12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варавина Наталия Владимировна1188
Россия, Иркутская обл., Братск

У ребенка нервные тики. Что делать?

Тикозный гиперкинез или нервные тики – это реакция организма на стресс, способ «сброса» нервного напряжения через непроизвольное сокращение мышц. Не раздражайтесь на издаваемые ребенком звуки, не просите их контролировать, т.к. если ребенок пытается сдержать нервный тик, напряжение в организме возрастает ещё больше и это лишь провоцирует учащение и усиление тиков.

Пересмотрите свой стиль воспитания. Так, воспитание по типу повышенной моральной ответственности (этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям (когда взрослые перекладывают на детские плечи уход и надзор за малышами и беспомощными членами семьи. Может быть также связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи их ребенка в учебе, спорте, занятиях рисованием и т.п.) стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности. В трудных жизненных ситуациях, предъявляющих повышенные требования к чувству ответственности, у психастеника может сформироваться обсессивно-фобический невроз. Склонный к психастении ребенок чутко улавливает высокие родительские ожидания и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Ребенок должен чувствовать, что родители его любят и будут любить несмотря ни на что.

Хотя бы один час в день посвятите полностью своему ребенку. Не стесняйтесь обнимать и целовать ребенка, проявлять свою любовь к нему. («Когда мы обнимаемся, наши сердца соединяются, и мы не чувствуем себя отделенными от мира. Осознанные объятия приносят умиротворение, исцеление, понимание и счастье. Практика осознанного объятия принесла примирение многим людям, в отношениях которых были проблемы», «Другого человека необходимо обнимать так, чтобы полностью присутствовать в этом объятии. Обнимая человека, нужно по-настоящему чувствовать его в своих руках, обнимать не просто «для вида», не просто дружески похлопывая его по плечу, но обнимать осознанно, дыша полной грудью и обнимая всем телом, духом и сердцем» - буддисты). По словам Луизи Хей, нам нужно по четыре объятия в день для выживания, по восемь объятий в день для поддержки жизнедеятельности, по двенадцать объятий в день для роста и развития.

Не стоит его ругать за отрицательные отметки, просто объясните, что их можно исправить, выучив следующий урок, помогите, если нужно. В случае обсуждения плохого поведения объясняйте, что такое поведение на уроке мешает ему самому усвоить новые знания и чтобы понять урок ему придется заниматься дома вместо игры или просмотра мультиков.

Снятию нервного напряжения способствует помощь в выражении своих чувств и эмоций, физическое расслабление, доверительные отношения с близкими, спокойная обстановка в семье, четкий режим дня, распределение обязанностей.

Уже только создание режима дня и распределение обязанностей в семье, по словам неврологов, в половине случаев, помогают избавиться от нервных тиков. Ребенок должен четко знать, когда и что он будет делать: когда делать уроки, когда гулять, когда идти на кружок, когда играть, когда кушать. Режим дня формирует ощущение стабильности, дает возможность «заземлиться» и не переживать о том, что будет потом, т.к. все заранее известно, так же отход ко сну и выход из него в одно и то же время, способствует полноценному отдыху. Составьте режим дня вместе с ребенком, учитывая его пожелания, но ограничивая чрезмерность (ограничьте просмотр мультиков). Сделайте его наглядным, разнообразным, прикрепите на видном месте. Помните, что у ребенка должен быть полноценный сон и достаточно время для отдыха, прогулок.

Распределение обязанностей в семье способствует сплочению, повышению доверия. Каждый член семьи должен быть включен в бытовые хлопоты. Будет полезным обозначение санкций за нарушения (к примеру, отказ мыть посуду во время своей очереди – отсутствие просмотра мультиков в течении дня), их желательно продумать, записать и прикрепить на видное место.

Также, в целях сплочения, и снятия психологического напряжения в семье, рекомендуются совместные выходы, выезды, игры (бассейн, лыжная база, кинотеатр, боулинг и т.п.).

Как известно, наибольшее физическое расслабление наступает после сильного физического напряжения, т.е., чтобы расслабиться надо устать. С этой целью рекомендуется занятие плаванием, катанием на лыжах, коньках. Не рекомендуются командные виды спорта и соревнования, т.к. провоцируют нервное напряжение, переживания.

Оказать помощь в выражении своих чувств и эмоций вы можете, практикуя совместные игры:

отец с ребенком могут боксировать с помощью детских перчаток

кто дольше или громче крикнет (можно кричать в подушку)

кто порвет больше бумажек (поддавайтесь ребенку, создавая ситуацию успеха)

совместное рисование, раскрашивание, изготовление аппликаций и т.п.

В области психологической практики, для коррекции нервных тиков используют релаксацию, арт-терапию, песочную терапию, обучение методам саморегуляции. В домашних условиях вы можете использовать элементы арт-терапии, предлагая раскрашивать картинки с множеством мелких элементов, узоров (хорошо подходят мандалы – рисунок внутри круга), включая тихую, спокойную музыку без слов, создав тишину в доме. Обсудите получившийся рисунок: какие эмоции он вызывает? Как его можно назвать? Хочет ли ребенок его оставить или лучше порвать и выкинуть? Через цвета, штрихи, ребенок выражает свое эмоциональное состояние, отреагирует его, осознает. Подобный эффект оказывает просто рисование того, что хочется, желательно обсудить эмоции передаваемые рисунком (общее впечатление – хмурый, радостный, печальный и т.п.), не критикуйте технику и художественные навыки ребенка, используя элементы арт-терапии.

 При соблюдении данных рекомендаций, психоэмоциональное напряжение будет снижаться и, соответственно, тики будут уменьшаться.

 

Источники:

http://sbogom.kiev.ua/obyatiya-kak-meditaciya /

http://studbooks.net/905263/psihologiya/aktsentuatsii_haraktera_podrostkovom_vozraste

https://texts.news/prakticheskaya-psihologiya-knigi/lichnost-35106.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.