12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44602
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
18

У р о к 7. «Рождество — это время любить и прощать! (По стихотворениям Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и В.Д.Берестова «Перед Рождеством»)

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 7. «Рождество — это время любить и прощать!

(По стихотворениям Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и В.Д.Берестова «Перед Рождеством»)



Цели: формировать умение определять родо- жанровую специфику лирического произведения, выделять ключевые слова, подбирать ассоциативный ряд, находить символические образы, определять их идейную роль, определять стилистические особенности художественного произведения, обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения; развивать умение отбирать и анализировать информацию, навыки речевого общения.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики стихотворения, понимание роли средств выразительности в художественном произведении; владение элементами анализа лирического произведения; умение выразительно читать лирические произведения, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование: презентация к уроку.



Рождество-это время любить и прощать
PPTX / 4.68 Мб

Ход урока

1. Организационный момент.


2. Целеполагание.

Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?


3. Подготовка к восприятию. (Слайды 2-8)

Рассмотрите картины известных русских художников, посвященные Рождеству. Что их объединяет? Какая картина вам понравилась больше всего? Почему? (Повторный просмотр той картины, о которой говорят учащиеся). Какие чувства передает художник?

-Чудо, таинство, нечто великое.

Известный русский поэт, лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак в доме отца с детства общался со многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины «Голгофа» и «Что есть истина?» произвели на будущего поэта огромное впечатление, ведь художник представил свой взгляд на известные библейские сюжеты. (Слайды 9-11)

Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картину «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля. Это полотно пробудило у Пастернака написать нечто подобное, но русское, он написал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». Так родился замысел стихотворения «Рождественская звезда». Как вы понимаете выражение Рождественская звезда? (Слайд 12)

-Рождественская звезда, или Вифлеемская звезда, или звезда Волхвов - необычное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, восточные волхвы назвали звездой. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя его, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский. Там они еще раз увидели звезду, которая и указала, где именно находился Младенец и его мать Мария.

4. Анализ стихотворения «Рождественская звезда»: беседа, выборочное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, письменный ответ на вопрос.

Выразительное чтение стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» (Слушаем аудиофайл. Читает засл. артист РФ Виктор Яковлев)

​​​​​​​


выразительное чтение
MP3 / 5.39 Мб

О каком событии идет речь в стихотворении? Перескажите его.

Лирический сюжет – особый сюжет в лирическом произведении, при котором события воспроизводятся лишь в той мере, в какой необходимо. Чтобы выразить чувства лирического героя.

Найдите в стихотворении описание природы. Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?

Какие черты русской жизни, кроме пейзажа, изображены в стихотворении?

Какова их роль в стихотворении?

Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).

Какой образ выражает в стихотворении присутствие высших сил? (Звезда Рождества).

О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).

Какие сравнения использовал автор при изображении божественных событий?

Какие олицетворения и метафоры изображают события? Какие выражают чувства лирического героя?

Сформулируем и запишем главную мысль стихотворения:

Б.Пастернак в своем стихотворении показал рождение чуда на русской почве. Идея его проста и гениальна: рождение каждого человека – это Чудо.

5. Анализ стихотворения «Перед Рождеством»: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа.

Выразительное чтение.

На сколько частей можно разделить стихотворение? О чем идет речь в каждой из них?

-Стихотворение делится на две части. Первые две строфы переносят читателя в дом малыша, где стоит нарядная елка. Вторая часть – христианский миф о появлении на свет Иисуса.

Какие чувства выражены в стихотворении?

-Оно наполнено теплом, ожиданием праздника, чуда и подарков.

Какие средства выразительности создают это настроение?

Эпитеты: «морозную мглу», «премудрых волхвов»; олицетворения: «блещет звезда», «зажжется звезда», метафоры «сидишь в темноте», «прямо в этот мороз».

6. Подведение итогов урока

Как вы думаете, почему поэты и художники вновь и вновь обращаются к теме Рождества? О чем они хотят нам напомнить?

Домашнее задание: прочитать басню И.А.Крылова «Дерево».

Использованная литература

1. Перфильева Г.И.. Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака «Рождественская звезда» https://urok.1sept.ru/articles/501169

2. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.07.22 в 10:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за своевременную помощь коллегам!
Легоцкая Вера Сергеевна, 26.07.22 в 11:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, готовлюсь к 5 классу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.