Конспект урока по окружающему миру «Ухо не только орган слуха» (4 класс)

11
0
Материал опубликован 19 March 2017 в группе
Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Цель:

• расширить представления  учащихся об органе слуха

Задачи:

• Познакомить учащихся со строение органа слуха.

• Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

• Научить детей, как беречь слух.

• Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы:

• фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

• плакаты «Строение уха», стакан с водой

Материально-техническое обеспечение:

• Окружающий мир. Учебник для 4 класса. Часть 2, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

• Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 для 4 класса. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.Г.Кудрова

 

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Игра «Я знаю, что…» (учитель показывает эту табличку)

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность.

Подумайте, какое из этих слов лишнее:  глаза, голова, нос, язык. (Убрать слово «голова»)

-Что обозначают эти слова?  (Органы чувств).

- Давайте скажем, какие это органы чувств. (Таблички на магнитную доску)

глаза – орган зрения

нос – орган обоняния

язык – орган вкуса

- Чего не хватает? Отгадайте загадку.

У одной головы два братца по разные стороны сидят.

Ничего не видят и не говорят.

3. Определим  тему сегодняшнего урока.

-О чём мы будем говорить? Что вы уже знаете об этом органе?

Ухо – орган слуха. (Открыть тему на доске, но не всю). Здесь есть ещё какое-то слово.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха. (Открыть полностью) Какой смысл несёт в себе слово «не только»?

- Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель.

Цель: узнать строение  органа слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

IV. Открытие нового знания.

1. Цель урока поставили.  Составим план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели. (План на доску)

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган (равновесия).

3. Как беречь уши.

4. Оценка своей работы.

2. Объяснение учителя.

Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Давайте в этом убедимся.

Игра «Угадай на слух»

Закройте глаза и попробуйте угадать, что это за звуки. (Листание книги, звук мобильного телефона, слово «апельсин», речь какого-нибудь ученика) Определить звуки вам помогли уши.

- Сколько ушей у человека?

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо.

Обратимся к рисунку. (Повесить на центральную доску)

Учитель показывает каждую часть уха.

Откройте учебник и найдите такой же рисунок на странице 58. На странице 57 прочитайте, из чего состоит наружное ухо.

(Дети читают самый нижний абзац)

УШНАЯ РАКОВИНА – эта та часть наружного уха, которую люди часто прокалывают, чтобы носить серьги. Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАН­НОЙ ПЕРЕПОНКОЙ.

Покажите части наружного уха на рисунке. (Ученик показывает у доски). Остальные показывают у себя на рисунке в учебнике.

Мне остаётся добавить, что в слуховом проходе вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

- Почему барабанная перепонка так называется?

Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу пере­дает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа.

- Из чего состоит среднее ухо? Давайте вновь обратимся к рисунку.

Барабанная перепонка начинает вибрировать, и через самые маленькие косточки в теле человека – МОЛОТОЧЕК, СТРЕМЕЧКО и НАКОВАЛЬНЮ – передаёт эти колебания из среднего уха во внутреннее ухо – улитке.

Эти косточки очень маленькие, поэтому они показаны отдельно в увеличенном размере.

*А знает ли вы, что стремечко – самая маленькая косточка. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.


Физкультминутка.

Бережем глаза и уши,

Чтобы лучше видеть слушать,

Кожу тоже бережем –

С мылом моем, чисто трем!

А потом идем гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Свежим воздухом дышать!


Давайте теперь рассмотрим внутреннее ухо.

- Из чего оно состоит?

Оно состоит из УЛИТКИ и СЛУХОВОГО НЕРВА.

Читаем на стр. 59 (2 абзац снизу)

УЛИТКА заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим это.

V. Первичное закрепление.

Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59. Можно пользоваться учебником.

 Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

-Что мы уже знаем?  - Что предстоит узнать? ( Возвращение к плану урока)

А поможет нам узнать это физкультминутка.


Физкультминутка закрытыми глазами

Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.

Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ, вы наклонились и не упали. Об этом нам говорит орган, который находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.

Вернемся снова к  нашему рисунку. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки – ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть, держим равновесие.

Поэтому ухо называют ещё органом РАВНОВЕСИЯ. (Добавление таблички в план урока)

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

А теперь представьте себе, что вы на карусели. Покрутитесь на месте и остановитесь. Вы уже остановились, а в голове происходит лёгкое кружение, вы можете упасть. Это потому, что жидкость в полукружных каналах продолжает двигаться. Мозг не может точно определить положение головы. (Опыт со стаканом из учебника на стр.60)

Когда жидкость в полукружных каналах остановиться, мозг получит правильную информацию, и вы обретёте равновесие.

- Ну что, вам стало легче?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац. 

Проверим задание № 63. Прочитайте, что у вас получилось.

- Кто справился с этой работой правильно?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

—Здравствуй, тетя Катерина!

—У меня яиц корзина.

—Как поживают домашние?

—Яйца свежие, вчерашние!

—Ничего себе вышла беседа!

—Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2.Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку «Как нужно беречь слух».

Проверка. (Памятки повесить на доску)

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышен­ном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, раз­ве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — по­меха не только здоровью, но и любому делу.

«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга мо­жет дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь чело­века. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор на­жмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.

Если не найти управы на свирепые звуковые вол­ны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

. Гимнастика для ушей (точечный массаж)

·         Разотрите уши ладонями, как будто они замерзли.

·         Разминайте три раза сверху вниз (по вертикали)

·         Возвратно-поступательными движениями растирайте по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)

·         Закройте уши ладонями, а пальцы приложите к затылку, сблизив их. Указательными пальцами следует слегка постукивать по затылку до трех раз.

3.Продолжим работу в парах.

Вам даны высказывания. Вы должны определить они истинные или ложные.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

- Мышцы, которые позволяют нам шевелить ушами, находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами, чтобы определить, откуда идёт звук. А как поступает в этих случаях человек?

Оцените работу вашей пары.

- Какие у вас возникли вопросы?

А сейчас немного занимательного материала. Вам даны крылатые выражения. Найдите, значение какого крылатого выражения есть в вашем фразеологическом словаре.

1. Влюбиться по уши

2. Держать ухо востро

3. Пропустить мимо ушей

4. За ушами трещит

5. Хлопать ушами

6. Его слушать – уши вянут

7. Не верить своим ушам (очень удивляться)

VIII. Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-61.

2.Подобрать интересные сведения об органе слуха.

3. Найти значения остальных крылатых выражений.

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

- Какую цель урока мы с вами ставили?  

- Как вы считаете,  мы её выполнили? 

- Для чего же нам нужны уши?

Послушайте шуточное стихотворение

Света Щербакова. «Для чего нужны уши»

Всем известно, наши ухи

Предназначены для слуха.

А ещё они нужны

Для навешанья лапши.

Маме – чтоб носить серёжки;

Чтоб чесать что было – кошке;

Папе – чтобы отморозить

(Чтоб не так обидно носу);

Чебурашке – просто так

(Чтобы ими мог махать);

Кролику нужны для шляпы

(Их тащить оттуда надо);

Всем слонам как тент от солнца

Ухо каждое даётся.

Но важнейшее значенье –

У ушей на день рожденья.

Оцените результаты вашей работы:

Дети оценивают себя при помощи сигналов светофора.

- Я всё понял. (Красный цвет жетона)

- Понял, но нужно ещё повторить. (Жёлтый цвет жетона)

- У меня ещё есть вопросы. (Зелёный цвет жетона)

- Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

«Знания  и дружная работа – главные помощники на пути к успеху»

- Спасибо всем за работу.

Дополнительный материал, который можно использовать на уроке.

Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.

Интересно знать, что…

У птиц уже сформированы некоторые элементы среднего уха: небольшая полость, напоминающая барабанную у человека, и единственная слуховая косточка, называемая колумеллой. У некоторых насекомых и рыб слуховые нервные клетки находятся на поверхности тела («слуховая линия» вдоль хребта). Кошачьи ушки всё время бодрствуют и поворачиваются в разные стороны на 180°, независимо друг от друга, даже если их хозяин, на первый взгляд спит. Голубь способен уловить звук частотой в 0,1 герца. Комары воспринимают звучание окружающего мира с помощью особых антенн расположенных на голове. Муравьи не слышат человека! У них восприятие звуков находится далеко за пределами частот воспринимаемыми человеком – в ультразвуковом диапазоне.

Органы слуха у кузнечика расположены на передних ногах в виде крошечных щёлочек, поэтому, прислушиваясь к чему-либо, кузнечик не вертит головой, а переставляет ноги так, чтобы «уши» были повёрнуты к источнику звука. У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти. У раков – на основании коротких усиков, поэтому при линьке раки сбрасывают свои уши вместе с панцирем. Острый слух выручает многих зверей, птиц, ящериц, предупреждая их о приближении хищников. И наоборот, уши некоторых хищников помогают им охотиться: сова способна в полной темноте, ориентируясь на слух, ловить мышей. Подслеповатые от рождения летучие мыши научились на слух охотиться на бабочек и мух, находить своё гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. Не зря уши некоторых летучих мышей больше остального их тела.

 

Список литературы:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. ч.2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М: Академкнига/Учебник, 2012г.

3. Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.

http://school.xvatit.com/index...

http://ztema.ru/illness/otolar...

http://www, stihi.ru/avtor/svetinka

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации