12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьян Татьяна Владимировна60
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Тематическая неделя»
3

Учебное занятие (урок-путешествие, внеклассное мероприятие) по русскому языку «День родного русского языка» для 5 класса «Путешествие в страну РОДНОГО ЯЗЫКА»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»


Учебное занятие (урок-путешествия, внеклассное мероприятие) по русскому языку «День родного русского языка» для 5 класса

«Путешествие в страну РОДНОГО ЯЗЫКА»

Дата проведения: 21.02.2022

Учитель Григорьян Татьяна Владимировна


Цели учебного занятия:

- создать условия для расширения знаний учащихся о родном русском языке, его роли в жизни человека, познакомить с историей Дня родного языка;

- развивать творческое и образное мышление, коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;

- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к родному языку.


Ход учебного занятия.


Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!

Николай Доризо


Слово учителя.


Сегодня 21 февраля – Международный день родного языка!

Он был учрежден в 1999 году Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не очень давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его ненужными словами, грамотно ли мы говорим.

А еще в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

В Международный день родного языка все языки признаются равными. Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они отражают обычаи и менталитет народа, его особенности, его историю. Родной язык мы обретаем в глубоком детстве из уст матери. И начинаем его ПОЗНАВАТЬ.

Если мы хотим сохранить культуру, самобытность и неповторимость нашего народа, необходимо беречь уникальность родного языка. Эта задача на сегодняшний день очень важна, поскольку каждый месяц в мире исчезает два языка.

Известный поэт и писатель Чингиз Айтматов говорил: «Бессмертие народа в его языке».

Нашим родным языком является русский язык, и говорить сегодня мы будем именно о нем.


Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в СТРАНУ РОДНОГО ЯЗЫКА.


Любое путешествие начинается с билетов. В нашем поезде 2(3) вагона с пассажирами.


Ваш ВХОДНОЙ БИЛЕТ – ответ на вопрос (Назови одним словом).

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь другим, участник беседы (СОБЕСЕДНИК)

2. Тот, кто работает (трудится) с кем-нибудь вместе в одной компании (СОТРУДНИК)

3. Тот, кто идет с тобой по одному пути (ПОПУТЧИК)

4. Тот, кому столько же лет, как и тебе (РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК)

БИЛЕТЫ ПОЛУЧЕНЫ! В ПУТЬ! (Три вагона поезда=три ряда парт=три команды)



СТАНЦИЯ «РУССКАЯ ЗАГАДКА»


1 команда

2 команда

3 команда

Ходит весь век, а с места не сойдет (часы)

Конь стальной, хвост льняной (иголка + нитка)

Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает (молния)

Меня все топчут, а я все лучше (тропинка)

Оно тебе лишь дано, а люди им пользуются (имя)

Весь мир она одевает, а сама одежды не знает (игла)

Неживое, а на всех языках говорит (эхо)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

В огне не горит, в воде не тонет (лед)

Была белая да седая, пришла зеленая да молодая (зима и весна)

Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает, людей согревает (печь)

Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь (горизонт)


СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦА»


Задание: собери пословицу (команды получают карточки с «разрезанными» на две части пословицами)

1 команда

2 команда

3 команда

1. Доброе молчание лучше худого ворчания.

2. Что написано пером, того не вырубишь топором.

3. Сперва подумай, а там и нам скажи.

1. Мал язык, да всем телом владеет.

2. Лучше скажи мало, но хорошо.

3. Глупые речи что пыль на ветру.

1. Языком не торопись, а делом не ленись.

2. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

3. С тобой разговориться что меду напиться.


СТАНЦИЯ «ФОНЕТИКА» (ПЛОЩАДЬ АЛФАВИТА ПЕРЕУЛОК УДАРНЫЙ)


Задание 1: расставь слова по алфавиту (для всех команд одинаковое задание, оценивается скорость и правильность)

Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.

ОТВЕТ: Автомобиль, беседа, дорога, метро, пассажир, путешествие, трамвай, шоссе, шофер, юный


Задание 2: отгадай слово с правильным ударением.


Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

И’РИС – ИРИ’С

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

А’ТЛАС – АТЛА’С

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ...


Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива.

Называется (крапи’ва).

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и тонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я (фарфо’р).


Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ...


СТАНЦИЯ «ГРАММАТИКА»


Задание: реши задачку и составь слово (команды получают одинаковое задание, оценивается скорость и правильность ответов)


КАБАН – АН + ЛУК = КАБЛУК

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = КОРИДОР

КОТ + ЕЛКА – КА = КОТЕЛ

КАР + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА

КВА + РАК – АК + ТИРА = КВАРТИРА


Вы решили во что бы то ни стало победить на областной олимпиаде школьников по русскому языку и заявили: «Я обязательно победю (побежу, побежду)! «А как сказать правильно?


СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА»


Задание: замени иностранные слова русскими синонимами (Устное задание. Для каждой команды дается два слова)

Аргумент (доказательство), комфорт (удобство), отель (гостиница), фортуна (удача), адвокат (защитник), алфавит (азбука).


На нашей планете есть 4 моря с названиями, в основе которых лежит цвет. Назовите.


СТАНЦИЯ «МОРФОРЛОГИЯ» (омоформы)


Задание: подумай, в чем особенности этих слов. (Каждой команде для наблюдения и ответа дается по три слова)

Попугай, поцелуй, покрывало, три, клей, мой, знать, печь, стих.


СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Три команды соревновались сегодня за право называться «ЗНАТОКАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА». Но победим мы только в том случае, если каждый день будем заботиться о своем языке, изучать его, беречь, не засорять. И гордиться РОДНЫМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ!


Язык народа – его история, его память, его мечты, его душа.

Каждая команда сейчас составит «Букет добрых слов» и поставит его в вазу. (Команды получают лист бумаги с нарисованным цветком). На каждом лепестке своего цветка напишите ДОБРОЕ СЛОВО.

Берегите наш родной язык,

Ведь вы не просто его носители, ВЫ ЕГО ХРАНИТЕЛИ!

Опубликовано в группе «Тематическая неделя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.