Учебно-игровое коррекционное пособие «Дорога к фразе. Звук [Ш]»
Учебно-игровое коррекционное пособие
«Дорога к фразе». Звук [Ш].
Размер пособия: 50 на 45 см. Пособие удобно переносить с собой, потому что оно состоит из одной досочки, на которой расположены все этапы автоматизации звука.
Цель: Автоматизировать звук [Ш].
Задачи:
1) автоматизация звука [Ш] в игровой деятельности;
2) развитие речевого дыхания;
3) развитие мелкой моторики;
Пояснительная записка: Пособие направлено на последовательную автоматизацию звука [Ш] в игровой деятельности: изолировано, в слогах, словах, предложениях, связной речи. В зависимости от степени автоматизированности звука у ребенка, есть возможность остановиться на любом этапе и продолжить следующие упражнения на другом занятии.
На каждом этапе происходит развитие мелкой моторики: нажатие на кнопочки, натягивание резинок, прикрепление скрепок, проведение по линиям с крупой, сборка пазлы. Есть сюрпризный момент, который соединен с дыхательной гимнастикой, подув на полоски бумаги, ребенок обнаруживает под ними конверт, в котором находится картинка- пазла ( задание на развитие связной речи по картинке).
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет.
Рекомендуемый тип занятия: индивидуальное.
Требуемые знания и умения: поставленный звук [Ш]
Ожидаемые результаты: автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Инструкция
1) Изолированное произношение звука [Ш]
Взрослый (инструкция для ребенка): Перед тобой дорога, обрати внимание, на ней расположены синие дорожные знаки «Парковка». Проезжая по этой трассе на нашей машине, мы будем останавливаться на парковочных местах и выполнять интересные задания, которые помогут тебе научиться правильно произносить звук [Ш].
Итак, начнем, мы останавливаемся на первом дорожном знаке, и тут нас встречает веселая змейка Шуша, она предлагает нам нажать на каждую кнопочку и пошипеть вместе с ней веселую песенку.
Инструкция для педагога: Произносим звук [Ш] (предварительно сделав артикуляционную гимнастику на звук [Ш]) губы в форме «Хоботок»- округлены и слегка вытянуты, зубы «Заборчик»- видны верхние и нижние резцы, зубы приближены друг к другу, но не смыкаются, язык «Чашечка», воздушная струя направлена по середине языка (воздух теплый). Имитируем шипение змеи и нажимаем на кнопочки: Ш-Ш-Ш-Ш.
2) Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Взрослый (инструкция для ребенка): Сейчас мы продолжаем движение на нашей машине и останавливаемся на следующем парковочном месте. Здесь мы с тобой видим цветные резиночки, которые мы будем натягивать от звука [Ш] к гласным звукам, бери резиночку и протягиваем ее к гласному А и произносим ША, берем следующую и протягиваем к О, произносим ШО, следующая резинка и гласный И, произносим ШИ, следующий гласный Э, произносим ШЭ, берем еще одну резиночку и протягиваем ее к гласному У, произносим ШУ, и последняя резиночка и гласный Ы, произносим ШЫ. Теперь мы снимаем резиночки, чтобы освободить движение для нашей машины. Снимаем и произносим: АШ, ОШ,ИШ, ЭШ, УШ, ЫШ.
3) Автоматизация звука [Ш] в словах.
Взрослый (инструкция для ребенка): освободив путь, мы подъезжаем к следующей остановке, на которой мы видим кружочки с рисунками, назвав картинку на кружке, мы будем прицеплять скрепку на веревочку. Смотри внимательно и правильно произноси звук [Ш]!
4) Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Взрослый (инструкция для ребенка): сейчас мы подъезжаем к следующему парковочному месту и видим мальчика Мишу с девочкой Машей, которые развешивают одежду в шкаф. Давай поможем им! Только говорить нужно полным предложением, например: Миша и Маша вешают в шкаф шапку. Далее проводим пальчиком по линии до шкафа. Так же проговариваем все вещи, которые вешают дети.
5) Дыхательная гимнастика. Развитие связной речи.
Взрослый (инструкция для ребенка): На этой парковке нам необходимо сделать глубокий вдох и выдох, так чтобы все полосочки задвигались. Что же мы видим под ними? Да, так какой- то красивый конверт, давай посмотрим, что же в нем.
Взрослый (инструкция для ребенка): давай соберем пазл и составим рассказ по картинке.
Вопросы, которые помогут составить рассказ:
1) Кто изображен на картинке?
2) Чему радуется бабушка?
3) Опиши кошку?
Рефлексия после занятия:
1) Понравилось ли тебе занятие? Что было самым интересным?
2) Какое задание тебе бы хотелось сделать еще раз?
3) Какой звук мы учились произносить?
Кияйкина Наталья Федоровна