Наименование этапа занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Организационный момент (2 мин.) | Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный положительный настрой на учебную деятельность: - Здравствуйте, уважаемые студенты! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! (Презентация, слайд 2) - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Пусть так и будет! Проводит инструктаж по определению критериев оценки на уроке: -Сегодня на уроке большинство из вас получит оценку, которую самостоятельно поставит себе в конце урока, подсчитав количество монет номинала «Историк», уже знакомых вам с прошлых занятий. Напоминаю, 1 «Историк» - 2 балла. Демонстрирует критерии оценки обучающихся на данном уроке на экране (Презентация, слайд 3) | Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу Отвечают на вопрос (интересным, увлекательным, познавательным, запоминающимся и т. д), Внимательно слушают, восстанавливая в памяти отработанную систему самооценки | Принцип психологической комфортности: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу и саморазвитие, создание ситуации успеха, реализация идей педагогики сотрудничества. |
2. Изучение нового материала (34 мин.) | | | |
2.1. Предъявление темы урока (5 мин.) | Организует работу по предъявлению темы урока. Предлагает обучающимся«Исторический буквенный диктант»: записать термины, а из первых букв составить слово, которое характеризует Россию 19 в.: -власть монарха, ограниченная конституцией; (конституционная монархия) -коренной переворот в жизни общества (революция) - отступник от официальной веры (еретик) -переход от ручного труда к машинному (промышленный переворот) -платежи крестьян помещику деньгами или продуктами (оброк) - группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями (сословия) - политика устрашения насильственными мерами (терроризм) -общественное движение, служение народу (народничество) - ничем не ограниченная власть монарха (абсолютизм) - натуральный налог народов Сибири и Севера (ясак) (Презентация, слайды 4-5) Организует фронтальную беседу: -Какое слово получилось? (крепостная) -Посмотрите, что у меня в руках? (показывает цепь) - В чем практическое применение этого предмета? (сдерживать, удерживать, цепочки для украшения, символ рабства) -Как вы думаете, какое из этих значений имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку? (цепь - символ крепостного права) -Что это значит? Что такое крепостное право? Обобщает высказывания: Крепостное право - форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности.Крестьянин является собственностью барина. -Какое событие, связанноес нашим сегодняшним уроком произошло в 1861 году? Помогает сформулировать тему«Отмена крепостного права» На протяжении всего этапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы) | Самостоятельно пишут ответы, составляя в итоге слово из первых букв Отвечают на вопросы Выдвигают гипотезы Высказывают предположения (речь пойдёт о крепостном праве) Формулируют понятие Вспоминают и озвучивают ранее пройденный материал в 8 классе (отмена крепостного права) Обозначают тему и записывают её в тетрадь Получают монеты. | Привлечение обучающихся в процесс определения темы урока и постановки цели урока на основе системно-деятельностного подхода. Диалогово-словесный метод (беседа) Педагогика сотрудничества. Создание ситуации успеха. |
2.2.Постановка образовательной цели. Планирование (3 мин.) | Привлекает обучающихся к определению цели урока и к процессу планирования деятельности на уроке: Определим цель урока: сформировать систему знаний о причинах и ходе Крестьянской реформы 1861 года, определить её роль для дальнейшего развития страны Составим план согласно стандартного алгоритма «Изучение исторических фактов», с учётом особенностей темы (Презентация, слайд 6-8) План урока: Характерные черты крепостного права Необходимость отмены крепостного права Основное содержание реформы. Итоги и значение освобождения крестьян в России На протяжении всего этапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы) | Формулируют и определяют цель с помощью педагога Используя знакомый алгоритм, составляют план урока, записывают в тетрадь Получают монеты. | Привлечение обучающихся в процесс составления плана. Формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Алгоритм на уроках истории, как способ формирования и развития компетенций обучающихся Создание ситуации успеха. |
2.3. Реализация плана (25 мин.) | | | |
2.3.1. Характерные черты крепостного права (7 мин.) | Организует изучение нового материала по пунктам плана: Предлагаю начать с виртуальной экскурсии к крестьянам в деревню N Бийского уезда накануне отмены крепостного права, проведя параллельно тренировку для будущих туристов-профессионалов (группа по специальности «Туризм») -Как вы думаете, почему мы назвали еёбуквой N? Инструктирует студентов: работу гида необходимо будет оценить. На столе у каждого критерии оценки. Ознакомьтесь, пожалуйста. ( Приложение 1) Внимание! В ходе экскурсии нам с вами необходимо обозначить характерные черты крепостного права и внести их в таблицу для последующего сравнения (Презентация, слайд 9-10) Организует экскурсию. Представляет гида. Положение крестьян До реформы | После реформы | 1. Личная зависимость | | 2. Земля в руках помещиков | | 3. Барщина, оброк | | | | | | Оказывает помощь в заполнении левого столбца таблицы «До реформы» (всего три пункта) Организует работу по оцениванию экскурсовода по критериям. Выставляет оценку. Способствует совершенствованию умения вести диалог: - Хотелось ли вам оказаться на месте крестьян? -Чем было крепостное право для России? - Могли ли они дальше жить в таких условиях? Такие же мысли были и у Николая I. Передавая бразды правления сыну, он сказал: «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в таком порядке как желал, оставляя тебе много трудов и забот, …обещай мне освободить русских крепостных крестьян» -Почему он так сказал, почему назрела необходимость крестьянской реформы? На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы). | Настраиваются на восприятие образного материала Отвечают на вопросы педагога (типичная) Знакомятся с критериями оценки. Студентка выступает в роли гида, художественно и эмоционально воссоздает картину жизни крестьян в дореформенной России, грамотно ведет экскурсию с исторической точки зрения. Группа туристов (остальные обучающиеся) наблюдают, осмысленно слушают, задают вопросы, добавляют, выделяют главное, обобщают,оценивают Совместно с преподавателем заполняют левую часть таблицы Анализируют таблицу, высказывают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Отвечают (были причины) Получают монеты. | Предварительное домашние задание Взаимооценка. Умение оценивать выступающего (гида) Проиллюстрированный рассказ с использованием презентации и народной музыки. Зрительно-слуховое восприятие. Коллективная оценка экскурсовода Беседа. Продумывание ответов (припоминание, сравнение, сопоставление, анализ) и устные ответы на вопросы преподавателя. Развитие коммуникативных навыков Создание ситуации успеха. |
2.3.2. Необходимость отмены крепостного права (2 мин.) | Формирует знания о причинах реформы: Итак, определяем причины отмены крепостного права, убирая лишнее в тестовом задании. (Презентация, слайд 11) Причины отмены крепостного права Что не относится к причинам отмены крепостного права? 1) Рост недовольства и массовые выступления крестьян 2) Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности 3) Осознание обществом безнравственности крепостного права 4) Отмена крепостного права была предусмотрена Парижским миром 1856 г. 5) Поражение России в Крымской войне Просит выделить главную причину -Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра II провести крестьянскую реформу? На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы). | Называют неверный вариант. Отмечают, что поражение в Крымской войне послужило непосредственным поводом к проведению реформы. Делают запись в тетрадь. Получают монеты | Метод исключения. Создание ситуации успеха. |
2.3.3. Основное содержание реформы. (12 мин.) | Организует работу малых групп с историческими источниками: Сейчас мы поработаем в группах. Раздает выдержки из Манифеста от 19 февраля 1861 года (Приложение 2) Предлагает группам ответить на вопросы и сформулировать на их основе ответы для записи в таблицу. Сообщает, что по окончанию работы ответы сверяются с эталоном. Напоминает о том, что новые термины необходимо записать в словарик (Презентация, слайды 12-13) Озвучивает критерии оценки: За полностью правильно заполненную таблицу 2 монетки каждому. Если таблица заполнена частично, то 1. 1.Что включают в себя права свободных сельских жителей? 2.Как крестьяне наделялись землей? 3. Что означает временнообязанное состояние? 4.Что такое выкупная операция, выкупные платежи? 5.Что такое уставная грамота? Положение крестьян. (Эталон заполнения) До реформы | После реформы | 1. Личная зависимость | 1. Личная свобода, гражданские права | 2. Земля в руках помещиков | 2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки | 3. Барщина, оброк | 3. Временнообязанные: отработки, испольщина | | 4. Выкупные платежи: 20% - крестьнин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству) | | 5. Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота | Раздает монетки на группу, исходя из количества студентов. Задаёт вопросы с целью сравнения граф таблицы: - Как вы считаете, улучшилось ли положение крестьян? -А теперь хотели бы вы жить в пореформенной деревне N Бийского уезда Томской губернии? На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за ответы). | Работают с историческими документами - Манифестом, выявляют условия получения земли, с терминами: временнообязанные, выкупные платежи, уставная грамота (запись в словарик) Обсуждают усвоенные понятия, формулируют выводы по своей работе. Заполняют таблицу в тетради. Представители групп зачитывает полученные варианты. Сверяют с эталоном. Все проводят самооценку. Распределяют монетки. Анализируют таблицу, доказывая свою точку зрения. Размышляют Получают монеты | Работа в микрогруппах Выполнение практического задания Умение самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике. Работа с терминами Стимулирование учебной активности Сравнительный анализ Создание ситуации успеха |
2.3.4. Итоги и значение освобождения крестьян в России (4 мин.) | Цитирует классика и с целью создания проблемной ситуации просит выделить главную мысль: О крестьянской реформе, проведенной Александром II, Н. А.Некрасов писал: Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. (Презентация, слайд 14) На основе слайда проводит сравнительный анализ, задавая вопросы, подводя к дискуссии по проблеме: Народ освобождён, но счастлив ли народ? - Как вы можете объяснить этот парадокс? (памятник царю-освободителю на деньги крестьян и всплеск крестьянских волнений) (Презентация, слайды 15) Формирует представление о противоречивом характере реформы, демонстрируя разорванную цепь, показанную в начале урока: Точки зрения разные и это естественно, ведь сколько людей столько и мнений, особенно когда речь идет о таком грандиозном событии. Н. А. Некрасов писал по этому поводу: “Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику”. -Как вы понимаете строки великого русского поэта? Действительно, они отражают сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия. Но каким бы не было отношение к этому событию, оно имело огромное историческое значение: -Как вы считаете, какое? Подводит к выводу о том что реформа имела прогрессивное значение: Вы правы,теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Крестьяне, пусть и не сразу, получили возможность свободно заниматься своим главным трудом – распахивать поля, растить хлеб, а это значит – дарить людям жизнь. Ведь не зря говорится: «Когда же последний крестьянин умрет, Исчезнет Россия, исчезнет народ!» На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за ответы). | Осмысленно слушают, читают, определяют проблему, записывают в тетрадь Обмениваются взглядами по проблеме, отражая собственное мнение, опираясь на мнения других. Примерные версии: -крестьяне получили личную свободу и это главное - что им даёт свобода, если земли мало, урожай плохой, да и расплачиваться за надел надо ещё полвека Рассуждают, участвуют в диалоге Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Приходят к пониманию значения реформы Получают монеты | Проблемный метод Учебная дискуссия Беседа с элементами дискуссии Умение определять и оценивать роль и место события в историческом процессе |
3.Закрепление изученного (2мин.) | Организует закрепление полученных новых знаний. Предлагает выполнить задание: (Презентация, слайд 16) прочитайте отрывок из поэмы Н. А.Некрасова и ответьте на вопросы -Когда происходили описываемые события? -Почему губерния, деревни и уезды носят такие названия? Оценивает (раздает монеты за ответы). | Читают слайди выполняют задание Получают монеты за верные ответы | Использование заданий, повышающих интеллектуальную активность |
4. Подведение итогов (2 мин.) | Организует самооценку деятельности обучающихся на уроке по заданным критериям: Подсчитайте монетки и поставьте себе оценку, согласно критериям. (Презентация, слайд 17) Если вам не хватило немного баллов, не расстраивайтесь, их, как вы уже знаете, можно будет заработать на следующем занятии. Выставляет оценки. | Производят самооценку по критериям | Самоанализ своей деятельности. Оценивание степени усвоения нового учебного материала |
4. Рефлексия (3 мин.) | Организует обучающихся к самоанализу их деятельности на уроке: Уважаемые студенты, какую цель мы ставили в начале нашего урока? Цель нашего урока достигнута? Сегодня мы с вами изучали, как в России проходила одна из важнейших реформ – реформа отмены крепостного права. - А как вы думаете, что было бы с Россией, с нами, если отмена крепостного права так и не состоялась бы? Мне приятна ваша заинтересованность в сегодняшней теме, чувствую жажду познания истории нашей Родины и сострадания жившим в те времена соотечественникам. Такие ощущения вызвала у меня наша сегодняшняя встреча. Предлагаю и вам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на экране (Презентация, слайд 18) - я почувствовал, что… - я понял, что… - меня удивило… - мне захотелось… | Вспоминают и озвучивают цель урока Высказывают предположения, рассуждают, используя полученные знания По желанию делятся своими ощущениями | Аргументирование своей позиции. Самоанализ своей деятельности Учет индивидуальных особенностей |
5. Домашнее задание (3 мин.) | Озвучивает домашнее задание. Домашнее задание сегодня творческое, его вы можете посмотреть на экране и выбрать понравившийся вариант (Презентация, слайд 19) 1. Нарисовать крестьянскую деревню после реформы для пополнения исторического альбома (есть у каждого) 2. Составить план экскурсии в пореформенную деревню 3. Разработать свой вариант отмены крепостного права Разъясняет критерии успешного выполнения: оригинальность и соответствие исторической действительности Благодарит обучающихся за урок: Спасибо за урок. Всего вам доброго! | Выбирают и записывают задание | Дифференцированное домашнее задание Метод проектов Критериальное оценивание |