Конспект занятия по основам личной гигиены в средней группе «В гостях у Петьки-микроба»
Детская любознательность, открытость и доверие к окружающему миру, стремление проявить самостоятельность являются необходимыми качествами для воспитания гармонично развитой личности. Но эти же качества делают ребенка необычайно уязвимым в любой опасной ситуации. В связи с этим задача формирования необходимых знаний и навыков безопасного поведения в бытовых ситуациях является одной из приоритетных задач образовательного и воспитательного процесса.
Безопасное поведение в окружающей среде можно описать следующим алгоритмом: распознать опасность и ее источник –> по возможности избежать опасности –> при необходимости – действовать. В силу отсутствия жизненного опыта дети не могут ни предвидеть опасность, ни оценить степень её опасности, ни предпринять необходимые действия. Познакомить ребенка с возможными вариантами опасностей, научить его действовать согласно ситуации, и буквально довести до автоматизма его навыки безопасного поведения – прямая обязанность значимых взрослых.
Зачастую формирование основ безопасного поведения у ребенка ведется с помощью системы запретов либо через долгие, неинтересный детям наставлений, что приводит к обратному результату, ведь запретный плод, как известно, сладок. Воспитание и обучение через игру гораздо эффективнее, так как удовлетворяет потребности ребенка и соответствует ведущей деятельности дошкольников.
Достаточно большой объем работы воспитатель и родители проводит в бытовых ситуациях, зачастую не обращая внимания на образовательный аспект того или иного действия. Так для нас абсолютно естественно обратить внимание ребенка на сигнал светофора при переходе дороге, пригласить ребенка вымыть руки перед едой, предостеречь при появлении незнакомой собаки или приближении к огню и так далее. При этом повторяющиеся регулярно действия постепенно доводятся до автоматизма.
Таким разделам знаний о безопасном поведении как пожарная безопасность, правила ПДД, безопасность при общении с незнакомыми людьми и так далее по праву уделяется огромное внимание. Но при этом зачастую страдают не менее важные компоненты безопасности жизнедеятельности, такие как профилактика заболеваний, основы личной гигиены, правила здорового питания, и прочие аспекты сохранения здоровья и заботы о собственном теле.
Для расширения теоретических знаний о личной гигиене, дополняющих уже имеющиеся у детей практические навыки, я предлагаю провести комплексное занятие, которое познакомит ребят с миром микробов.
Конспект занятия по основам личной гигиены в средней группе «В гостях у Петьки- микроба»
Цель: Сформировать представление о здоровом образе жизни, закрепить навыки личной гигиены.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о правилах соблюдения личной гигиены.
2. Формировать представление о полезных и вредных микробах, собственном теле.
2. Развивать речь детей, умение вести беседу, расширять словарный запас.
3. Развивать воображение, внимание и память. Способствовать развитию любознательности.
4. Создавать позитивную атмосферу сотрудничества.
Необходимое оборудование:
- ноутбук для просмотра слайдов и мультфильма.
- презентация с изображением микробов, кисло-молочных продуктов испорченых, микроскопа, грязных рук и игрушек, процесса мытья рук с мылом.
- комплект карточек с изображением свежих и испорченых продуктов.
- сигнальные флажки красного и зеленого цвета по количеству детей
- яркая корзина и настольное мусорное ведро
- гуашь ярких цветов, кисточки, набор глаз для аппликации, фломастеры.
- листы формата А3 из расчета 1 лист на 4-5 детей.
- мяч для игры.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, сегодня к нам пришел необычный персонаж (показывает фигурку симпатичного микроба). Давайте познакомимся. Это микроб, а зовут его Петька.
Дети здороваются с игрушкой.
Воспитатель.
Кто из вас знает кто такие микробы? (Слушает ответы детей)
Давайте узнаем о нашем Петьке побольше.
Читает главу «Как Петька спас родную каплю» из книги Г. Остера «Петька – микроб»
Воспитатель: А почему мама муравья говорила, что сырую воду пить нельзя?
Дети: Живот заболит, можно заболеть.
Воспитатель: Верно. Ведь микробы бывают полезными как наш Петька, они помогают людям, и вредными, от которых у нас могут случаться неприятности. Полезные микробы или бактерии помогают нам делать из молока кефир или йогурт, а вредные могут испортить продукты и стать причиной болезни.
Все микробы очень маленькие, их так просто не разглядишь. Чтобы увидеть микроба, нужен специальный инструмент, который называется микроскопом. (слайд с изображением микроскопа). Но в детском саду микроскопа нет, зато есть волшебство. Сейчас мы с вами поколдуем и станем такими маленькими, что сами сможем увидеть микробов.
Физкультминутка:
Встанем детки, встанем в круг (встают в круг)
Кто твой друг, а кто мой друг? (дети поворачиваются вправо и влево)
Ножкой топнем, (топают)
Ручкой хлопнем, (хлопают)
Мы немного покружимся (кружатся на месте)
И в микроба превратимся.
Смотрите, как здорово, теперь мы можем разглядеть самых мелких микробов. Воспитатель показывает детям слайды с изображением микробов на руках, игрушках, фруктах.
Микробы живут везде, на улице и в доме, и на игрушках, и в продуктах, и даже внутри нас с вами. Полезные микробы помогают нам, например, переварить обед. Но если вдруг мы съедим немытые или испорченный продукты, то к нам в животы попадают вредные микробы, от которых мы можем заболеть.
Как вы думаете, что нужно делать чтобы вредные микробы не смогли нам помешать?
Дети: Мыть руки с мылом, не есть плохие продукты, мыть игрушки, чистить зубы.
Воспитатель. Все верно, молодцы! Я вижу, что вы знаете правила. Повторим их еще раз вместе:
Каждый раз перед едой
Нужно фрукты мыть водой!
Чтоб быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом.
Будь аккуратен, забудь про лень!
Чисти зубы каждый день.
Чтоб микробов не плодить
Воду чистой нужно пить.
Давайте поиграем, я буду показывать вам продукты. Если их можно есть, вы поднимаете зеленый флажок, если нельзя - красный. Будьте внимательнее.
Детям показывают карточки с изображением чистых, свежих и грязных, испорченных продуктов. Если продукт съедобный – изображение кладут в яркую корзинку, если нет – в мусорное ведро.
Воспитатель: Отлично, мы справились! А сейчас вместе с Петькой посмотрим мультфильм о микробах. («Три кота» серия «Микробы» - длительность: 5 мин)
Воспитатель: Ну что же, мы с вами побывали в гостях у Петьки, познакомились с его родственниками – микробами, узнали кто из них вредный, а кто полезный. Пора возвращаться в группу.
Физкультминутка:
Встанем детки, встанем в круг (встают в круг)
Кто твой друг, а кто мой друг? (дети поворачиваются вправо и влево)
Ножкой топнем, (топают)
Ручкой хлопнем, (хлопают)
Мы немного покружимся (кружатся на месте)
И в ребенка превратимся.
Воспитатель: Понравился вам наш Петька? Давайте мы с вами нарисуем его портрет на память.
Дети садятся за стол и рисуют микробов с элементами аппликации.
Отличные портреты у нас получились, ребята. Повесим их в наш уголок и вечером вы расскажете родителям о путешествии в мир микробов. А сейчас пора немного размяться и поиграть.
Игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
Кияйкина Наталья Федоровна