для общества. Но так было не всегда. И чтоб общество начало ценить труд ученых и изобретателей понадобилось время. Мы все понимаем что учиться нужно, даже если нам лень. Но вспомните известного литературного героя очень популярного в 18 веке произведения Митрофанушку (комедия Фонвизина «Недоросль») Какое отношение он высказывал к учебе?

(«Не хочу учиться, а хочу жениться»)

Поставить задачу на уроксформулировать тему урока к концу занятия

Почему именно 8 февраля?


Главное подвести учеников к теме урока, но сформулировать ее они должны сами в конце занятия. На этом этапе важно то, чтоб ученики осознали, что для появления современных блага (гаджеты, лекарства, Интернет и т.д.), необходимо было развитие науки и техники


t1680791790ab.jpg


t1680791790ac.gif

Академии наук. Особенности развитие науки в Российской империи.


Обратимся к знаниям учеников о правлении Петра Великого и мировой истории.

Вспомните и назовите какими событиями в мировой истории ознаменовался век 18. (Эпоха Просвещения и это период активных колониальных захватов. Выбор: либо мы развиваем науку, либо мы можем оказаться колонией).

Какое государство добивается наибольших успехов в захвате колоний? А с чем это можно связать?

(Англия. Самый сильный флот, современное вооружение, развитая промышленность, государственная поддержка науки и изобретательской деятельности)

Почему Петра называли Великим? Назовите основные преобразования? Какова была цель деятельности Петра?

Петр мечтал о величие России. А без чего невозможно было бы этого добиться?

Петр открывает цифирные школы, отправляет учиться юношей заграницу, но достаточно ли этого? Посмотрите какая цепочка у нас получается: ОБРАЗОВАНИЕ – НАУКА – ТЕХНИКА

(ее лучше зафиксировать на доске)

Объясните взаимосвязь.

(Заниматься наукой могут люди образованные, без невозможен технический прогресс)

Важно обратить внимание учащихся на главные особенности развития науки и техники:

- ученые –академики иностранного происхождения;

- непонимание основной части общества важности развития фундаментальных наук и поддержки изобретательской деятельности для государства.

Беседа. День российской науки отмечается 8 февраля. Это всех тех, кто решил посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. История праздника начинается со времен Петра I.

По его велению 8 февраля 1724 г. был издан указ о создании Академия наук и художеств. Великий реформатор прекрасно понимал значение образования и научной мысли в развитии страны.

Первое торжественное собрание академии прошло уже после смерти Петра I, 7 января 1726 г. - эта дата считается ее официальным днем открытия. Первоначально располагалась в доме барона Петра Шафирова на Петроградской стороне, в 1728 г. переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове.

Академия отличалась от зарубежных, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Статус в обществе и наличие рангов, денег не влияли возможность стать учеником. Поэтому в академию могли поступить дети дворян и простолюдинов. За хорошую учебу и труд они получали жалование.

Итак, как мы видим при Петре I в России начали зарождаться первые ростки настоящей науки, но поначалу в Академии преподавали иностранные ученые, приглашенные заниматься наукой и обучать студентов.

t1680791790ad.gif




t1680791790ae.jpg





Отрывок из к/ф «Михайло Ломоносов» (1986) https://youtu.be/db_Dj1NDwGQ


М.В. Ломоносов

Назовите русских ученых 16 и 17 веков. О каких достижения науки и технике 16 и 17 века вы можете рассказать?

Кто же были первые российские ученые? Это знаковые имена русской науки и техники!

Поскольку о Ломоносове школьники знают, то вполне уместно оживить знания беседой, обратив внимание на основные факты биографии и заслуги.

«Личность интересная, неоднозначная и окутанная многими мифами. Начнем хотя бы с того, что об ученом Ломоносове заговорили только в конце 19 века, а до этого он был больше известен как литератор.

В конце 1739 года все любители поэзии С- Петербурга обсуждали творение 28- летнего никому неизвестного студента Ломоносова. Слог был необычен для того времени». Давайте сами в этом убедимся. Перед вами 2 отрывка. Один принадлежит популярному поэту 18 века Тредиаковскому. (Приложение 1)

Какой отрывок читается и воспринимается легче?


С чего начинается научная и литературная деятельность М.В. Ломоносова?


Знакомим учеников с учебниками , по которым учились в 18 веке и решаем задачи по математике (Приложение 1)

Задачи решаем в парах.

Ответы на первые 2 вопроса у ребят вызывают затруднения. ( Т.к. ученых профессиональных нет …) В этом и заключается проблемная ситуация. Таким образом подводим их пониманию значимости деятельности Ломоносова и Кулибина.










Делаем упор на личностное восприятие. Ученики читают отрывки и делятся впечатлениями.


Хороший материал для реализации воспитательного потенциала урока - показать значимость образования и самообразования.

Материал для беседы. Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 года (по старому стилю) в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Уже с детства Михаил был знаком с тяжелым трудом. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных морских путешествиях. Василий Дорофеевич хоть и значится у многих историков крестьянином, но таковым не был. А был он известным промысловиком, ему принадлежало несколько рыболовных судов. Владел он 2 мачтовым карбасом самым большим кораблем на Белом море в те времена. На отцовском галиоте “Чайка” побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. Уловы всегда были хорошие. Порой в Архангельск привозили до 2 тонн трески.

С детства он отличался любознательностью и тягой к наукам. Учился он по 2 книгам – «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметики» Магницкого.

Зимой 1730 года он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 года Ломоносов поступил в славяно-греческую академию- первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальные на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться”, - Ломоносов сумел проявить блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. Его дразнили, но это не остановило.

В 1735 году Сенат издал указ о направлении в Петербургскую Академию наук способных учеников из монастырских школ. Из Славяно-греко-латинской академии потребовали двадцать человек, но пригодных оказалось только двенадцать, среди них и Ломоносов. 1 января 1736 года он уже был в столице, и вскоре его зачислили студентом академического университета.

Деятельность Ломоносова с первых же шагов отмечена важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство первой в России химической лаборатории…Вторым делом было издание ломоносовского перевода “Экспериментальной вольфианской физики”…Этим переводом русская физика получила не только учебник на русском языке, но основы русского научного языка.

Во время учебы в Магдебургском университете Ломоносов познакомился с работами английского физика, химика и философа Роберта Бойля. Идеи Бойля, относящиеся к молекулярному строению материи, произвели на него огромное впечатление.

В 1761 г. Ломоносов наблюдал с помощью сконструированного им самим телескопа редкое астрономическое явление – прохождение Венеры по диску Солнца. В разных точках Земли это явление наблюдали многие астрономы и отметили расплывчатость краев диска Венеры, но не сделали из наблюдений необходимого вывода. Лишь Ломоносов дал правильное объяснение, заключив, что на Венере имеется атмосфера. К сожалению, в ту пору ученый мир не заметил замечательного открытия Ломоносова, и оно было переоткрыто лишь спустя 121 год.

Интерес к научному наследию Ломоносова появился после работ выдающегося физика Сергея Ивановича Вавилова.

t1680791790af.gif


t1680791790ag.gif




И.П. Кулибин

Знакомимся с биографией Кулибина (вариант 1. Ученик делает доклад/вариант 2. Работа с биографической статьей)

Что общего в двух биографиях? Какие общие черты характера можете назвать?

Ответ на вопрос можно оформить таблицей. Ученики дают ответы, а учитель/ученик вносит их в таблицу

Ломоносов

Кулибин

Семьи занимались торговлей,

низкое происхождение,

занимались самообразованием,

настойчивость в достижении целей,

научная интуиция



Изучая биографию Кулибина важно чтоб ученики нашли «точки соприкосновения» с Ломоносовым.

t1680791790ah.jpg

Роль Ломоносова и Кулибина

Как общество относилось к Ломоносову и Кулибину?

Ценили ли их открытия и достижения?

Опустили ли руки?

Акцент можно сделать на том, что очень важно уметь преодолевать трудности для того, чтобы добиться успеха.

Михаил Васильевич и Иван Петрович обладали редким даром – научной интуицией, что позволяло ему совершать открытия, которые опережали время.

Но для современников Ломоносов был литератором, а Кулибин «мастером фейерверков». Оценят их только потомки. НО! Важно помнить и понимать то, что они проторили дорогу в науку российским ученым и они заложили основы развития современных технологий в России. Они сломали стереотипы, что в России наукой и техникой могут заниматься только иностранные специалисты!


Рефлексия

Какие открытия вы сделали для себя на этом уроке?

Как бы сформулировали тему урока


Важно чтоб ученики сами озвучили тему урока «У истоков российской науки».

















Приложение 1. Карточки для обучающихся


Ода на взятие Хотина

Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,

Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.

Ода на день восшествия [...] Елисаветы

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Ломоносов

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.


Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!



Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.


О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.

Тредиаковский

Задачи из учебника Магницкого

1. Бочонок кваса

Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой он выпивает такой же бочонок за 10 дней. За сколько дней жена выпьет бочонок одна?

2. На охоте

Пошёл человек на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков она догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 собачьим скачкам и расстояние, которое преодолевает собака за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Подразумевается, что скачки делаются одновременно и зайцем, и собакой.

3 . На мельнице

На мельнице есть три жёрнова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором — 54 четверти, а на третьем — 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жёрнов нужно его насыпать?




Приложение 2. Задачи из учебника Магницкого с решением (для учителя)


1. Бочонок кваса

Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой он выпивает такой же бочонок за 10 дней. За сколько дней жена выпьет бочонок одна?

Найдём число, которое может делиться и на 10, и на 14. Например, 140. За 140 дней человек выпьет 10 бочонков кваса, а вместе с женой — 14 бочонков. Значит, за 140 дней жена выпьет 14 − 10 = 4 бочонка кваса. Тогда один бочонок кваса она выпьет за 140 ÷ 4 = 35 дней.

2. На охоте

Пошёл человек на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков она догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 собачьим скачкам и расстояние, которое преодолевает собака за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Подразумевается, что скачки делаются одновременно и зайцем, и собакой.

Если заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков, но собака за 5 скачков из 6 пробежит то же расстояние, что заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку.

 Так как в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 собачьим скачкам, то собака догонит зайца через 40 × 6 = 240 скачков.

3. На мельнице

На мельнице есть три жёрнова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором — 54 четверти, а на третьем — 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трёх жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жёрнов нужно его насыпать?

Простой любого из трёх жерновов увеличивает время помола зерна, поэтому все три жёрнова должны работать одинаковое время. За сутки все жернова могут смолоть 60 + 54 + 48 = 162 четверти зерна, а надо смолоть 81 четверть. Это половина от 162 четвертей, поэтому жернова должны работать 12 часов. За это время на первом жёрнове надо смолоть 30 четвертей, на втором — 27 четвертей, а на третьем — 24 четверти зерна.












Приложение 3. Биография Кулибина

Иван Кулибин появился на свет 10 (21) апреля 1735 года в семье мещанина, зарабатывавшего на жизнь торговлей мукой. Отец мальчика был старообрядцем, который воспитывал детей в строгости и послушании. С юных лет Ваня не только обучался грамоте, но и приучался к труду.

Иван во всем помогал отцу, но самым главным и любимым занятием у него было чтение и создание различных игрушек. Заметив увлечение сына, отец позволил ему осваивать токарное и слесарное дело.

После смерти отца в 1758 году Иван Кулибин открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Свободное время он посвящал изобретению различных устройств: механических игрушек для детей и взрослых, сложных часовых механизмов.

Часы для императрицы

Узнав о том, что Нижний Новгород должна была посетить сама императрица, Кулибин решил удивить ее своими часами. Он с энтузиазмом приступил к работе, которая продолжалась три года, с 1764 по 1767 год. В результате получилось настоящее произведение искусства, чудо механики. Часы, изготовленные из серебра с позолотой, имели форму гусиного яйца, внутри которого располагался сложный механизм из 427 деталей.

Часы не только показывали время, но также отбивали часы, половину и четверть часа. К интересным фактам следует отнести и встроенный в часы крошечный театр с подвижными фигурками, способный проигрывать несколько мелодий.

Ивану Петровичу удалось преподнести свои уникальные часы Екатерине II. Императрица была настолько покорена филигранной работой новгородского мастера, что в 1769 году назначила его на должность заведующего механической мастерской Петербургской академии наук.

Открытия и изобретения Кулибина

Поступив на службу в Санкт-Петербурге, Кулибин получил возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Он руководил изготовлением навигационных, астрономических и физических инструментов и приборов.

В то время одной из самых важных проблем в Петербурге было отсутствие мостов. Иван Петрович разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву и тем самым доказал возможность моделирования мостовых конструкций.

Фантазия Кулибина была неистощимой. За годы жизни он изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, ножной протез, лифт и многое другое.

Без Ивана Кулибина не обходилось ни одно торжество во дворце. Только он мог устроить незабываемое празднество с различными аттракционами, «световыми шутихами», оптическими забавами.

Иван Кулибин, биография которого стала олицетворением бьющего через край творческого начала, даже в преклонном возрасте не переставал трудиться и интересоваться техническими новинками. За свой вклад в культуру России он был награжден Екатериной II именной медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.