Учебно-методическая карта занятия на тему «Отмена крепостного права»

2
0
Материал опубликован 18 September 2019

Пояснительная записка к презентации


КГБПОУ «Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса»

Учебно-методическая карта занятия

Тема занятия: «Отмена крепостного права»


Дата проведения: 23.01.2019 года


Группа№ 83С, специальность 43.02.10 «Туризм»


Тип занятия: изучение нового материала.


Место проведения: КГБПОУ «АКПТиБ», кабинет общественных дисциплин


Продолжительность:45 минут


Цели занятия:

Обучающие:

-сформировать у обучающихся знания о причинах и ходе Крестьянской реформы 1861 года, её роли для дальнейшего развития страны;

-содействовать осмыслению представлений о положении крепостного крестьянина и анализу жизни народа;

- формировать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике,

применять исторические знания в будущей профессиональной и общественной деятельности

(грамотно вести экскурсию с исторической точки зрения).



Развивающие:

-совершенствовать умение самостоятельно определять цели и составлять план деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать иоценивать деятельность;

-развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения;

-развиватьумения анализировать исторические документы, произведения литературы, изобразительного искусства;

- совершенствовать умение формулировать собственное суждение, обобщать, сравнивать.

Воспитательные:

- формирование личностных универсальных учебных действий: давать нравственную оценку историческим событиям и явлениям;воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком, уважения к свободе личности, умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место; воспитывать уважение к истории своего Отечества.


Материально - техническое обеспечение:

-персональный компьютер, мультимедийный проектор;

-презентация Microsoft Office PowerPoint «Отмена крепостного права»;

-раздаточный материал (текст документа, оценочные монеты)


Методическое и дидактическое обеспечение:

    Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

    Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.

    История России. XIX начала XX века. Учебник для исторических факультетов университетов. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998

    «Положение о выкупе крестьянами…в собственность полевых угодий», «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года.Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Том 7.


Интернет-ресурсы:

http://old.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRossii_10kl/7.html

http://www.historicus.ru/356


















Наименование этапа занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организационный момент (2 мин.)


















Приветствует обучающихся.

Создает эмоциональный положительный настрой на учебную деятельность:

- Здравствуйте, уважаемые студенты!

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! (Презентация, слайд 2)

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 



Пусть так и будет!



Проводит инструктаж по определению критериев оценки на уроке:

-Сегодня на уроке большинство из вас получит оценку, которую самостоятельно поставит себе в конце урока, подсчитав количество монет номинала «Историк», уже знакомых вам с прошлых занятий. Напоминаю, 1 «Историк» - 2 балла.


Демонстрирует критерии оценки обучающихся на данном уроке на экране (Презентация, слайд 3)

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу







Отвечают на вопрос (интересным, увлекательным, познавательным, запоминающимся и т. д),



Внимательно слушают, восстанавливая в памяти отработанную систему самооценки








Принцип психологической комфортности: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу и саморазвитие, создание ситуации успеха, реализация идей педагогики сотрудничества.



2. Изучение нового материала (34 мин.)




2.1. Предъявление темы урока (5 мин.)







Организует работу по предъявлению темы урока.

Предлагает обучающимся«Исторический буквенный диктант»: записать термины, а из первых букв составить слово, которое характеризует Россию 19 в.:

-власть монарха, ограниченная конституцией; (конституционная монархия)

-коренной переворот в жизни общества (революция)

- отступник от официальной веры (еретик)

-переход от ручного труда к машинному (промышленный переворот)

-платежи крестьян помещику деньгами или продуктами (оброк)

- группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями (сословия)

- политика устрашения насильственными мерами (терроризм)

-общественное движение, служение народу (народничество)

- ничем не ограниченная власть монарха (абсолютизм)

- натуральный налог народов Сибири и Севера (ясак)

(Презентация, слайды 4-5)


Организует фронтальную беседу:

-Какое слово получилось? (крепостная)

-Посмотрите, что у меня в руках? (показывает цепь)

- В чем практическое применение этого предмета? (сдерживать, удерживать, цепочки для украшения, символ рабства)

-Как вы думаете, какое из этих значений имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку?

(цепь - символ крепостного права)

-Что это значит? Что такое крепостное право?


Обобщает высказывания: Крепостное право - форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею повинности.Крестьянин является собственностью барина.

-Какое событие, связанноес нашим сегодняшним уроком произошло в 1861 году?


Помогает сформулировать тему«Отмена крепостного права»


На протяжении всего этапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы)

Самостоятельно пишут ответы, составляя в итоге слово из первых букв

























Отвечают на вопросы


Выдвигают гипотезы


Высказывают предположения

(речь пойдёт о крепостном праве)

Формулируют понятие








Вспоминают и озвучивают ранее пройденный материал в 8 классе (отмена крепостного права)



Обозначают тему и записывают её в тетрадь



Получают монеты.

Привлечение обучающихся в процесс определения темы урока и постановки цели урока на основе системно-деятельностного подхода.

Диалогово-словесный метод (беседа)



































Педагогика сотрудничества.

Создание ситуации успеха.


2.2.Постановка образовательной цели. Планирование (3 мин.)

Привлекает обучающихся к определению цели урока и к процессу планирования деятельности на уроке:

Определим цель урока: сформировать систему знаний о причинах и ходе Крестьянской реформы 1861 года, определить её роль для дальнейшего развития страны


Составим план согласно стандартного алгоритма «Изучение исторических фактов», с учётом особенностей темы

(Презентация, слайд 6-8)

План урока:

    Характерные черты крепостного права

    Необходимость отмены крепостного права

    Основное содержание реформы.

    Итоги и значение освобождения крестьян в России


На протяжении всего этапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы)




Формулируют и определяют цель с помощью педагога




Используя знакомый алгоритм, составляют план урока, записывают в тетрадь










Получают монеты.

Привлечение обучающихся в процесс составления плана.

Формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.


Алгоритм на уроках истории, как способ формирования и развития компетенций обучающихся









Создание ситуации успеха.

2.3. Реализация плана

(25 мин.)




2.3.1. Характерные черты крепостного права

(7 мин.)


Организует изучение нового материала по пунктам плана:

Предлагаю начать с виртуальной экскурсии к крестьянам в деревню N Бийского уезда накануне отмены крепостного права, проведя параллельно тренировку для будущих туристов-профессионалов (группа по специальности «Туризм»)

-Как вы думаете, почему мы назвали еёбуквой N?

Инструктирует студентов: работу гида необходимо будет оценить. На столе у каждого критерии оценки. Ознакомьтесь, пожалуйста. ( Приложение 1)

Внимание! В ходе экскурсии нам с вами необходимо обозначить характерные черты крепостного права и внести их в таблицу для последующего сравнения (Презентация, слайд 9-10)

Организует экскурсию. Представляет гида.

Положение крестьян

До реформы

После реформы

1. Личная зависимость


2. Земля в руках помещиков


3. Барщина, оброк












Оказывает помощь в заполнении левого столбца таблицы «До реформы» (всего три пункта)


Организует работу по оцениванию экскурсовода по критериям. Выставляет оценку.


Способствует совершенствованию умения вести диалог:

- Хотелось ли вам оказаться на месте крестьян?

-Чем было крепостное право для России?

- Могли ли они дальше жить в таких условиях?

Такие же мысли были и у Николая I.

Передавая бразды правления сыну, он сказал: «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в таком порядке как желал, оставляя тебе много трудов и забот, …обещай мне освободить русских крепостных крестьян»

-Почему он так сказал, почему назрела необходимость крестьянской реформы?


На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы).



Настраиваются на восприятие образного материала




Отвечают на вопросы педагога (типичная)



Знакомятся с критериями оценки.





Студентка выступает в роли гида, художественно и эмоционально воссоздает картину жизни крестьян в дореформенной России, грамотно ведет экскурсию с исторической точки зрения.


Группа туристов (остальные обучающиеся) наблюдают, осмысленно слушают, задают вопросы, добавляют, выделяют главное,

обобщают,оценивают

Совместно с преподавателем заполняют левую часть таблицы






Анализируют таблицу, высказывают свое мнение,

аргументируют свою точку зрения.






Отвечают (были причины)



Получают монеты.



Предварительное домашние задание







Взаимооценка.

Умение оценивать выступающего (гида)





Проиллюстрированный рассказ с использованием презентации и народной музыки.



Зрительно-слуховое восприятие.







Коллективная оценка экскурсовода






Беседа.



Продумывание ответов (припоминание, сравнение, сопоставление, анализ) и устные ответы на вопросы преподавателя. Развитие коммуникативных навыков









Создание ситуации успеха.

2.3.2. Необходимость отмены крепостного права

(2 мин.)



Формирует знания о причинах реформы:

Итак, определяем причины отмены крепостного права, убирая лишнее в тестовом задании. (Презентация, слайд 11)

Причины отмены крепостного права                       

 Что не относится к причинам отмены крепостного права?

1)    Рост недовольства и массовые выступления крестьян

2)    Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности

3)    Осознание обществом безнравственности крепостного права

4)    Отмена крепостного права была предусмотрена Парижским миром 1856 г.

5)    Поражение России в Крымской войне

Просит выделить главную причину

-Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра II   провести крестьянскую реформу?

 



На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за верные ответы).







Называют неверный вариант.












Отмечают, что поражение в Крымской войне послужило непосредственным поводом к проведению  реформы.

Делают запись в тетрадь.

Получают монеты







Метод исключения.

















Создание ситуации успеха.

2.3.3. Основное содержание реформы.

(12 мин.)


Организует работу малых групп с историческими источниками:

Сейчас мы поработаем в группах.

Раздает выдержки из Манифеста от 19 февраля 1861 года (Приложение 2)


Предлагает группам ответить на вопросы и сформулировать на их основе ответы для записи в таблицу.


Сообщает, что по окончанию работы ответы сверяются с эталоном.


Напоминает о том, что новые термины необходимо записать в словарик (Презентация, слайды 12-13)


Озвучивает критерии оценки:

За полностью правильно заполненную таблицу 2 монетки каждому. Если таблица заполнена частично, то 1.

1.Что включают в себя права свободных сельских жителей?

2.Как крестьяне наделялись землей?

3. Что означает временнообязанное состояние?

4.Что такое выкупная операция, выкупные платежи?

5.Что такое уставная грамота?


Положение крестьян. (Эталон заполнения)

До реформы

После реформы

1. Личная зависимость

1. Личная свобода, гражданские права

2. Земля в руках помещиков

2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки

3. Барщина, оброк

3. Временнообязанные: отработки, испольщина


4. Выкупные платежи: 20% - крестьнин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству)


5. Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота


Раздает монетки на группу, исходя из количества студентов.


Задаёт вопросы с целью сравнения граф таблицы:

- Как вы считаете, улучшилось ли положение крестьян?

-А теперь хотели бы вы жить в пореформенной деревне N Бийского уезда Томской губернии?


На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за ответы).

Работают с историческими документами - Манифестом, выявляют условия получения земли, с терминами: временнообязанные, выкупные платежи, уставная грамота (запись в словарик)

Обсуждают усвоенные понятия, формулируют выводы по своей работе.



Заполняют таблицу в тетради.














Представители групп зачитывает полученные варианты. Сверяют с эталоном.








Все проводят самооценку. Распределяют монетки.


















Анализируют таблицу, доказывая свою точку зрения.

Размышляют

Получают монеты

Работа в микрогруппах

Выполнение практического задания





Умение самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.




Работа с терминами




















Стимулирование учебной активности



Сравнительный анализ






Создание ситуации успеха

2.3.4. Итоги и значение освобождения крестьян в России (4 мин.)

Цитирует классика и с целью создания проблемной ситуации просит выделить главную мысль:

О крестьянской реформе, проведенной Александром II, Н. А.Некрасов писал:

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

(Презентация, слайд 14)

На основе слайда проводит сравнительный анализ, задавая вопросы, подводя к дискуссии по проблеме: Народ освобождён, но счастлив ли народ?

- Как вы можете объяснить этот парадокс? (памятник царю-освободителю на деньги крестьян и всплеск крестьянских волнений)

(Презентация, слайды 15)



Формирует представление о противоречивом характере реформы, демонстрируя разорванную цепь, показанную в начале урока:

Точки зрения разные и это естественно, ведь сколько людей столько и мнений, особенно когда речь идет о таком грандиозном событии.

Н. А. Некрасов писал по этому поводу:

“Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику”.

-Как вы понимаете строки великого русского поэта?

Действительно, они отражают сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия. Но каким бы не было отношение к этому событию,

оно имело огромное историческое значение:

-Как вы считаете, какое?

Подводит к выводу о том что реформа имела прогрессивное значение:

Вы правы,теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Крестьяне, пусть и не сразу, получили возможность свободно заниматься своим главным трудом – распахивать поля, растить хлеб, а это значит – дарить людям жизнь. Ведь не зря говорится:

«Когда же последний крестьянин умрет,
Исчезнет Россия, исчезнет народ!»


На протяжении всего подэтапа урока корректирует и направляет деятельность студентов, оценивает (раздает монеты за ответы).

Осмысленно слушают, читают, определяют проблему, записывают в тетрадь






Обмениваются взглядами по проблеме, отражая собственное мнение, опираясь на мнения других.

Примерные версии:

-крестьяне получили личную свободу и это главное

- что им даёт свобода, если земли мало, урожай плохой, да и расплачиваться за надел надо ещё полвека











Рассуждают, участвуют в диалоге










Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Приходят к пониманию значения реформы













Получают монеты


Проблемный метод









Учебная дискуссия













Беседа с элементами дискуссии








Умение определять и оценивать роль и место события в историческом процессе

3.Закрепление изученного (2мин.)

Организует закрепление полученных новых знаний. Предлагает выполнить задание:

(Презентация, слайд 16)

прочитайте отрывок из поэмы Н. А.Некрасова и ответьте на вопросы

-Когда происходили описываемые события?

-Почему губерния, деревни и уезды носят такие названия?

Оценивает (раздает монеты за ответы).



Читают слайди выполняют задание





Получают монеты за верные ответы

Использование заданий, повышающих интеллектуальную активность

4. Подведение итогов

(2 мин.)

Организует самооценку деятельности обучающихся на уроке по заданным критериям:

Подсчитайте монетки и поставьте себе оценку, согласно критериям. (Презентация, слайд 17)

Если вам не хватило немного баллов, не расстраивайтесь, их, как вы уже знаете, можно будет заработать на следующем занятии.

Выставляет оценки.


Производят самооценку по критериям

Самоанализ своей деятельности. Оценивание степени усвоения нового учебного материала

4. Рефлексия (3 мин.)

Организует обучающихся к самоанализу их деятельности на уроке:

Уважаемые студенты, какую цель мы ставили в начале нашего урока?

Цель нашего урока достигнута?

Сегодня мы с вами изучали, как в России проходила одна из важнейших реформ – реформа отмены крепостного права.

- А как вы думаете, что было бы с Россией, с нами, если отмена крепостного права так и не состоялась бы? 

Мне приятна ваша заинтересованность в сегодняшней теме, чувствую жажду познания истории нашей Родины и сострадания жившим в те времена соотечественникам.

Такие ощущения вызвала у меня наша сегодняшняя встреча. Предлагаю и вам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на экране (Презентация, слайд 18)

- я почувствовал, что…

- я понял, что…

- меня удивило…

- мне захотелось…



Вспоминают и озвучивают цель урока







Высказывают предположения, рассуждают, используя полученные знания










По желанию делятся своими ощущениями

Аргументирование своей позиции.

Самоанализ своей деятельности

















Учет индивидуальных особенностей

5. Домашнее задание

(3 мин.)

Озвучивает домашнее задание.

Домашнее задание сегодня творческое, его вы можете посмотреть на экране и выбрать понравившийся вариант (Презентация, слайд 19)

1. Нарисовать крестьянскую деревню после реформы для пополнения исторического альбома (есть у каждого)

2. Составить план экскурсии в пореформенную деревню

3. Разработать свой вариант отмены крепостного права

Разъясняет критерии успешного выполнения: оригинальность и соответствие исторической действительности


Благодарит обучающихся за урок:

Спасибо за урок. Всего вам доброго!


Выбирают и записывают задание

Дифференцированное домашнее задание



Метод проектов



Критериальное оценивание






Предварительный просмотр презентации

Критерии оценки работы на занятии: «5» - 18 - 20 баллов «4» - 14 - 16 баллов «3» - 11 - 12 баллов УДАЧИ!!!

ИСТОРИЧЕСКИЙ буквенный диктант - - власть монарха, ограниченная конституцией - коренной переворот в жизни общества - отступник от официальной веры - переход от ручного труда к машинному - платежи крестьян помещику деньгами или продуктами - группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями - политика устрашения насильственными мерами - общественное движение, служение народу - ничем не ограниченная власть монарха - натуральный налог народов Сибири и Севера

ИСТОРИЧЕСКИЙ буквенный диктант - К - конституционная монархия Р - революция Е - еретик П - промышленный переворот О - оброк С - сословия Т - терроризм Н - народничество А - абсолютизм Я - ясак

Алгоритм анализа конкретных исторических фактов 1. Выделите исторические условия события, явления. 2. Определите причины события, явления. 3. Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями; установите основные этапы. 4. Выделите причинно-следственные связи событий, явлений (последовательность — вертикальные связи; взаимовлияние событий — горизонтальные связи; влияние внутренних причин событий; выявлений противоречий). 5. Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль факта, события в последующем развитии общества.

План занятия

Положение крестьян До реформы После реформы 1. 2. 3.

Положение крестьян До реформы После реформы 1. Личная зависимость 2. Земля в руках помещиков 3. Барщина, оброк

Что не относится к причинам отмены крепостного права? 1)    Рост недовольства и массовые выступления крестьян 2)    Замедленное развитие сельского хозяйства и промышленности 3)    Осознание обществом безнравственности крепостного права 4)    Отмена крепостного права была предусмотрена Парижским миром 1856 г. 5)    Поражение России в Крымской войне

Работа с документом Ответьте на вопросы и на основе ответов заполните правую часть таблицы: 1.Что включают в себя права свободных сельских жителей? 2. Как крестьяне наделялись землей? 3. Что означает временнообязанное состояние? 4.Что такое выкупная операция, выкупные платежи? 5.Что такое уставная грамота?

Положение крестьян (эталон ответа) До реформы После реформы 1. Личная зависимость 1. Личная свобода, гражданские права 2. Земля в руках помещиков 2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки 3. Барщина, оброк 3. Временнообязанные: отработки, испольщина 4. Выкупные платежи: 20% - крестьянин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству) 5. . Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота

Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Н. А. Некрасов

НАРОД ОСВОБОЖДЁН, НО СЧАСТЛИВ ЛИ НАРОД?

В каком году – рассчитывай, В каком земле – угадывай,  На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Н. А. Некрасов

Народ освобождён, ? но счастлив ли народ САМООЦЕНКА «5» - 18 - 20 баллов «4» - 14 - 16 баллов «3» - 11 - 12 баллов

Сегодня на занятии: я почувствовал, что… я понял, что… меня удивило… мне захотелось…

Домашнее задание Нарисовать крестьянскую деревню после реформы для пополнения исторического альбома (есть у каждого) 2. Составить план экскурсии в пореформенную деревню 3. Разработать свой вариант отмены крепостного права Критерии успешного выполнения - оригинальность и соответствие исторической действительности!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.