12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелева Галина Яковлевна51
учитель истории и обществознания
Россия, Челябинская обл., с.Карсы, Троицкий район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карсинская средняя общеобразовательная школа»



учебно-методический материал

(направление "Мемориал")








Улица имени моего земляка


(краеведческий материал для учебных занятий и внеклассных мероприятий, посвящённых истории политических репрессий)







Щелева Галина Яковлевна,

Учитель истории и обществознания,

МБОУ «Карсинская СОШ»













Село Карсы

2021 год




История – это фонарь в будущее, которое

светит нам из прошлого”.

(В.О. Ключевский)


В селе Карсы есть улица имени Андрея Никитовича Солодовникова, и это единственная улица, носящая имя земляка. Память о своих земляках должен хранить каждый человек, потому что это не просто история отдельно взятого человека, это история народа, это история страны, в которой ты родился и живешь. Если люди хранят память о своем прошлом, значит, они уважают свое прошлое, гордятся им. Еще А.С.Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное дело».

История жизни Солодовникова Андрея Никитовича – это живой пример жизнестойкости человека, его терпимости, умения перенести все тяготы, выпавшие на долю человека, и не озлобиться, не потерять интереса к жизни.

Андрей Никитович Солодовников родился в селе Ямы, в 1880 году (Ямы – старинное название с. Карсы). Родители его были бедняки. Избенка, в которой жила семья, вросла в землю так, что из окон были видны только ноги прохожих. В семье кроме Андрея росла еще дочь – Евдокия. Андрей рос очень способным мальчиком, особенно любил математику. Ему удалось закончить четыре класса церковно-приходской школы, так что он считался по тем временам человеком грамотным. В семнадцать лет Андрей Никитович женился на Безносовой Акулине Филатовне (ей было шестнадцать лет). Основали своё хозяйство, занимались хлебопашеством. Все работы приходилось выполнять вручную. Нужда заставляла наниматься в работники. Но жили дружно, совместно с братьями и сестрами жены, а их было у нее семеро, приобретали понемногу скудный сельскохозяйственный инвентарь -молотилку, веялку, позднее и косилк/. В конце 20-х годов ХХ века построила семья дом в три комнаты. Камень на фундамент, лес – все заготавливали и привозили сами. Труд был очень тяжелым.

Наравне с мужчинами делили всю тяжесть крестьянской доли и женщины. Вот так вспоминает о жене Андрея Никитовича Акулине Филатовне, своей матерее, их дочь, Антонина Андреевна:

«Мама наравне с мужчинами работала, очень хорошо отбивала литовки, косила очень сильно, а была ростом маленькая. Сметала стога, пилила дрова в лесу, делала кизяки для отопления. Никто лучше ее не умел подсевать зерно в решете».

Нелегка была крестьянская доля, не все могли ее вынести. Из девятерых детей Солодовниковых выжило только трое. Но, несмотря на все трудности, воспитали Андрей Никитович и Акулина Филатовна еще одну девочку, дочь близкой родственницы.

В 1914 году началась первая мировая война. Андрей Никитович был призван на фронт, но уже в 1918 году возвращается в родную деревню. В своей анкете (у нас есть ксерокопии этой анкеты, высланная из центрального архива Октябрьской революции) Андрей Никитович потом напишет, что возвратившись, он увидел разоренный дом, «белые» увели корову, забрали хлеб. Но все равно, отношение к новой советской власти у него складывается не сразу. А, поняв, что эта власть в интересах трудящихся, решил ее активно защищать.

Как наиболее авторитетный человек Андрей Никитович был избран почти шестью тысячами избирателей от Карсинской и Хуторской станиц делегатом 1 Всероссийского съезда трудовых Козаков. Всего из Троицкого уезда было 3-4 делегата. Наш земляк был избран в президиум и сидел недалеко от Владимира Ильича Ленина. Это было самое памятное событие в его жизни. После окончания съезда Андрею Никитовичу выслали фото, где были засняты все троичане вместе с Владимиром Ильичем. Прислали тогда Андрею Никитовичу и отрез хорошего сукна. И кто знает, сколько человеческих жизней спас Андрей Никитович, когда в голодном 1921 году он этот отрез поменял на отруби, чтобы накормить голодающих людей.

Андрей Никитович был избран после съезда военкомом станицы. Работал на этой должности шесть месяцев, а затем был избран председателем станицы и исполнял свои обязанности в течение 4-х перевыборов. Он приложил много сил, чтобы организовать общую кухню.

Вот что вспоминал Токарев Алексей Иванович, уроженец с. Карсы, 1915- го рождения: «В моей детской памяти осталось впечатление от тяжелых голодных лет и по настоящее время. Там, где живут Кармалинцев Виталий и дед Спиридонов, был большой дом - столовая, в которой кормили бедноту. Мама моя ходила туда за пайком на малых детей в 1921-1922 годах, и иногда, если у нас позволяли силы, некоторые из детей тоже ходили с ней. Позднее я из разговоров матери и старших братьев и сестер слышал, что там работал дядя Андрей Солодовников, кормил бедноту. В теплые весенние дни мы играли у его двора, в надежде получить что-нибудь съестное. Дядя Андрей очень нас жалел и чем мог, помогал, не дал нам умереть».

Из десятерых детей Токаревых от голода умерло двое. Но как бы трудно не было, конечно были в селе семьи, имеющие запасы продовольствия, крепкое хозяйство, корову. Андрей Никитович разрешал им использовать свой сепаратор при условии, что часть обрата будут оставлять для голодающих. С великими тяготами и жертвами пережили селяне эти страшные голодные годы.

До 1933 года вел Андрей Никитович свое, единоличное хозяйство. Приобрел пару хороших лошадей, сеялки, косилку – в общем, весь необходимый сельскохозяйственный инвентарь. При коллективизации он сдал все в образованный колхоз «Опытник». Из воспоминаний Токарева: «Лошади Андрея Никитовича, Большой Карька и Маленький Карька долго работали в колхозе».

Ещё 7 февраля 1921 года Карсинской ячейкой РКП(б) Андрей Никитович был принят в партию. Сведений о партийности Солодовникова А.Н. в 1922-33 годах в документах партийного архива не обнаружено. Возможно, что они были уничтожены.

В середине 30-х годов семья Солодовников уезжает по вербовке в Магнитогорск на большую стройку промышленного металлургического комплекса.

Андрей Никитович начал работать на деревообделочном комбинате клееваром. И на этой должности проявил свой трудолюбивый характер, стремление во всём достичь совершенства Чтобы раскрыть секрет клееварения, приезжал даже в Троицк к старым мастерам. Со временем и сам узнал все тонкости своей новой профессии. Потихоньку семья нажила небольшое хозяйство. На берегу Урала в посёлке Первомайка построили засыпную избу, завели корову, засадили огород. Старшая дочь, Ксения Андреевна, вышла замуж. Жизнь вступила в ровную, наезженную колею. Но тянуло Акулину Филатову домой, в Карсы. А Андрей Никитович долго сомневался, он знал, что делегатов 1Всероссийского съезда подвергают гонениям, многих из них уже репрессировали. Но всё же семья в 1938 году своим ходом, на лошади, с привязанной к телеге коровой, котомками и узлами возвращается в Карсы. Андрея Никитовича назначают заместителем председателя колхоза.

Бывший председатель колхоза, Вялков Иван Степанович вспоминал, что был «критический период», так как 1940 год был засушлив, в течение лета не было ни одного дождя. Кормов было мало, а продовольственный хлеб и вовсе отсутствовал, колхозная касса пустовала, а на текущем счету в государственном банке числилось всего 11 рублей. К этим несчастиям добавила трудность и многоснежная зима 1941 года. Весна выдалась запоздалой, а 1-го и 2-го мая бушевал настоящий ураган. Но труд и умелое руководство колхозом сумели победить разгулявшуюся стихию.

Вот что вспоминал Вялков И.С.: « В итоге, если во многих колхозах района в 1941 году был большой падеж скота от бескормицы, мы в своем колхозе избежали большого падежа, сохранили основное поголовье, а в конце года колхоз получил переходящее Красное знамя за успехи в животноводстве. Колхозники полностью и качественно заготовили семена и выполнили план посева всех культур в 1941 году».

3 ноября 1942 года на семью обрушилась беда, огромная несправедливость, которой подвергались миллионы ни в чем не повинных советских граждан.

В 2 часа ночи в дом Солодовниковых нагрянули сотрудники НКВД. Начался обыск: искали запрещенную литературу и фото казачьих депутатов 1 съезда совместно с Лениным. Акулина Филатовна клялась и божилась, что фотографии они не сохранили.


t1681292786aa.png

Андрея Никитовича обвинили в том, что он якобы, систематически занимался проведением антисоветской агитации, в антисемитизме, в неверии сводкам Совинформбюро, даже пытались обвинить в подготовке вооруженного восстания против советской власти. По делу имелось пять свидетелей. Показания свидетелей были ложными, по этой причине по существу все свидетели на суде своих показаний не подтвердили.

Несмотря на явную недостаточность материалов, в марте 1943 года выездной сессией областного суда, состоявшегося в городе Троицке, Солодовников А.Н. был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет (по статье 58-10 УК). Андрей Никитович подал кассационную жалобу в коллегию Верховного суда, который вынес определение: дело пересмотреть другим составом суда. Второй состав, рассмотрев дело, вынес решение: дело послать на доследование. Несмотря на то, что дополнительного следствия не было проведено, в декабре 1943 года Андрея Никитовича вновь осудили на вышеуказанный срок без права обжалования.

Целый год сидел он в тюрьме, ожидая приговора. Все это время и позднее, когда муж отбывал срок в различных лагерях Челябинской области, Акулина Филатовна носила ему передачи. Неоднократно, с котомкой за плечами, мерила она своими усталыми ногами дорогу в Челябинск, Коркино, Южноуральск (там с 1948 года строил Андрей Никитович ГРЭС). От лямок котомки, до крови стиравших плечи, за десять лет образовались на ее ключицах наросты, как вечная память о тех страшных годах. Никакие свидания или переписки не разрешались. Только иногда, после долгих ожиданий у проходной завода или в другом месте дети могли издали видеть отца. И казался он им, особенно в мрачной лагерной одежде изможденным и маленьким. А потом, в детских снах он вновь представал в своем горестном обличье.

В начале 50-х годов Андрей Никитович находился в Карлаге (Карагандинский лагерь на территории северного Казахстана). К тому времени он был тяжело болен и с трудом передвигался. Впоследствии Андрей Никитович вспоминал, что голод, болезни и тяжелый труд каждый день уносили его товарищей. При переходе в Карлаг их группа попала в сильную снежную бурю. Заключенные передвигались пешком, держась за веревку, которая была привязана к лошади. Люди настолько обессилели, что равнодушно шагали по телам своих товарищей, ибо упавших никто не поднимал, и они погибали. По прибытии в лагерь не досчитались четырехсот человек.

Жена Андрея Никитовича неоднократно хлопотала об освобождении мужа. Наконец, 2 августа 1952 года пришел запрос из лагеря от полковника Лисичкина: могут ли родственники взять заключенного Андрея Солодовникова на материальное обеспечение. Семья сразу же послала согласие. Не дождавшись ответа, Акулина Филатовна сама поехала в Карлаг, чтобы забрать мужа. На станции Актюбинск она вышла из поезда и стала ждать попутной подводы. Сидела в холодном вокзале и друг увидела немощного старика, который сидел близко от двери, и каждый входящий невольно его задевал. Старик был настолько слаб, что не мог даже отодвинуться. Акулина Филатовна набрала в кулек сухарей и решила его посадить поудобнее. Она знала, что здесь на станции много заключенных, но никак не ожидала, что в этом тщедушном человеке вдруг узнает своего мужа, ведь когда-то был он крепким, ладно сложенным казаком. Потихоньку они добрались до Троицка, а затем на Карсинский железнодорожный разъезд. Встретили родственника, тот и оповестил селян о том, что тетя Акулина и дядя Андрей сидят на разъезде. Туда выехала конная подвода, и встречали на заснеженной дороге Андрея Никитовича его родственники и знакомые. Были среди них и старые женщины, и их подросшие дети, спасенные Андреем Никитовичем в страшные голодные годы.

Не все в селе относились к Солодовникову А.Н. одинаково. Те, кто знал Андрея Никитовича с детства, уважительно называли его «ходоком к Ленину», но кое-кто боялся показать свое сочувствие к бывшему репрессированному, так велик был страх в народе после сталинского террора. А часть приезжих, особенно молодые, кому с юных лет вбивали в голову о необходимости борьбы с так называемыми «врагами народа», те относились к нему презрительно, но таких было немного.



t1681292786ab.png

В 1958 году определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 2/Х-приговор Челябинского областного суда от 13/ХI-1940 года в отношении Солодовникова Андрея Никитовича был отменен, хотя полного оправдания его имени не было. Чувствовал Андрей Никитович по отношению к себе какую-то двойственность. Он пытался добиться справедливости, писал прошение на имя К.Е.Ворошилова и Н.С.Хрущева, но они оставались без ответа.

Казалось бы, судьба была крайне жестокой, в лагерях он потерял свое здоровье, но не было в Андрее Никитовиче озлобленности, не замыкался в собственных невзгодах. С большим интересом вникал во все происходящее в стране. Последней его радостью был полет Юрия Алексеевича Гагарина в апреле 1961 года. А через несколько месяцев его не стало.

В 1989-1990 годах в нашей школе была создана и активно работала поисковая группа учащихся. Ребятами была проделана огромная работа по сбору и обработке материалов о Солодовникове А.Н. Были собраны архивные документы, фотографии, записаны воспоминания еще живых в то время свидетелей событий. В 1991 году сельский сход села Карсы решил восстановить доброе имя земляка и назвать в его честь одну из новых улиц. Так в нашем селе появилась улица имени А.Н.Солодовникова.


t1681292786ac.png

(Солодовников А.Н. крайний слева)


Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, к своим землякам. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д.С. Лихачев.)








t1681292786ad.png


t1681292786ae.png

t1681292786af.png

t1681292786ag.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.