Учебное занятие (урок-путешествие, внеклассное мероприятие) по русскому языку «День родного русского языка» для 5 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Учебное занятие (урок-путешествия, внеклассное мероприятие) по русскому языку «День родного русского языка» для 5 класса
«Путешествие в страну РОДНОГО ЯЗЫКА»
Дата проведения: 21.02.2022
Учитель Григорьян Татьяна Владимировна
Цели учебного занятия:
- создать условия для расширения знаний учащихся о родном русском языке, его роли в жизни человека, познакомить с историей Дня родного языка;
- развивать творческое и образное мышление, коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к родному языку.
Ход учебного занятия.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Николай Доризо
Слово учителя.
Сегодня 21 февраля – Международный день родного языка!
Он был учрежден в 1999 году Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков.
День родного языка – праздник, который начали отмечать не очень давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его ненужными словами, грамотно ли мы говорим.
А еще в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.
В Международный день родного языка все языки признаются равными. Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они отражают обычаи и менталитет народа, его особенности, его историю. Родной язык мы обретаем в глубоком детстве из уст матери. И начинаем его ПОЗНАВАТЬ.
Если мы хотим сохранить культуру, самобытность и неповторимость нашего народа, необходимо беречь уникальность родного языка. Эта задача на сегодняшний день очень важна, поскольку каждый месяц в мире исчезает два языка.
Известный поэт и писатель Чингиз Айтматов говорил: «Бессмертие народа в его языке».
Нашим родным языком является русский язык, и говорить сегодня мы будем именно о нем.
Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в СТРАНУ РОДНОГО ЯЗЫКА.
Любое путешествие начинается с билетов. В нашем поезде 2(3) вагона с пассажирами.
Ваш ВХОДНОЙ БИЛЕТ – ответ на вопрос (Назови одним словом).
1. Тот, кто беседует с кем-нибудь другим, участник беседы (СОБЕСЕДНИК)
2. Тот, кто работает (трудится) с кем-нибудь вместе в одной компании (СОТРУДНИК)
3. Тот, кто идет с тобой по одному пути (ПОПУТЧИК)
4. Тот, кому столько же лет, как и тебе (РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК)
БИЛЕТЫ ПОЛУЧЕНЫ! В ПУТЬ! (Три вагона поезда=три ряда парт=три команды)
СТАНЦИЯ «РУССКАЯ ЗАГАДКА»
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Ходит весь век, а с места не сойдет (часы) | Конь стальной, хвост льняной (иголка + нитка) | Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает (молния) |
Меня все топчут, а я все лучше (тропинка) | Оно тебе лишь дано, а люди им пользуются (имя) | Весь мир она одевает, а сама одежды не знает (игла) |
Неживое, а на всех языках говорит (эхо) | Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз) | В огне не горит, в воде не тонет (лед) |
Была белая да седая, пришла зеленая да молодая (зима и весна) | Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает, людей согревает (печь) | Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь (горизонт) |
СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦА»
Задание: собери пословицу (команды получают карточки с «разрезанными» на две части пословицами)
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1. Доброе молчание лучше худого ворчания. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Сперва подумай, а там и нам скажи. | 1. Мал язык, да всем телом владеет. 2. Лучше скажи мало, но хорошо. 3. Глупые речи что пыль на ветру. | 1. Языком не торопись, а делом не ленись. 2. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 3. С тобой разговориться что меду напиться. |
СТАНЦИЯ «ФОНЕТИКА» (ПЛОЩАДЬ АЛФАВИТА ПЕРЕУЛОК УДАРНЫЙ)
Задание 1: расставь слова по алфавиту (для всех команд одинаковое задание, оценивается скорость и правильность)
Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.
ОТВЕТ: Автомобиль, беседа, дорога, метро, пассажир, путешествие, трамвай, шоссе, шофер, юный
Задание 2: отгадай слово с правильным ударением.
Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. И’РИС – ИРИ’С | Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. А’ТЛАС – АТЛА’С | Чтоб скорей в библиотеке |
Эту зелень ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива. Называется (крапи’ва). | Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и тонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я (фарфо’р). | Буквы-значки, как бойцы на парад, |
СТАНЦИЯ «ГРАММАТИКА»
Задание: реши задачку и составь слово (команды получают одинаковое задание, оценивается скорость и правильность ответов)
КАБАН – АН + ЛУК = КАБЛУК
КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = КОРИДОР
КОТ + ЕЛКА – КА = КОТЕЛ
КАР + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
КВА + РАК – АК + ТИРА = КВАРТИРА
Вы решили во что бы то ни стало победить на областной олимпиаде школьников по русскому языку и заявили: «Я обязательно победю (побежу, побежду)! «А как сказать правильно?
СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА»
Задание: замени иностранные слова русскими синонимами (Устное задание. Для каждой команды дается два слова)
Аргумент (доказательство), комфорт (удобство), отель (гостиница), фортуна (удача), адвокат (защитник), алфавит (азбука).
На нашей планете есть 4 моря с названиями, в основе которых лежит цвет. Назовите.
СТАНЦИЯ «МОРФОРЛОГИЯ» (омоформы)
Задание: подумай, в чем особенности этих слов. (Каждой команде для наблюдения и ответа дается по три слова)
Попугай, поцелуй, покрывало, три, клей, мой, знать, печь, стих.
СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Три команды соревновались сегодня за право называться «ЗНАТОКАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА». Но победим мы только в том случае, если каждый день будем заботиться о своем языке, изучать его, беречь, не засорять. И гордиться РОДНЫМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ!
Язык народа – его история, его память, его мечты, его душа.
Каждая команда сейчас составит «Букет добрых слов» и поставит его в вазу. (Команды получают лист бумаги с нарисованным цветком). На каждом лепестке своего цветка напишите ДОБРОЕ СЛОВО.
Берегите наш родной язык,
Ведь вы не просто его носители, ВЫ ЕГО ХРАНИТЕЛИ!