Образовательная деятельность в детском саду «Удивительный мир театра»
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация | Примечание | ||||
1. | Ф.И.О. педагога | Ганина Яна Александровна | | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие». | | ||
3. | Вид деятельности детей | Познавательно-исследовательская (исследование различных видов театра: театр на платках, театр Топотушек, теневой театр), игровая (обыгрывание сказок), коммуникативная (беседа о видах театра, беседа о героях сказок, о театре), продуктивная (изготовление афиши-аппликация),. | | ||
Методическая информация | | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Удивительный мир театра» | | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | - Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию обобщить, закрепить, систематизировать знания детей полученные в течение года); - Активизация деятельности в процессе занятия (использование игровых приемов, создание проблемной ситуации, рассматривание иллюстрации, анализ, выводы); - Организация практической деятельности детей (создание афиши); - Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, физкультурная пауза); - Оценка и самооценка (поощрение). | | ||
3. | Интеграция образовательных областей | - Познавательное развитие, - Речевое развитие (обогащение активного словаря), -Художественно-эстетическое развитие, -Физическое развитие (развитие мелкой моторики, двигательная активность) -Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности.) | | ||
4. | Возрастная группа: | Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет | | ||
5. | Цель: | Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей полученные в течение года. | | ||
6. | Задачи: | | | ||
6.1 | Образовательные | Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина); Способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; Познакомить с городами и народами России; рассказать об особенностях ландшафта, национальных традициях, основных исторических событиях, великих людях разных городов России; Вызвать интерес к театрализованной деятельности; Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой; Знакомить с искусством театра; Дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), Учить правилам поведения в театре; Познакомить с р.н сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Учить детей участвовать в коллективном разговоре. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами театра (теневой театр) Учить изображать характерные особенности поведения персонажей Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими Активизировать словарь, способствовать формированию выразительной интонационной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащать словарный запас. | | ||
6.2 | Развивающие | Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость Развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; Развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст. Активизировать словарь детей; Развивать поэтический слух. Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением | | ||
6.3 | Воспитательные | Воспитывать любовь к своему городу, желание узнавать о нем как можно больше Воспитывать доброжелательное отношение к оценке работ своих товарищей Воспитывать стремление доводить начатое до конца. | | ||
7. | Планируемые результаты: | | | ||
7.1 | | Составляют множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; Имеют представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина); Развита познавательная активность детей старшего дошкольного возраста Знакомы с городами и народами России; об особенностях ландшафта, национальных традициях, основных исторических событиях, великих людях разных городов России; Вызван интерес к театрализованной деятельности; Вовлечены дети в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой; Знакомы с искусством театра; Имеют представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), Владеют правилами поведения в театре; Сформирован словарь, выразительная интонационная речб детей старшего дошкольного возраста, обогащен словарный запас. | | ||
7.2 | | Демонстрируют творчество, инициативу и умение работать в коллективе. Развит познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость Сформирована двигательная активность детей; Сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст. Развит поэтический слух. Развито внимание, мышление, связная речь, сформированы умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением | | ||
7.3 | | Демонстрируют любовь к своему городу, желание узнавать о нем как можно больше Демонстрируют доброжелательное отношение к оценке работ своих товарищей Сформировано стремление доводить начатое до конца. | | ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Мягкий модуль, письмо от детей из Санкт-Петербурга, конверт с пазлами Золотой ключик , фото с видами театра, фотоаппарат, презентация про театр, билеты, виды театра: театры в уголке театрализации, театр на платках («Крылатый, мохнатый, да масленный»), театр Топотушек («Три поросенка»), теневой театр (Буратино и мальвина), аудиозапись песни трех поросят, три стола с листами формата А3, клей, доски для аппликации, салфетки и вырезки для афиши. |
| ||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседа о театре, его видах (театр би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, театр на лопатках, варежковый театр. Знакомство с новыми видами театра (театр на платках и театр Топотушек), чтение сказок, слушание песен, имитационные игры, изготовление разных видов театра. | | ||
Конспект занятия | | ||||
I. | Вводная часть | | | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Дети и воспитатель сидят на ковре. Воспитатель: Ребята, мы дружим и переписываемся с детьми из детских садов, которые находятся в разных уголках нашей Родины. Из каких городов мы уже получали письма? Дети: Это города Мценск, Ижевск, Санкт-Петербург, Мурманск. Воспитатель: Недавно мы делились с нашими новыми друзьями открытками с достопримечательностями нашего города, и они нам тоже присылали открытки со своими достопримечательностями. Сегодня нам в группу принес почтальон письмо, оно из города Санкт-Петербурга. Сейчас я его прочитаю. | 2мин | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | «Здравствуйте, ребята, группы «Капелька»! Пишут вам ребята из Санкт-Петербурга группы «Гномики»! В нашем городе очень много театров, и мы любим ходить на спектакли. Показываю фото Большого театра кукол и Театра сказки. В группе у нас есть много различных театров, и мы любим ставить театральные постановки. Воспитатель показывает фотографии с театральными постановками разных видов театров и спрашивает детей, какой вид тетра они узнали. Дети: Это пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр. Воспитатель продолжает читать письмо: Ребята, а какие кукольные театры есть в вашем городе Оренбурге? Какие виды театров есть в вашей группе?». | 1мин | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Воспитатель: О чем просят нас ребята в письме? Дети: Ребята из Санкт-Петербурга просят им рассказать, какие театры есть в нашем городе и какие виды театра есть в нашей группе. Воспитатель: В письме еще что-то лежит (воспитатель достает маленький конверт с пазлами Золотой ключик). Это загадка. Чтобы загадку отгадать, что надо сделать? Дети: Собрать пазлы. Собирают пазлы на модуле. Воспитатель: Что получилось? Дети: Золотой ключик! Воспитатель: Вспомните, из какой сказки ключик? Дети: Из сказки «Приключение Буратино» или «Золотой ключик»! Воспитатель: Ребята, этот ключик куда вел? Дети: В театр! Воспитатель: И сейчас мы тоже с вами отправимся в виртуальное путешествие по театрам. | | ||
II. | Основная часть: | На экране появляется изображение Оренбургского государственного областного театра кукол. Воспитатель: Вот мы и на главной улице Советской. Посмотрите, Оренбургский театр кукол. На экране появляется изображение Театра кукол Пьерро. А этот театр кукол Пьерро. Ребята, а что такое театр? Дети: театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи. Воспитатель: Итак, вот мы и зашли в театр, что мы должны сделать сначала? Дети: Первым делом мы идем в гардероб, снять верхнюю одежду. Воспитатель: Ребята, а это что? Дети: Фойе. Фойе – это специальное помещение, которое устраивают для зрителей для отдыха или ожидания. Воспитатель: А чтобы нам попасть на спектакль, что надо сделать? Дети: Купить билет на спектакль. Воспитатель: Проходите в кассу за билетами. Воспитатель подходит к кассе и раздает билеты. Воспитатель: Найдите места, обратите внимание на спинку стула. На спинке стула изображены геометрические фигуры в соответствии с билетами. Дети находят свою фигуру и присаживаются. Звенит звонок. Воспитатель: Что это за особенный звук? Дети: Перед началом представления в театре звенит звонок три раза. Воспитатель: Ребята, какие правила поведения в театре вы знаете? (ответы детей). Дети: Не шуметь, не опаздывать, слушать внимательно. Воспитатель: Правильно, молодцы! первое правило – не опаздывать на премьеру не разговаривать, соблюдать тишину. После спектакля аплодировать. Воспитатель: А вы помните, зачем мы пришли в театр? Дети: Чтобы написать письмо и рассказать ребятам из Санкт-Петербурга, какой театр есть у нас в группе. Воспитатель: Ребята, о каких видах театра мы можем написать в письме? Дети: Пальчиковый! Воспитатель: Айша, найди пальчиковый театр. Какие герои? Ваня подходит, одевает пальчиковый театр и называет героев: Три медведя и Машенька. Воспитатель: Какая сказка? Дети: сказка «Три медведя» Воспитатель: Я сейчас сфотографирую Айшу с пальчиковым театром для нашего письма. Воспитатель: Какой еще театр есть в нашем уголке? Дети: Варежковый театр. Воспитатель: Никита, найди варежковый театр. Какие герои? Маша подходит, одевает пальчиковый театр и называет героев: Заяц, Волк, Медведь, Лиса и колобок. Воспитатель: Какая сказка? Дети: сказка «Колобок» Воспитатель: Я сейчас сфотографирую Никита с пальчиковым театром для нашего письма. Воспитатель: А какой еще новый необычный театр у нас появился? Дети: Платочный театр. Воспитатель: Покажем сказку «Крылатый, мохнатый да масленный». А я сфотографирую артистов для нашего письма. Выходят артисты, показывают сказку. Воспитатель фотографирует. Дети: Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит: Миша: Эх, щи так щи, боярские щи, до чего хороши да жирны! А блин ему: Вера: я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные! А воробей кашу ест, похваливает: — Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча! А мышь ему: Таня: я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча! Миша: Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты! Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Дети аплодируют. Воспитатель обращается к детям: А вы узнали сказку? Дети: Да! «Крылатый, мохнатый да масленый» Воспитатель: Какой театр мы показали? Дети: Театр на платках, потому что артисты надевают платки и изображают героев. Воспитатель: Сейчас антракт. А что такое антракт? Дети: Антракт – это перерыв между актами, действиями спектакля. Выходим на палас, играем в театрализованную игру Как живешь? Цель: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. Ход игры. Педагог – Дети – Как живешь? – Вот так! (С настроением показать большой палец.) – А плывешь? – Вот так! (Любым стилем.) – Как бежишь? – Вот так! (Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.) – Вдаль глядишь? – Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.) – Ждешь обед? – Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.) – Машешь вслед? – Вот так! (Жест понятен.) – Утром спишь? – Вот так! (Ручки под щечку.) – А шалишь? – Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.) (По Н.Пикулевой) Звенит звонок. Возвращаемся обратно на свои места. Воспитатель: Ребята, а какую еще музыкальную сказку мы недавно разучили? Дети: Сказка «Три поросенка» Воспитатель: Артисты выходите, снимем фотографию для нашего письма. Включаю музыку «Три поросенка». Артисты исполняют музыкальный отрывок из сказки «Три поросенка», театр Топотушек. Я фотографирую. Дети аплодируют. Воспитатель: Сейчас антракт. Чтобы нам отдохнуть, надо выйти в фойе. Выходим на палас, играем в театрализованную игру. «Загадки без слов» Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок, развивать фантазию. Педагог делит детей на две команды. Первой команде показывает карточку «Мальчик играет на дудочке», и команда изображает это действие, а вторая команда отгадывает. Затем педагог повторяет еще раз, только с другой командой, показывает им картинку «Девочка бежит». | | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний |
| 10мин | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: Ребята, а сегодня хочу вас познакомить с новым необычным театром, «Театром теней». Убираю ширму, на столе все необходимое для теневого театра. Это необычный театр, для него нам понадобится ширма, силуэты героев лампа. Зрители должны сидеть с другой стороны, на некотором расстоянии от теневого театра. Актерами теневого театра может быть что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актеры - люди. Важный момент для теневого театра - установка света. Свет должен падать сзади. Силуэты должны находиться между светом и экраном. Посмотрите, как вы думаете, если я фигуру приближаю к свету, и отдаляю от ширмы, что становится с фигурой? Дети: Фигура становится меньше. Воспитатель: А если фигура дальше от света и ближе к ширме, что стало с фигурой? Дети: Фигура больше. Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать. Дети: Если фигура ближе к свету, то она меньше. А если фигура дальше от света и ближе к ширме, то она крупнее. Воспитатель: А теперь вы побудите зрителями. Присаживайтесь поудобнее. Воспитатель: Мальвина оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек Артемону, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго: — Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. От возмущения она хлопала ресницами. — Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? — Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. — Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. Дети аплодируют. Воспитатель: Ребята, узнали сказку? Дети: Сказка «Приключение Буратино» или «Золотой ключик» | | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: Как вы думаете, как зрители узнают, что состоится спектакль, какого числа и в какое время, название спектакля. Дети: Должна быть афиша. Воспитатель: Мы с вами три театра сегодня просмотрели, по сказкам «Крылатый, мохнатый и масленный», «Буратино» и музыкальный «Три поросенка». Предлагаю вам пройти в художественную мастерскую и создать афишу к сказке, которая вам понравилась. Прежде, чем начнем, разомнем наши пальчики. Физминутка: Весёлый человечек. Три стола с плакатами и героями для создания афиши. Дети выбирают понравившуюся сказку, и создают афишу. Я фотографирую для письма. Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наше виртуальная экскурсия. | 8мин | ||
III. | Заключительная часть | Воспитатель: Для чего мы сегодня говорили о театрах? Дети: Сегодня к нам в группу пришло письмо из Санкт-Петербурга, в котором ребята из другого сада попросили рассказать, какой театр есть в нашем городе Оренбурге, и какой театр есть в нашей группе. Воспитатель: Я распечатаю фотографии, и завтра мы вместе напишем письмо детям группы «Гномики» в Санк-Петербург, и расскажем, какой театр есть в нашей группе, и какой театр есть в нашем городе. | | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей |
| 2мин | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | | |||
4.1 | | | | ||
4.2 | | | |