12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Легоцкая Вера Сергеевна44602 Люблю работать. Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"» |
У р о к 7. «Рождество — это время любить и прощать! (По стихотворениям Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и В.Д.Берестова «Перед Рождеством»)
Родная русская литература. 5 класс
У р о к 7. «Рождество — это время любить и прощать!
(По стихотворениям Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» и В.Д.Берестова «Перед Рождеством»)
Цели: формировать умение определять родо- жанровую специфику лирического произведения, выделять ключевые слова, подбирать ассоциативный ряд, находить символические образы, определять их идейную роль, определять стилистические особенности художественного произведения, обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения; развивать умение отбирать и анализировать информацию, навыки речевого общения.
Планируемые результаты: понимание жанровой специфики стихотворения, понимание роли средств выразительности в художественном произведении; владение элементами анализа лирического произведения; умение выразительно читать лирические произведения, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Оборудование: презентация к уроку.
Рождество-это время любить и прощать
PPTX / 4.68 Мб
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?
3. Подготовка к восприятию. (Слайды 2-8)
Рассмотрите картины известных русских художников, посвященные Рождеству. Что их объединяет? Какая картина вам понравилась больше всего? Почему? (Повторный просмотр той картины, о которой говорят учащиеся). Какие чувства передает художник?
-Чудо, таинство, нечто великое.
Известный русский поэт, лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак в доме отца с детства общался со многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины «Голгофа» и «Что есть истина?» произвели на будущего поэта огромное впечатление, ведь художник представил свой взгляд на известные библейские сюжеты. (Слайды 9-11)
Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картину «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля. Это полотно пробудило у Пастернака написать нечто подобное, но русское, он написал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». Так родился замысел стихотворения «Рождественская звезда». Как вы понимаете выражение Рождественская звезда? (Слайд 12)
-Рождественская звезда, или Вифлеемская звезда, или звезда Волхвов - необычное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, восточные волхвы назвали звездой. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя его, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский. Там они еще раз увидели звезду, которая и указала, где именно находился Младенец и его мать Мария.
4. Анализ стихотворения «Рождественская звезда»: беседа, выборочное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, письменный ответ на вопрос.
Выразительное чтение стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» (Слушаем аудиофайл. Читает засл. артист РФ Виктор Яковлев)
выразительное чтение
MP3 / 5.39 Мб
О каком событии идет речь в стихотворении? Перескажите его.
Лирический сюжет – особый сюжет в лирическом произведении, при котором события воспроизводятся лишь в той мере, в какой необходимо. Чтобы выразить чувства лирического героя.
Найдите в стихотворении описание природы. Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?
Какие черты русской жизни, кроме пейзажа, изображены в стихотворении?
Какова их роль в стихотворении?
Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).
Какой образ выражает в стихотворении присутствие высших сил? (Звезда Рождества).
О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).
Какие сравнения использовал автор при изображении божественных событий?
Какие олицетворения и метафоры изображают события? Какие выражают чувства лирического героя?
Сформулируем и запишем главную мысль стихотворения:
Б.Пастернак в своем стихотворении показал рождение чуда на русской почве. Идея его проста и гениальна: рождение каждого человека – это Чудо.
5. Анализ стихотворения «Перед Рождеством»: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа.
Выразительное чтение.
На сколько частей можно разделить стихотворение? О чем идет речь в каждой из них?
-Стихотворение делится на две части. Первые две строфы переносят читателя в дом малыша, где стоит нарядная елка. Вторая часть – христианский миф о появлении на свет Иисуса.
Какие чувства выражены в стихотворении?
-Оно наполнено теплом, ожиданием праздника, чуда и подарков.
Какие средства выразительности создают это настроение?
Эпитеты: «морозную мглу», «премудрых волхвов»; олицетворения: «блещет звезда», «зажжется звезда», метафоры «сидишь в темноте», «прямо в этот мороз».
6. Подведение итогов урока
Как вы думаете, почему поэты и художники вновь и вновь обращаются к теме Рождества? О чем они хотят нам напомнить?
Домашнее задание: прочитать басню И.А.Крылова «Дерево».
Использованная литература
1. Перфильева Г.И.. Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака «Рождественская звезда»
2. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.