12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1655
Высшее образование. Педагогический стаж 26 лет. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 и 2022 г.г. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск

Занятие - экскурсия

Удивительная река «Таха»

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия – экскурсии в природу. Данная экскурсия проводится для учащихся 3-7 классов на занятиях кружка и во время работы летнего профильного лагеря «Юный эколог».

В основе занятия лежит системно - деятельностный подход с применением исследовательской деятельности учащихся в природе, что соответствует требования федерального государственного образовательного стандарста. Этот метод очень подходит для учащихся 3-7 классов, ведь в этом возрасте они умеют удивляться и радоваться своим небольшим «открытиям». Игра – соревнование, исследование живых объектов в природе, сама ситуация, когда занятие проходит не в классе, а на улице активизирует учебно-познавательный процесс, повышает интерес учеников к предмету, к освоению новых знаний.

Содержание заданий, вопросов, чередование разных видов деятельности призваны развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы, применять знания в новой нестандартной ситуации. Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, навыков исследовательской деятельности, сплочению коллектива.

Вопросы к занятию дифференцированы, составлены с учетом различного уровня обученности учащихся и выходят за рамки школьного учебника. Для их составления применялся материал из различных наук: истории, краеведения. Географии, экологии, зоологии, ботаники, систематики, переработанный и адаптированный для учащихся 3-7 классов. Задания составлены так, что каждый ответ требует переработки имеющейся информации, применение знаний в новой ситуации, много заданий практической направленности. Вопросы носят межпредметный характер, а умение проводить наблюдение и исследования в природе - надпредметный характер. Все это создает у ребенка картину общую картину мира, подчеркивает связь наук между собой.

Предложенное занятие можно проводить в виде экскурсии, своеобразной экологической тропы. В данном случае экскурсию проводит либо учитель, либо экскурсовод – ученик, специально подготовленный для этого мероприятия. А можно сделать в виде интеллектуальной игры – соревнования между командами из 4-5 человек разного возраста. Для этого на каждой станции (определенная точка на реке) находится экскурсовод, задающий вопросы, оценивающий результат, заполняющий маршрутный лист (приложение). Он же знакомит игроков с информацией, которая им неизвестна, поправляет, корректирует ответы. В данном случае при оценке ответов используется бальную систему, когда на каждый правильный ответ на каждой станции начисляются баллы. В конце игры подводят общий итог и награждают команды в соответствии с набранными баллами грамотами, благодарностями и сладкими призами.

Информацию для игры мы брали из детских краеведческих работ и, выполненных нашими юными исследователями в рамках работы школьного объединения «Эколог», таких как «Реки Приволжска в переплетении времен», «Экологическая характристика пляжа «Капустник»», «Оценка экологического состояния реки Таха методом биоиндикации». Коллекции гидробионтов так же изготовляют наши ребята.

Цель экскурсии: ознакомление с рекой Таха

Задачи:

образовательные:

изучение истории появления названия реки, географии реки, видового состава растений и животных;

формирование представление о факторах, влияющих на живые организмы; о растениях, животных и их биотических связях;

изучение приспособления у растений и животных к водной среде;

знакомство с экологическим состоянием реки;

развивающие:

способствовать развитию умений выполнять практические задания; обобщать результаты учебно-исследовательской деятельности; формулировать предположения и делать выводы;

развивать творческие и практические способности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование практических природоохранных навыков

воспитательные:

формирование экологической культуры учащихся

привитие навыки правильного поведения в природе;

воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

В результате экскурсии у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

осознавать ценность природы для человека

знать наиболее типичных представителей животных и растений реки;

знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

объяснять приспособленность живых организмов к условиям жизни в воде;

оценивать влияние деятельности человека на живые организмы, экосистему реки;

ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;

объяснять разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

объяснять результаты наблюдений и исследований;

проводить простейшие исследования с объектами живой и неживой природы;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.

Метапредметные:

понимать учебную задачу занятия;

оценивать свои достижения на занятии;

работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

приводить примеры ответственного отношения к природе;

сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

осуществлять оценку и самооценку;

высказывать и обосновывать предположения;

анализировать информацию;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

улучшать состояние окружающей среды;

Личностные:

понимать и принимать самоценность любого организма;

проявлять целостное восприятие окружающего мира;

бережно относится к окружающему миру;

испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

Вид экскурсии: исследовательская, учебно-тематическая.

Актуальность. Проблема воды в последние десятилетия стала очень актуальной. Большинство водных экосистем, особенно в городах, подвержено интенсивному влиянию человека. Вследствие этого происходит ухудшение качества речной воды, что отрицательно влияет на состояние реки как экосистемы в целом. Такие занятия - экскурсии, как правило, никого не оставляют равнодушными к проблемам загрязнения природы, уничтожения биоразнообразия живых организмов. Ребята видят и понимают, что каждый из них реально способен внести свой вклад в защиту окружающей среды: беречь воду, принимать участие в акциях и субботниках по защите природы от мусора и бытовых отходов, проводить исследования в природе, изучать законы хрупкого экологического равновесия.

Место проведения экскурсии: город Приволжск Ивановская область. Река Таха.

Методы и методические приемы: показ, рассказ, беседа, практическая, исследовательская самостоятельная работа.

Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат, гидробиологический сачок, кювета, пинцеты, бинокль, определители растений и животных, коллекция гидробионтов, банки, карточки с заданиями, альбомные листы, краски, карандаши, перчатки, мусорные мешки, грабли.

Подготовка к экскурсии: деление ребят на группы для игры, подготовка экскурсоводов, распределение обязанностей. Заранее группам раздаются маршрутные листы. Перед экскурсией проводится инструктаж по техники безопасности.

План экскурсии:

Вводная часть:

- организационный момент

- вводная беседа 

Игра - экскурсия

Обобщение, подведение итогов, награждение команд – участниц игры.

Ход экскурсии

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычное занятие на нашей реке. Мы отправляемся на экскурсию, и пока мы идем, давайте вспомним с вами наши правила поведения в природе:

во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;

не рви растения, определяй их на месте, не бери растения в рот: они могут быть ядовиты

не сори на тропе; если попался мусор, оставленный другими, собери его в пакет и неси с собой, чтобы по возвращению выбросить в специально отведенное место;

иди по тропе, чтобы не растоптать насекомых;

не отходите от группы все время прохождения экскурсии

не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;

будьте внимательны, учитесь видеть красоту природы;

помни, что природа беззащитна перед нами – береги ее

Экскурсия (игра).

Станция «Загадки»

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая (пруд)

Без досок, без топоров через речку мост готов,

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло (лед)

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги (болото)

Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной ледяной поит водой (родник)

Бегу я как по лесенке, по камушкам, звеня

Издалека по песенке узнаете меня (река)

Станция «Географическая»

1. Каким цветом на карте и плане местности обозначаются водные объекты? Ответ поясните

А) коричневый

Б) зеленый

В) синий

Г) черный

2. Как река обозначается на плане местности?

3. Определите с помощью компаса, в каком направлении течет наша река?

4. Определите, на каком берегу находится Василевский парк, школа №1?

5. Определите скорость течения реки

Станция «Историческая»

1. Как называется река, на которой мы сейчас находимся? Почему ее так назвали?

С 9-го века наши земли были заселены в основном фино-угорскими племенами: меря, мурома, веся, отсюда и замысловатые названия: Таха. Таха в переводе означает –«тихая, приветливая»

2. На реке есть излюбленное место для отдыха – пляж «Капустник». Объясните, с чем связано такое название?

Пожилые люди утверждают, что на этом месте еще с довоенного времени сажали капусту. Река здесь делает петлю и получается очень удобный подход с любой стороны для полива. Посадки здесь сохранялись примерно до середины 60-х годов, потом они постепенно пустели, и место облюбовало местное население под пляж.

3. Мы сейчас находимся в месте, которое называется «Святой источник». Поясните, почему появилось такое интересное название?

Родник одним из первых водных объектов нашего города был упомянут в древних грамотах. По преданию, близ него произошло явление иконы Тихвинской Богоматери. Удивленные люди решили, что это послание от Бога и соорудили на месте явления часовню, которую назвали Тихвинской

Станция «Гидробиологическая»

1. Кто такие гидробионты? (Это организмы, живущие в воде)

2. Какими условиями и свойствами обладает вода как среда обитания?

3. Какие приспособления есть у водных животных для жизни в воде?

4. Какие животные обитают в нашей реке? (водомерки, лягушки, пиявки, моллюски, рыбы, ручейники и многие другие)

5. Какими методами можно проводить изучение животных реки? (Наблюдение, сбор пробы)

6. Определите моллюсков по их раковине (даются экземпляры катушки и прудовика). Составьте вместе небольшой рассказ об этих обитателях воды.

Катушка роговая имеет коричневую раковину, закрученную в спираль. Тело коническое, удлиненное. Передвигается с помощью широкой плоской ноги. На голове есть 2 тонких длинный рожка – щупальца, при основании которых на внутренней стороне помещены глаза.

Прудовик обыкновенный — это прудовик обыкновенный, раковина которого может достигать 7 сантиметров. Все виды дышат легкими, следовательно, время от времени они вынуждены выплывать на поверхность. Часто можно наблюдать за тем, как улитка прудовик, фото которой представлено в данной статье, плавно и медленно скользит по нижней части поверхностной пленки воды, набирая из воздуха кислород.

7. Исследование.

Ответственный за работу на станции показывает ребятам, как проводится сбор пробы гидробионтов в реке с помощью гидробиологического сачка. Далее организуется наблюдение за выловленными животными в кювете и их определение с помощью определительных таблиц и коллекции.

Станция «Ботаническая»

1. Какие растения мы можем с вами увидеть на берегах нашей реки?

2. Какие приспособления для жизни в воде или около воды есть у растений?

3. Отгадайте загадку.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила

А о чем она грустит

Никому не говорит (ИВА)

Посмотрите вокруг и найдите, пожалуйста, это растение. Что вы о нем знаете?

Известно, что славяне считали иву священным деревом, символом непрерывности жизни. Именно это дерево символизировало языческого бога Яpилy. В европейской  традиции иве приписывались чары против луны и ведьм. В Западной Европе склонившаяся к воде плакучая ива стала символом несчастной любви, печали и скорби. В Англии брошенные возлюбленные в знак скорби носили на голове венок из ивовых ветвей. Существовал и способ публичного отмщения, если тебя отвергли. Для этого следовало прислать обманщику на свадебное торжество венок из ивовой лозы.

4. Следующая загадка.

Стоит над водой, трясет бородой (КАМЫШ)

Англичане любили камыш, так как он создавал сухость внутри помещений, утеплял замки и хижины. Считалось, что найти зеленую метелку с семенами – значит получить верный знак будущего счастья. Распространен камыш и в Египте. Именно в мягкой камышовой корзине, согласно преданиям Ветхого завета, был вверен реке пророк Моисей. Мифы позволяют понять, что свойства камыша, как поделочного растения, были известны людям ещё в глубокой древности. И просто удивительно, что спустя тысячи лет, мы знаем о камыше так мало, хотя это растение возвращается в обиход, и используется человеком всё шире.

5. О каком растении идет речь?

Чудное чудо, на воде живет, а без дождя не растет (ряска)

Ряска – маленькое цветущее растении из семейства рясковые. Ряска живет много лет, плавая на поверхности воды. Представляет из себя лист размером около 1 см в диаметре, от которого в воду уходит корешок. Цветет с мая по сентябрь. Ряска – лекарственное растение. Его используют как мочегонное, жаропонижающее, кровоостанавливающее, общеукрепляющее средство.

6. Угадайте, о каком водном растении идет речь в этой легенде?

Издавна у славян существовало поверье, что эти необычайно красивые цветы таят в себе большую опасность. Люди искренне верили, что человек, который без оберега осмелился приблизиться к водоему, чтобы сорвать его, обрекает себя на погибель, поскольку русалки непременно увлекут его на дно. Но даже если ему и удастся завладеть цветком, то с этого момента водные духи начнут вредить и портить жизнь этому человеку. (Кубышка желтая). Посмотрите вокруг и найдите этот цветок.

Лилия желтая – многолетнее водное растение, принадлежащее к семейству Кувшинковые. В природе кубышка встречается по все территории Евразии. Растение образует заросли на озерах и реках со слабым течением, а так же в прудах и тихих заводях.

У этого растения толстые и мясистые корневища, находятся под водой. Ярко-желтые цветки состоят из 5 лепестков и издают необычайно нежный аромат. Семена необычные. Они оснащены воздухоносным мешочком, который помогает им разносится на далекие расстояния по всей поверхности водоема. В течение дня кубышка постоянно меняет положение, следуя за Солнцем.

7. А что это за растение? Посмотрите на него (вынимает из воды и показывает детям элодею канадскую)

Это растение – элодея канадская. По-другому ее называли Водяна́я зара́за, или Водяная чума́ за то, что она очень быстро размножается. Она растёт в обилии по стоячим и медленно текущим водам, в прудах, глубоких канавах, речных заводях. Родина ее – Северная Америка. Применяют ее для озеленения аквариума. А вы знаете, что в светлое время суток элодея накапливает и обогащает воду кислородом, улучшает ее химический состав, очищает воду от частичек мути. Она также поглощает кальций и снижает жесткость воды.

Станция «Экологическая»

1. Осмотрите территорию вдоль реки, найдите примеры деятельности человека на берегах и в воде

2. Выполните небольшое исследование: почерпните воду из реки. Определите

А) цвет воды

Б) Используя шкалу, определите запах воды

В) Определите прозрачность воды, используя методику шрифта.

Г) Определите наличие осадка

Сделайте вывод о качестве воды в реке.

3. Старожилы рассказывают, что вода в реке Таха раньше была очень чистая, не то, что сейчас. В ней водилось много раков, их собирали корзинами, а ведь рак предпочитает жить в чистой воде. А сейчас раков стало очень мало. Почему?

4. Как влияет деятельность человека на водных обитателей?

5. Предложите меры по охране водных жителей и защите воды от загрязнения.

6. Что можем сделать мы. Ученики, для того, чтобы наша река стала чище, чтобы не погибали растения и животные воды?

Станция «Творческая»

За 5 минут придумайте и нарисуйте плакат «Берегите воду!»

(Обязательно проводится защита учащимися своего творческого проекта).

Станция «Экодесант»

Организуется уборка мусора на пляже «Капустник».

Подведение итогов.

Итак, дорогие ребята. Вот и закончилась наша экскурсия на нашу обычную и такую удивительную реку с богатой историей, разнообразным животным и растительным миром. Давайте подведем итог нашей экскурсии. Продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня я узнал …

Сегодня я научился …

Я понял, что…..

Я хотел бы узнать …..

Молодцы! Спасибо большое за работу!

Далее подсчитываются баллы, оформляются дипломы и благодарностей.

В это время можно устроить подвижные игры среди команд, такие, как «разрывные цепи», «охотники и утки»

Заканчивается мероприятие награждением команд и вручением сладких призов.

Список литературы

«Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.

Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988

Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010..

Зверева И.В. Внеклассная работа по биологии. 6 класс, Волгоград, ИТД Корифей, 2006

Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.

Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.

Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.

Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990

Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989

Новикова В.С., Губанов И.А, «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.

Петров В.В. «растительный мир нашей родины», М. Просвещение, 1991

Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975

Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005

Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»

 

Приложение

Маршрутный лист

Станция

Загадки

Географическая

Историческая

Гидробиологическая

Ботаническая

Экологическая

Творческая

Итоговый балл

Баллы

               

 

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.