Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 класса (УМК Т.А. Ладыженской)
1.Планирование учебных действий в 5 классе
Личностные универсальные учебные действия:
- осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?);
- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин);
- личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников).
Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность;
- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала;
-представление человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности;
- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обще учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
Действия постановки и решения проблем:
- объяснение с какой позиции учащийся приступает к разрешению проблемы;
- описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия
- определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;
- определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;
- выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;
- сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;
- оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;
- указание на сильные и слабые стороны своей деятельности;
- определение мотивов своих действий
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Межличностное общение:
-учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение;
Кооперация (совместная деятельность):
- осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли;
- уметь договариваться;
Формирование личностной и познавательной рефлексии:
-умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
Планируемый предметный результат в 5 классе:
Язык - важнейшее средство общения. Уметь находить доказательства того, что язык является важнейшим средством общения. Знать характерные признаки разных стилей речи. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
Повторение изученного в начальных классах. Знать изученные орфограммы и лингвистические термины. Определение текста и его признаки уметь устанавливать связь между предложениями в тексте. Уметь применять правила на практике, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами, различать приставку и предлог, применять правило о постановке разделительных знаков, определять все части речи, их морфологические признаки.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Знать виды синтаксических единиц, их признаки, различия между словом, словосочетанием и предложением.
Уметь:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные, случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции, изученные орфографические правила
Уметь:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения звуков;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем, свободно пользуясь алфавитом;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Лексика. Культура речи. Знать понятие о лексическом и грамматическом значении слова, типах лексических отношений слов.
Уметь:
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- находить в тексте и подбирать синонимы и антонимы.
Морфемика. Культура речи. Знать морфемный состав слова, понятие о чередовании, основные чередования согласных в корне; беглость гласных как варианты чередования; порядок разбора слова по составу.
Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов
Знать оценочные прилагательные и оценочные слова. Знать принцип единообразного написания морфем при проверке орфограммы.
Иметь представление о нулевой аффиксации. Уметь объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Морфология. Орфография. Культура речи. Понимание особенностей русской языковой системы в пределах изученных тем и разделов языка.
Имя существительное. Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения имен сущ., существительные – синонимы, обозначающие цвета.
Уметь дифференцировать понятия «живое - мертвое» и гр. категорию «одуш./неодуш.»; ставить большую букву и кавычки в написании имен собственных, писать почтовый адрес.
Знать порядок оформления морфологического разбора.
Имя прилагательное. Знать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Знать суффиксы прилагательных, согласование прилагательного с существительным
Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль.
Глагол. Знать грамматические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор глагола, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, подбирать начальную форму глагола, определять спряжение.
Повторение. Знать изученный в 5 классе орфографические и синтаксические правила. Уметь применять на практике все изученные явления русского языка и правила орфографии, орфоэпии, образования и употребления слов, пунктуации.
2. Основное содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные б и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-голица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.). Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание
(предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К. Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных опав корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ыии после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
К. Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
3. Тематическое планирование предмета
Распределение учебных часов по разделам программы
Язык и общение — 2 ч (в т. ч.1 Pр).
Вспоминаем, повторяем, изучаем — 26 ч (в т. ч. 2 Кр,5Рр).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи - 28 ч (вт. ч. 2 Кр, 3 Pр).
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи - 17 ч (в т. ч. 1 Кр, 5 Pр).
Лексика. Культура речи — 13 ч (в т. ч. 5 Pр).
Морфемика. Орфография. Культура речи — 26 ч (вт. ч. 1 Кр,5 Pр).
Морфология. Орфография. Культура речи — 52 ч.
Имя существительное - 20 ч (в т. ч. 1 Кр, 4 Pр).
Имя прилагательное — 11 ч (в т. ч. 1 Кр, 3 Pр).
Глагол —21 ч (в т. ч. 1 Кр, 5 Pр).
Повторение и систематизация изученного -6 ч. (в т. ч. 1 Кр).
3. Тематическое планирование предмета
Место предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов в год для обязательного изучения русского языка в 5 классе, из расчёта 5 учебных часа в неделю.
С учетом календарного графика школы на 2019-2020 уч. г. рабочая программа рассчитана на 162 часа. Программа скорректирована на 8 часов за счёт часов, отведённых на повторение и систематизации изученного в конце года.
Количество плановых контрольных работ – 10.
Количество плановых творческих работ -35.
Распределение учебных часов по разделам программы.
Раздел | К-во часов | Кр | Рр |
Язык и общение | 2 ч | 1 Pр | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 26 ч | 2 Кр | 5Рр |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 26 ч | 2 Кр | 3 Pр |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 17 ч | 1 Кр | 5 Pр |
Лексика. Культура речи | 12 ч | 5 Pр | |
Морфемика. Орфография. Культура речи | 26 ч | 1 Кр | 5 Pр |
Морфология. Орфография. Культура речи | 50 ч. | ||
Имя существительное | 20 ч | 1 Кр | 4 Pр |
Имя прилагательное | 10 ч | 1 Кр | 3 Pр |
Глагол | 20 ч | 1 Кр | 4 Pр |
Повторение и систематизация изученного | 3 ч. | 1 Кр | |
Итого | 162 | 10 | 35 |
Используемый учебно-методический комплекс
Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
4. Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
№ | Кр/ Рр | Разделы. Темы уроков. | Дата | Примечание | ||
план | факт | |||||
Язык и общение – 2 ч. | ||||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 03.09 | ||||
2 | Рр | Стили речи | 04.09 | |||
Вспоминаем, повторяем, изучаем – 26 ч. | ||||||
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 05.09 | ||||
4 | Орфограмма | 06.09 | ||||
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 09.09 | ||||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 10.09 | ||||
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 11.09 | ||||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 12.09 | ||||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 13.09 | ||||
10 | Буквы и, у, а после шипящих | 16.09 | ||||
11 | Разделительные Ъ и Ь | 17.09 | ||||
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. Повторение изученного | 18.09 | ||||
13 | К/р 1 | Входной контрольный диктант | 19.09 | |||
14 | Р/р 1 | Текст | 20.09 | |||
15 | Р/р 2 | Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр. 70) | 23.09 | |||
16 | Части речи | 24.09 | ||||
17 | Глагол | 25.09 | ||||
18 | - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 26.09 | ||||
19 | Р/р 3 | Тема текста | 27.09 | |||
20 | Личные окончания глаголов | 30.09 | ||||
21 | Имя существительное как часть речи | 01.10 | ||||
22 | Падежные окончания имен существительных | 02.10 | ||||
23 | Имя прилагательное как часть речи | 03.10 | ||||
24 | Местоимение как часть речи | 04.10 | ||||
25 | Р/р 4 | Основная мысль текста | 07.10 | |||
26 | Р/р 5 | Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом» | 08.10 | |||
27 | К/р 2 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | 09.10 | |||
28 | Анализ контрольной работы | 10.10 | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 26 ч. | ||||||
29 | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание | 11.10 | ||||
30 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | 14.10 | ||||
31 | Разбор словосочетания | 15.10 | ||||
32 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 16.10 | ||||
33 | Р/р 6 | Сжатое изложение (упр. 127) | 17.10 | |||
34 | Виды предложений по интонации | 18.10 | ||||
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 21.10 | ||||
36 | Сказуемое | 22.10 | ||||
37 | Тире между подлежащим и сказуемым | 23.10 | ||||
38 | К/р3 | Итоговый контрольный диктант за 1 четверть | 24.10 | |||
39 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение | 25.10 | ||||
40 | Определение | 05.11 | ||||
41 | Обстоятельство | 06.11 | ||||
Вторая четверть | ||||||
42 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 07.11 | ||||
43 | Обобщающие слова при однородных членах | 08.11 | ||||
44 | Предложения с обращениями | 11.11 | ||||
45 | Р/р 7 | Письмо | 12.11 | |||
46 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 13.11 | ||||
47 | Р/р 8 | Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» | 14.11 | |||
48 | Простые и сложные предложения | 15.11 | ||||
49 | Синтаксический разбор сложного предложения | 18.11 | ||||
50 | Прямая речь. | 19.11 | ||||
51 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 20.11 | ||||
52 | Диалог | 21.11 | ||||
53 | К/р 4 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 22.11 | |||
54 | Анализ контрольной работы | 25.11 | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи -17 ч. | ||||||
55 | Фонетика. Гласные звуки | 26.11 | ||||
56 | Согласные звуки. | 27.11 | ||||
57 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие | 28.11 | ||||
58 | Р/р 9 | Повествование | 29.11 | |||
59 | Р/р 10 | Описание предмета | 02.12 | |||
60 | Р/р 11 | Обучающее изложение (К.Г. Паустовский «Шкатулка») | 03.12 | |||
61 | Согласные звонкие и глухие | 04.12 | ||||
62 | Графика. Алфавит | 05.12 | ||||
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 06.12 | ||||
64 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 09.12 | ||||
65 | Орфоэпия | 10.12 | ||||
66 | Фонетический разбор слова | 11.12 | ||||
67 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 12.12 | ||||
68 | К/р 5 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 13.12 | |||
69 | Анализ контрольной работы | 16.12 | ||||
70 | Р/р 12 | Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 17.12 | |||
71 | Р/р 13 | Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 18.12 | |||
Лексика. Культура речи – 12 ч. | ||||||
72 | Слово и его лексическое значение | 19.12 | ||||
73 | Однозначные и многозначные слова | 20.12 | ||||
74 | Прямое и переносное значение слов | 23.12 | ||||
75 | Омонимы | 24.12 | ||||
76 | Синонимы | 25.12 | ||||
77 | Р/р14 | Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 26.12 | |||
78 | Р/р15 | Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 27.12 | |||
79 | Синонимы и их роль в речи. | 13.01 | ||||
80 | Антонимы | 14.01 | ||||
Третья четверть | ||||||
81 | Повторение по теме «Лексика» | 15.01 | ||||
82 | Р/р 16 | Изложение (К.Г. Паустовский «Первый снег») | 16.01 | |||
83 | Проверочная работа по теме «Лексика» | 17.01 | ||||
Морфемика. Орфография. Культура речи – 26 ч. | ||||||
84 | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов | 20.01 | ||||
85 | Окончание и основа слова | 21.01 | ||||
86 | Р/р 17 | Сочинение-письмо | 22.01 | |||
87 | Корень слова | 23.01 | ||||
88 | Корень слова | 24.01 | ||||
89 | Р/р 18 | Рассуждение | 27.01 | |||
90 | Р/р 19 | Сочинение-рассуждение (упр. 402) | 28.01 | |||
91 | Суффикс | 29.01 | ||||
92 | Суффикс | 30.01 | ||||
93 | Приставка | 31.01 | ||||
94 | Р/р 20 | Выборочное изложение | 03.02 | |||
95 | Чередование звуков | 04.02 | ||||
96 | Беглые гласные | 05.02 | ||||
97 | Варианты морфем | 06.02 | ||||
98 | Морфемный разбор слова | 07.02 | ||||
99 | Правописание гласных и согласных в приставках | 10.02 | ||||
100 | Буквы З и С на конце приставок | 11.02 | ||||
101 | Буквы З и С на конце приставок | 12.02 | ||||
102 | Буквы О – А в корне -лаг- – -лож- | 13.02 | ||||
103 | Буквы О – А в корне -раст- – -ращ- – -рос- | 14.02 | ||||
104 | Буквы О – Ё после шипящих | 17.02 | ||||
105 | Буквы Ы – И после Ц | 18.02 | ||||
106 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 19.02 | ||||
107 | К/р 6 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 20.02 | |||
108 | Анализ контрольной работы | 21.02 | ||||
109 | Р/р 21 | Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 25.02 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи – 52 ч. | ||||||
Имя существительное – 20 ч. | ||||||
110 | Имя существительное как часть речи | 26.02 | ||||
111 | Р/р 22 | Доказательства в рассуждении | 27.02 | |||
112 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 28.02 | ||||
113 | Имена существительные собственные и нарицательные | 02.03 | ||||
114 | Род имен существительных | 03.03 | ||||
115 | Р/р 23 | Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513) | 04.03 | |||
116 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 05.03 | ||||
117 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 06.03 | ||||
118 | Три склонения имен существительных | 10.03 | ||||
119 | Падеж имен существительных | 11.03 | ||||
120 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 12.03 | ||||
121 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 13.03 | ||||
122 | Р/р 24 | Изложение (упр. 547) | 16.03 | |||
123 | Множественное число имен существительных | 17.03 | ||||
124 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 18.03 | ||||
125 | Повторение темы «Имя существительное» | 19.03 | ||||
126 | Морфологический разбор имени существительного | 20.03 | ||||
127 | К/р 6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 30.03 | |||
128 | Анализ контрольной работе | 31.03 | ||||
Четвертая четверть | ||||||
129 | Р/р 25 | Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 01.04 | |||
Имя прилагательное – 10 ч. | ||||||
130 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи | 02.04 | ||||
131 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 03.04 | ||||
132 | Р/р 26 | Описание животного | 06.04 | |||
133 | Р/р 27 | Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю», упр. 585) | 07.04 | |||
134 | Прилагательные полные и краткие | 08.04 | ||||
135 | Р/р 28 | Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» | 09.04 | |||
136 | Морфологический разбор имени прилагательного | 10.04 | ||||
137 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 13.04 | ||||
138 | К/р 8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 14.04 | |||
139 | Анализ контрольной работы | 15.04 | ||||
Глагол – 20 | ||||||
140 | Глагол как часть речи | 16.04 | ||||
141 | Не с глаголами | 17.04 | ||||
142 | Р/р 29 | Рассказ | 20.04 | |||
143 | Неопределенная форма глагола | 21.04 | ||||
144 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 22.04 | ||||
145 | Виды глагола | 23.04 | ||||
146 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 24.04 | ||||
147 | Р/р 30 | Невыдуманный рассказ о себе | 27.04 | |||
148 | Время глагола. Прошедшее время | 28.04 | ||||
149 | Настоящее время | 29.04 | ||||
150 | Будущее время | 30.04 | ||||
151 | Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола | 05.05 | ||||
152 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 06.05 | ||||
153 | Морфологический разбор глагола | 07.05 | ||||
154 | Р/р 31 | Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 688) | 08.05 | |||
155 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 13.05 | ||||
156 | Р/р 32 | Употребление времен. Употребление времен в устных и письменных рассказах | 14.05 | |||
157 | Повторение по теме «Глагол» | 15.05 | ||||
158 | К/р 9 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 18.05 | |||
159 | Анализ контрольной работы | 19.05 | ||||
Повторение и систематизация изученного - 3 ч. | ||||||
160 | к/р 10 | Итоговый контрольный диктант | 20.05 | |||
161 | Анализ контрольной работы | 21.05 | ||||
162 | Итоговый урок.Орфограммы в приставках и в корнях слов | 22.05 | ||||