Углубленное изучение математики (из опыта работы).
3
Углубленное изучение математики (из опыта работы МБОУ СОШ №6 г. Ноябрьска)
Запивахина Светлана Владимировна, учитель высшей категории.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
А. Маркушевич
Развитие технического направления является в нашей школе приоритетным. В рамках дополнительного образования с 2006 года функционировали математические кружки. В 2007 году был впервые открыт класс с углубленным изучением физики, организованы занятия с детьми в заочной математической школе «Авангард», а затем было принято решение об открытии классов с углубленным изучением математики. Первый класс на уровне основного общего образования в МБОУ СОШ №6 начал функционировать в 2011 году.
Цель открытия классов с углубленным изучением математики: обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по математике через развитие познавательной и исследовательской компетентности.
Основными задачами при обучении учащихся математического класса стали:
Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.
Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих развитие познавательной и исследовательской компетентности.
Повышение качества работы учителей математики.
Для решения поставленных задач мы провели следующую работу:
Обсудили на заседаниях ШМО учителей математики, научно – практических семинарах, заседаниях педагогических Советов, как организовать образовательный процесс, чтобы ученики были успешными и конкурентоспособными личностями.
Отбирали и систематизировали теоретический материал: научные статьи, педагогические и психоаналитические исследования, математические газеты и журналы, различные методики.
Анализировали учебники и учебные пособия для углубленного изучения математики.
Разработали рабочие программы для углубленного изучения математики, начиная с 5 класса (на сегодняшний день функционируют пять классов– 5а, 6а, 7в, 8а, 9а), два класса, успешно освоившие программу с 5 по 9 класс пошли в профиль математики и на сегодняшний день, закончив школу обучаются в Вузах технической направленности (выпуск 2018 и 2020 гг).
Основа нашей педагогической деятельности – не простое накопление учащимися математических знаний и отработка умения решать задачи повышенного уровня сложности, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой математической задачи. Важно, что теоретические методы решения научных задач содержат этапы, необходимые для рационального решения многих житейских вопросов. Поэтому обучать этим методам – означает готовить школьника к реальной жизни.
Отличие учебного плана по математике в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением в том, что количество часов увеличено до 7 в неделю (245 часов в год). С 2020 года в 5 классах идет разделение на подгруппы. Программа дополнена следующими элементами: двоичная система счисления, приемы быстрого счета, свойства и признаки делимости, степень с натуральным показателем и её свойства, элементы логики и теории вероятностей, практикум по решению задач повышенной трудности. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. В 5-6 классах межпредметная связь реализуется на изучении тем «Системы счисления» (знание двоичной системы счисления применяют при изучении информатики), «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Проценты», «Уравнения» (с помощью изучения этих тем решают задачи с физическим, химическим, экономическим содержанием). В 7-8 классах межпредметная связь реализуется при изучении тем «Уравнения», «Системы уравнений», «Функции», «Степень с натуральным показателем», так как решаются задачи с физическим содержанием: на движение, выражение переменных из различных физических формул, таких величин, как плотность, масса, скорость, время и т.д.; с экономическим содержанием (производительность, время работы, объем работы); с химическим содержанием (задачи на смеси, сплавы и т.д.).
Расширение и углубление содержания курса математики основной школы (5-9 классы) осуществляем за счет сочетания основного и дополнительного образования через ведение курса «Наглядная геометрия» и «Практикум по математике» в рамках школьного компонента учебного плана, а также индивидуально-групповых занятий,
Особое внимание нужно уделять внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, математические турниры, кружки). Материал занятий в кружках должен базироваться на игровом материале и развивающих заданиях, формирующих чувство абстрактного и логического мышления, а также навыки черчения.
Что нужно сделать для того, чтобы каждый урок способствовал формированию ключевых компетентностей школьников? Как повысить их заинтересованность не только в процессе обучения, но и в результатах?
Несомненно, чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы, создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Учителя должны применять в работе прежде всего проблемно-поисковую и исследовательскую технологии. Создавать проблемные ситуации, которые побуждают обучающихся к самостоятельному поиску решения проблем. Отбирать задачи, позволяющие учащимся подойти к их решению с разных сторон, указать несколько решений. Для развития творческого мышления формировать умения исследовать задачи прикладного содержания, требующие для решения достаточно сложных математических средств. Ориентировать учебный процесс на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Работа в классах с углубленным изучением математики требует от учителя больших затрат сил и времени, постоянного самосовершенствования, знакомства с новинками методической и математической литературы. Самая кропотливая работа - это сотрудничество учителя и ученика на уроке. Лучшие результаты этого сотрудничества влекут за собой и работу с одаренными учениками, и различные формы дополнительного образования.
Таким образом, работа педагогов в классах с углубленным изучением математики обеспечивает достаточный уровень усвоения систематизированных знаний через развитие познавательной и исследовательской компетентности.