Учебная программа по предмету «Русский язык» в 5 классе
Учебная программа по предмету «Русский язык» 5класс
Структура рабочей программы по предмету
«Русский язык»
5 класс
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи учебного предмета в 5 классе
3. Место учебного предмета в учебном плане
4. Структура и содержание учебного предмета
5.Результаты изучения учебного предмета
6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения
7.Календарно-тематическое планирование
8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
Русский язык. Учебник для 5класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.Москва «Просвещение» ,2014г.
Программа предполагает развитие всех психологических процессов, развитие коммуникативных навыков, развитие волевой сферы подростка, умению сотрудничать с другими детьми.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на развитие личности, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция – развитие речи
Развитие различных видов мышления.
Развитие основных мыслительных операций.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
При обучении языку используются следующие принципы:
принцип коррекционно – речевой направленности;
воспитывающий и развивающий принципы;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности обучения;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
2. Цели и задачи учебного предмета в 5 классе
Данная рабочая программа ставит следующие цели и задачи:
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Образовательные задачи |
Воспитательные задачи |
Коррекционные задачи |
-расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; - ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; -использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; |
- развитие положительных качеств и свойств личности. |
-коррекция недостатков познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы. |
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область – «Язык и речевая практика». Учебным планом выделяется 5 часов в неделю, всего 170 часов в год для обязательного изучения «Русского языка».
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено календарно – тематическое планирование в табличной форме ниже.
4. Структура и содержание учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Методы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-урок развития речи.
Коррекционная работа на уроках русского языка:
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы
- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода, склонения, лица, спряжения и т.д.
Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти:
-развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;
- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил в грамматических темах.
Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания.
4. Формирование экспрессивной речи:
-устранять недоразвитие словаря через толкование новых и незнакомых слов;
-опора на контекст упражнений;
-подбор синонимов, антонимов;
-подбор родственных слов;
-обогащение словаря прилагательными;
-работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи.
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы по грамматике и орфографии;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока.
6.Коррекция познавательной деятельности:
–активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
-создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
-вовлечение в творческую работу всего класса с учётом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками препинания при изучении простого и сложного предложения;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.
Содержательные линии:
Учащиеся овладевают правописанием значащих частей слова и различных частей речи. В процессе упражнений формируются навыки правописания гласных и согласных в корне слова. Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи. Большое значение уделяется формированию у школьников навыков построения простого, сложного предложений и связных устных и письменных текстов. Прививаются навыки делового письма.
Содержание учебного курса.
Повторение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.Типы предложений по цели высказывания.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Части речи и их основные грамматические признаки.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число. Падеж. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Предложение.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные членыпредложения.
Связная речь.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений. Практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.)
Повторение пройденного за год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку В.В. Воронковой, которая не предусматривает распределение часов по основным темам учебного курса. Исходя из психофизических особенностей умственно отсталых учащихся, сложности прохождения отдельных тем, в рабочей программе дано следующее распределение часов. Учебным планом предусмотрено 5 часов русского языка в неделю, 170 часов за год.
Четверть |
Количество часов |
I четверть |
45 |
II четверть |
35 |
III четверть |
52 |
IV четверть |
38 |
Итого |
170 |
Учебно-тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
||||||||||
уроки |
Проверочные работы |
изложение |
контрольные работы |
сочинение |
|||||||||
1 |
. Повторение. Предложение . |
13 |
10 |
1 |
- |
1(входящий контроль знаний) |
- |
||||||
2 |
Звуки и буквы. |
15 |
11 |
2 |
2 |
1 |
- |
||||||
3 |
Состав слова. |
29 |
21 |
3 |
2 |
2(контрольная работа за I четверть) |
3 |
||||||
4 |
Части речи. |
9 |
6 |
1 |
1 |
1 |
- |
||||||
5 |
Имя существитель-ное. |
79 |
61 |
7 |
2 |
4(контрольный диктант за II и III четверть) |
5 |
||||||
6 |
Предложение. |
15 |
10 |
10 |
2 |
1 |
1 |
||||||
7 |
Повторение. |
10 |
5 |
2 |
- |
1 (контрольная работа по итогам года) |
2 |
||||||
8 |
Итого: |
170 |
5.Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
1) Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
8) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (45-70 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Уровень усвоения знаний оценивается по степеням обученности:
Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.
При выставлении оценки учитывается:
-овладение речевой деятельностью
-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи
-умения и навыки грамотного письма
Оценка устных ответов:
При выставлении оценки учитывается:
-правильность ответа по содержанию
-полнота ответа
-умение практически применять свои знания
-последовательность изложения и речевое оформление ответа
Оценка «5» ставится, если:
-ученик обнаруживает понимание материла, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ
Оценка «4» ставится, если:
-ученик дает правильный ответ, но допускает неточности, делает некоторые ошибки в речи, при работе с текстом и разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя
Оценка «3» ставится, если:
-ученик обнаруживает знание по данной теме, но излагает материал недостаточно точно и полно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в помощи со стороны учителя.
Оценка письменных работ:
При выставлении оценки учитывается:
-повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом месте, она учитывается
-две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, пропуск одной части слова или переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении
Оценка «5» ставится, если:
-ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления
Оценка «4» ставится, если:
-ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки
Оценка «3» ставится, если:
-ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибки
Оценка изложений и сочинений:
При выставлении оценки учитывается:
-правильность, полнота и последовательность передачи содержания
Оценка «5» ставится ученику за:
-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки
Оценка «4» ставится за:
-написание без искажений авторского текста( темы), в пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки
Оценка «3» ставится:
-написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике КГОБУ «Лесозаводская КШИ»
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.;
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие отличительные свойства предметов;
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
7. Календарно - тематическое планирование
Тематическое планирование составлено в соответствие с нормативными документами рабочей программы.
Календарно – тематическое планирование определяет последовательность изучения тем, задачи изучения произведений, номер урока и его тему, коррекционную работу и основные требования к знаниям, умениям, навыкам, словарную работу, содержание работы по реализации НРК. В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, контрольные.
№ урока |
Содержание (разделы, темы) |
ФП – формируемые понятия, ЗП – закрепляемые понятия. |
Дата |
|
1 четверть (45 часов) Предложение. |
||
1. |
Вводный инструктаж ИОТ № 62,63. |
||
2. |
Повторение. Предложение. |
ФП – законченная мысль, диалог, ЗП – речь, предложение. |
|
3. |
Распространение предложения. Выражение в нём мысли коротко и подробно. |
ФП – предложения распространённые и нераспространённые, ЗП - законченная мысль. |
|
4. |
Связь слов в предложении. |
ФП – связь по смыслу, ЗП - определённый порядок слов в предложении. |
|
|
Главные и второстепенные члены предложения. |
||
5. |
Главные члены предложения. Сказуемое. |
ФП – сказуемое,ЗП – главные члены предложения. |
|
6. |
Главные члены предложения. Подлежащее. |
ФП – подлежащее ЗП – главные члены предложения, сказуемое. |
|
7. |
Второстепенные члены предложения. |
ФП – второстепенные члены предложения, ЗП - главные члены предложения. |
|
Различение предложений по интонации. |
|||
8. |
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. |
ЗП - повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. |
|
9. |
Вопросительные предложения. |
||
10. |
Восклицательные предложения. |
||
11. |
Повторно-обобщающий урок по теме «Предложение». |
||
12. |
Контрольная работа по теме «Предложение». |
ЗП – второстепенные члены предложения, главные члены предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения |
|
13. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
Звуки и буквы. |
|||
14. |
Звуки и буквы. Алфавит. |
ЗП – алфавит, звуки и буквы. |
|
15. |
Звуки гласные и согласные. |
ФП -орфографический словарь, ЗП – алфавит, звуки и буквы. |
|
16. |
Развитие речи. Изложение по предложенному плану «Доброта» (по упр.39). |
||
17. |
Согласные твердые и мягкие. |
ЗП – твёрдые и мягкие согласные. |
|
18. |
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. |
ФП – разделительный ь, ЗП – гласные и согласные звуки. |
|
19. |
Согласные звонкие и глухие. |
ФП – парные звонкие и глухие согласные ЗП - гласные и согласные звуки. |
|
20 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. |
так же |
|
21. |
Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. |
||
22. |
Ударные и безударные гласные в слове. |
ФП - ударные и безударные гласные в слове ЗП – ударение. |
|
23. |
Развитие речи. Изложение по предложенному плану «Собачьи новости» (по упр.54) |
также |
|
24. |
Правописание слов с безударной гласной. |
||
25. |
Алфавит. |
||
26. |
Закрепление пройденного по теме «Звуки и буквы». |
ЗП - парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове, твёрдые и мягкие согласные |
|
27. |
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». |
также |
|
28. |
Обобщение по теме «Звуки и буквы».Анализ и работа над ошибками. |
||
|
Слово. |
||
29. |
Корень и однокоренные слова. |
ФП – корень, однокоренные слова ЗП – значение слова. |
|
30. |
Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов. |
ЗП - корень, однокоренные слова. |
|
31. |
Развитие речи. Составление рассказа по плану «Ежиное потомство» (по упр.65). |
||
32. |
Окончание как изменяемая часть слова. |
ФП – окончание, ЗП - корень, однокоренные слова. |
|
33. |
Развитие речи. Составление рассказа по опорным словам «Воздушный змей»(по упр.71) |
||
34. |
Приставка как часть слова. |
ФП – приставка, ЗП – окончание, корень. |
|
35. |
Образование однокоренных слов с помощью приставки. |
ЗП – приставка, окончание, корень. |
|
36. |
Суффикс как часть слова. |
ФП – суффикс, ЗП - приставка, окончание, корень. |
|
37. |
Образование слов с помощью приставки и суффикса. |
ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс. |
|
38. |
Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. |
||
39. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
||
40. |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
ЗП – корень, ударные и безударные гласные в слове, однокоренные слова. |
|
41. |
Проверка безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов. |
||
42. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
ФП – парные звонкие и глухие согласные, ЗП - гласные и согласные звуки. |
|
43. |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём подбора однокоренного слова. |
ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные. |
|
44. |
Контрольная работа за 1 четверть. Диктант «Северные олени». |
||
45. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
|
2 четверть(35часов) |
||
46. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове. |
|
47. |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. |
также |
|
48. |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. |
||
49. |
Правописание приставок. |
ФП – приставка, ЗП – состав слова, служебная часть речи. |
|
50. |
Приставка и предлог. |
ФП – приставка, предлог,ЗП – состав слова, служебная часть речи. |
|
51. |
Разделительный твердый (ъ) знак. |
ЗП - приставка, твёрдый знак. |
|
52. |
Упражнения в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. |
||
53. |
Обобщение изученного по теме «Состав слова». |
||
54. |
Развитие речи. Описание репродукции картины А.А.Пластова «Фашист пролетел»(по упр.141) |
||
55. |
Развитие речи. Деловое письмо: записка. |
||
56. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
||
57. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
|
Части речи. |
||
58. |
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. |
ФП - речь, части речи, имя сущ-ное, глагол, имя прилагательное. |
|
59. |
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. |
ЗП – речь, части речи, имя сущ-ное, глагол, имя прилагательное. |
|
60. |
Общее понятие о частях речи.Глагол. |
ФП – глагол, ЗП - речь, части речи, имя сущ-ное, глагол, имя прилагательное. |
|
61. |
Общее понятие о частях речи. Прилагательное. |
ФП – прилагательное, ЗП - речь, части речи, имя сущ-ное, глагол, имя прилагательное. |
|
62. |
Развитие речи. Изложение «Примечательная внешность Корнея Ивановича Чуковского» (по упр.155) |
||
63. |
Умение различать части речи по вопросам и значению. |
ЗП - речь, части речи, имя сущ-ное, глагол, имя прилагательное. |
|
64. |
Закрепление по теме «Части речи».Упражнения в определении частей речи по вопросам. |
также |
|
65. |
Контрольная работа по теме "Части речи". Диктант "Птицы". |
||
66. |
Обобщение по теме «Части речи». Анализ и работа над ошибками. |
||
|
Имя существительное. |
||
67. |
Понятие об имени существительном. |
ФП – грамматические признаки,ЗП – названия предметов. |
|
68. |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
ФП - имена сущ-ные одушевленные и неодушевленные, ЗП - названия предметов. |
|
69. |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
также |
|
70. |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
ФП - имена сущ-ные собственные и нарицательные, ЗП - имена сущ-ные одушевленные и неодушевленные. |
|
71. |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
также |
|
72. |
Правописание имён собственных. |
ЗП - имена сущ-ные собственные и нарицательные. |
|
73. |
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). |
ЗП – единственное и множественное число имён сущ-ных. |
|
74. |
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). |
также |
|
75. |
Род имен существительных , умение различать род(мужской и женский род ,средний род). |
ФП – имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода, ЗП –имя сущ-ное, подлежащее. |
|
76. |
Мужской род имён существительных. |
ЗП – имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода. |
|
77. |
Женский род имён существительных. |
также |
|
78. |
Средний род имён существительных. |
также |
|
79. |
Контрольная работа за 2 четверть. Диктант «Удав». |
||
80. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
|
3 четверть. |
||
81. |
Повторный инструктаж. Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. |
ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода. |
|
82. |
Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. |
||
83. |
Обобщение по теме «Имя существительное». |
ЗП – имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода, имена сущ-ные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён сущ-ных. |
|
84. |
Закрепление пройденного по теме «Имя существительное». |
||
85. |
Развитие речи.Деловое письмо. Адрес. |
ФП – место назначения, получатель; ЗП - имена сущ-ные собственные и нарицательные. |
|
|
Имя существительное. Изменения имен существительных по падежам. |
||
86. |
Изменение имен существительных по падежам. Понятие о склонении. |
ФП – склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
87. |
Определение падежей имён существительных по вопросам. |
ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
88. |
Именительный падеж имён существительных. |
ФП – именительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
89. |
Родительный падеж имён существительных. |
ФП – родительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
90. |
Дательный падеж имён существительных. |
ФП – дательный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
91. |
Винительный падеж имён существительных. |
ФП – винительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
92. |
Творительный падеж имён существительных. |
ФП – творительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
93. |
Предложный падеж имён существительных. |
ФП – предложный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы. |
|
94. |
Закрепление по теме «Изменения имен существительных по падежам». |
||
95. |
Контрольная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам». Диктант «Михаил Юрьевич Лермонтов». |
||
96. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
|
Три склонения имен существительных. |
||
97. |
Понятие о типах склонения. Понятие о 1-м склонение имен существительных. |
ФП – начальная форма, именительный падеж ед. числа;ЗП - имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода. |
|
98. |
Понятие о 2-м склонении существительных. |
ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода. |
|
99. |
Понятие о 3-м склонении существительных. |
ЗП - имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода |
|
100. |
Различение имён существительных по склонениям. |
ЗП - имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода |
|
101. |
Составление рассказа по опорным словам (упр.252). |
||
|
Первое склонение имен существительных в единственном числе. |
||
102. |
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. |
ФП – ударные падежные окончания, безударные падежные окончания, ЗП - 1-е склонение имен сущ-ных. |
|
103. |
Окончания- а, -я в именительном падеже у существительных 1-го склонения. |
ЗП - 1-е склонение имен сущ-ных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания, подлежащее в предложении. |
|
104. |
Окончания –ы , -и в родительном падеже у существительных 1-го склонения. |
ЗП - 1-е склонение имен сущ-ных, ударные падежные окончания,безударные падежные окончания |
|
105. |
Окончание-е в дательном падеже у существительных 1-го склонения. |
также |
|
106. |
Развитие речи. Изложение по предложенному плану (по упр.272). |
||
107. |
Окончания - у, - ю в винительном падеже у существительных 1-го склонения. |
также |
|
108. |
Окончания - ей, - ой в творительном падеже у существительных 1-го склонения. |
также |
|
109. |
Окончание – е в предложном падеже у существительных 1-го склонения. |
||
110. |
Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. |
ЗП - 1-е склонение имен сущ-ных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания. |
|
111. |
Закрепление по теме «Правописании падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.» |
ЗП - 1-е склонение имен сущ-ных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания. |
|
112. |
Контрольная работа по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе». Диктант «Опушка». |
также |
|
113. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
114. |
Развитие речи.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.(упр.291) |
ЗП – изображение, тема. |
|
115. |
Развитие речи.Деловое письмо. Поздравительная открытка. |
ЗП – обращение, поздравление, пожелание. |
|
|
Второе склонение имен существительных в единственном числе. |
||
116. |
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. |
ФП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён сущ-ных 2-го склонения, ЗП - имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода. |
|
117. |
Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. |
ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён сущ-ных 2-го склонения. |
|
118. |
Окончания – а ,- я в родительном падеже у существительных 2-го склонения. |
||
119. |
Окончания – у, - ю в дательном падеже у существительных 2-го склонения. |
||
120. |
Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. |
также |
|
121. |
Окончания – ом , -ем в творительном падеже у имен существительных 2-го склонения. |
||
122. |
Окончание – е в предложном падеже у имен существительных 2-го склонения. |
||
123. |
Дифференциация окончаний имён существительных1-го и 2-го склонения в предложном падеже. |
ЗП - окончания имён существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже. |
|
124. |
Развитие речи. Изложение текста по вопросам «Божья коровка» ( упр.333) |
||
125. |
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. |
||
126. |
Закрепление по теме « Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.» |
ЗП – имена существительные 2-го склонения. |
|
127. |
Контрольная работа за 3 четверть.Диктант.. |
ЗП – имена существительные 1-го и 2-го склонения. |
|
128. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
129. |
Развитие речи. Деловое письмо. Письмо. |
ЗП – обращение, приветствие. сообщение, вопросы, просьбы. пожелания, прощание. |
|
|
Третье склонение имен существительных в единственном числе. |
||
130. |
Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения. |
ФП - 3-е скл. имён сущ-ных в ед. числе, ЗП - имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода. |
|
131. |
Именительный падеж имён существительных 3-го склонения. |
ЗП - 3-е скл. имён сущ-ных в ед. числе. |
|
132. |
Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. |
ЗП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе. |
|
|
4 четверть |
||
133. |
Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. |
ЗП – 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе. |
|
134. |
Окончания существительных 3-го склонения в винительном падеже. |
ЗП - 3-е скл. имён сущ-ных в ед.числе. |
|
135. |
Окончания существительных 3-го склонения в творительном падеже. |
ЗП - 3-е скл. имён сущ-ных в ед. числе |
|
136. |
Развитие речи. Составление рассказа «Лекарство от кашля» по опорным словам. ( упр.357) |
||
137. |
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. |
||
138. |
Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го склонения в творительном падеже. |
ЗП – 1-е.2-е,3-е скл. имён сущ-ных в единственном числе. |
|
139. |
Развитие речи. Составление рассказа «Лекарство от кашля» по опорным словам. ( упр.357) |
||
140. |
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. |
также |
|
141. |
Закрепление знаний по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе.» |
ЗП – 3-е скл. имён сущ-ных в единственном числе. |
|
142. |
Контрольная работа по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе.» |
также |
|
143. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
144. |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»(по упр.367) |
ФП – передний план, задний план, впечатления от картины |
|
145. |
Обобщение знаний по теме «Имя существительное». |
ЗП – имена сущ-ные мужского, женского и среднего рода, имена сущ-ные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён сущ-ных, 1-е.2-е,3-е скл. имён сущ-ных в ед. числе, падежи и падежные вопросы. |
|
|
Предложение. |
||
146 - 148 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
ФП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, ЗП – законченная мысль. |
|
149. |
Нераспространенные и распространенные предложения. |
ФП - нераспространенные и распространенные предложения, ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, части речи. |
|
150. |
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые. |
ФП - однородные подлежащие и сказуемые, ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения. |
|
151 |
Однородные второстепенные члены предложения. |
ФП – однородные второстепенные члены предложения, ЗП - однородные подлежащие и сказуемые. |
|
152. |
Перечисление без союзов. Знаки препинания при однородных членах. |
ФП – союз и его роль при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах, ЗП - понятие об однородных членах предложения. |
|
153. |
Однородные члены с союзом «и». |
ЗП - союз и его роль при однородных членах предложения. |
|
154. |
Однородные члены без союзов и с союзом «и». |
ЗП - союз и его роль при однородных членах предложения. |
|
155. |
Знаки препинания при однородных членах. |
||
156. |
Развитие речи. Изложение «Застежки для одежды» (по упр.398). |
||
157. |
Закрепление знаний по теме «Предложение». |
ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, понятие об однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах. |
|
158. |
Контрольная работа по теме «Предложение». |
также |
|
159. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
160. |
Развитие речи.Деловое письмо. Письмо родным. |
ЗП – обращение, приветствие. сообщение, вопросы, просьбы. пожелания, прощание. |
|
|
Повторение пройденного за год. |
||
161. |
Состав слова. |
ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс. |
|
162. |
Развитие речи. Сочинение по картинке упр.411 |
ЗП – записка. |
|
163. |
Правописания в корне слова. |
ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова, , твёрдый знак, приставка, окончание, корень, суффикс. |
|
164. |
Правописание приставок и предлогов. |
ЗП – приставка, предлог. состав слова, служебная часть речи. |
|
165. |
1, 2, 3 склонение имен существительных. |
||
166. |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
||
167. |
Контрольная работа по итогам года. Диктант «Зайка и Мурка» |
||
168. |
Анализ и работа над ошибками. |
||
169. |
Развитие речи. Составление рассказа по плану по репродукции картины С.А.Григорьева «Вратарь» |
||
170. |
Итоговый урок года. |
8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
3. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. под редакцией
В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г
4. Н.Г.Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2014 г.
5. Аксёнова А. К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) образовательной школе: Учеб. для студ. дефектолог. фак педвузов./ А.К.Аксёнова. - М.: ВЛАДОС,2004
6. Степанова О.А, Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2003.
7. Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах. Пособие для учителя- дефектолога. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
8. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами развития: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.
9.Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: КАРО, 2005.
10.Аксёнова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя./ А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.
11.Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс.- 2-е изд. испр.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
12.Волошина О. И. Русский язык. Тесты: Начальная школа .1-3 кл.: Учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 1998.
13.Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя. / Сост. Кудрявцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
14.Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Учебное пособие/ под редакцией О.Б.Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
Материально-техническое обеспечение
1. Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)
5. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
7. Мультимедийный проектор (по возможности).
8. Экспозиционный экран (по возможности).
9. Компьютер.
10. Принтер лазерный.
11. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
12. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
13. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.
Информационно – коммуникационные средства
Ресурсы Интернета:
1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
2. Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
3. «Общий текст» (www. text. net. ru.)
4. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
5. http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
6. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
7. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
8. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
9. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
10. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».