Учебно-дидактическое пособие «Лэпбук «Нейрорычалочка»
Учебно-дидактическое пособие «Лэпбук «Нейрорычалочка»
Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. У детей с нарушениями речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга. Доказано, что определённую роль при возникновении отклонений развития, играют нарушения и изменения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому.
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам в работе с такими детьми. Одним из эффективных и новых методик, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений является нейрокоррекция. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
В своей работе я использую нейрокоррекционные игры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на всех этапах логопедических занятий: от постановки звуков до их автоматизации в речи.
Материалы для занятий по нейрокоррекции систематизированы в самодельную интерактивную папку – лэпбук «Нейрорычалочка» - учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [р] у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения и дома. Такая интерактивная папка позволяет: пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику. Лэпбук предназначен для учителе – логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей образовательных учреждений, а так же родителей.
Лэпбук разрабатывался с целью закрепления навыка правильного произношения звука Р на основе нейрокоррекционных игр и упражнений.
Задачи:
закреплять слуховой и моторный образы звука Р
развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление
закреплять точные сочетания речи и движения, темпа и ритма речи
автоматизировать звук Р изолированно, в словах, предложениях
развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве
развивать высшие психические функции
стабилизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.
Лэпбук состоит из 7 игр и упражнений.
1. Тренажер «Лабиринт»
Цель игры: автоматизация изолированного произношения звука Р, стимуляция работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизация навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения.
Тренажер представлен в виде деревянных межполушарных досок и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно двумя руками и изолированно произносить звук Р – «заводить моторчик».
2. Дидактическое упражнение ««Кинезиологические дорожки»
Цель игры: автоматизация звука Р в словах развитие координации, мелкой моторики, укрепления межполушарного взаимодействия, совершенствование фонематического слуха и восприятия.
Правила выполнения: ребёнок произносит слова на карточке и одновременно при помощи рук показывает наличие или отсутствие звука Р в слове. При наличии звука Р в слове поднимается вверх раскрытая ладонь правой руки, если в слове звука Р нет – поднимается кулак левой руки.
1 карточка: радуга, ракета, петух, сок, расческа, бабушка
2 карточка: рак, лимон, ранец, кошка, собака, рука
3 карточка: роза, ромб, книга, робот, рога, ножницы
4 карточка: рука, мышь, рубашка, ручка, дом, лиса
5 карточка: рысь, рыба, чашка, рыбак, мак, рынок
6 карточка: комар, повар, сахар, мяч, пожар, самовар
7 карточка: топор, часы, юла, помидор, забор, мухомор
8 карточка: корна, корова, пирог, сумка, медведь, горох
9 карточка: зебра, краски, зонтик, страус, ведро, подушка
10 карточка: арбуз, майка, арка, фартук, куртка, чайник
3. «Нейролото»
Цель игры: автоматизация звука Р в словах, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного внимания
Правила игры: перед ребенком выставляются 2 карты. Задача ребенка найти два одинаковых изображения на левой и правой картах, назвать этот предмет правильно и отметить их, положив на картинки камешки марблс одновременно обеими руками. Затем ребенок называет названия найденных картинок во множественном числе.
4. Дидактическая игра «Найди одинаковые буквы»
Цель игры: закрепление зрительного образа буквы Р, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного внимания.
Правила игры: перед ребенком выставляются 2 карты. Задача ребенка найти два одинаковых изображения букв Р на левой и правой картах, и отметить их, положив на картинки камешки марблс одновременно обеими руками.
5. Упражнение «Соедини точки»
Цель игры: автоматизация звука Р в предложениях, развитие связной речи, межполушарного взаимодействия и зрительного внимания.
Правила выполнения: ребенок при помощи маркеров рисует линии по пунктирным линиям сверху вниз обеими руками одновременно, затем называет предложение по типу «У Ромы робот, а у Руслана рубашка».
6. Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель игры: автоматизация звука Р в словах и предложениях, развитие логического мышления, межполушарного взаимодействия.
Правила игры: ребенку на карте необходимо соединить линией логические пары предметов. Линии проводим маркерами навстречу друг другу обеими руками (письмо двумя руками одновременно). Затем ребенок обосновывает свой выбор, составив предложение. Например, доктор-градусник. Доктору для работы нужен градусник
1 карта: 2 карта: 3 карта:
ворона – сорока грузовик – руль муравей – комар
рубашка- рукав корова – рога зебра – жираф
барабан – гитара рубанок – топор помидор – морковь
крот – нора корзина – грибы робот – пирамида
горох – огород ворота – забор куртка – сарафан
трамвай – троллейбус торт – пироженое рыба – рыбак
4 карта: 5 карта:
крыжовник – смородина дрова – топор
дорога – светофор тетрадь – ручка
крыша – труба рука – рукавицы
квадрат – круг корона – король
повар – продавец доктор – градусник
рама – картина роза – ромашки
7. Дидактическое упражнение «Укрась букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы Р, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного внимания, мелкой моторики.
Правила выполнения: ребенок двумя руками одновременно при помощи пинцетов выкладывает на контурном изображении буквы Р декоративные помпоны.
Таким образом, использование нейропсихологических технологий способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и дает возможность логопедам более качественно вести свою работу.
С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение), повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.