Конспект урока по окружающему миру «Ухо не только орган слуха» (4 класс)
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Цель:
• расширить представления учащихся об органе слуха
Задачи:
• Познакомить учащихся со строение органа слуха.
• Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.
• Научить детей, как беречь слух.
• Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.
Формирование УУД:
1. Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.
Формы работы:
• фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
• плакаты «Строение уха», стакан с водой
Материально-техническое обеспечение:
• Окружающий мир. Учебник для 4 класса. Часть 2, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
• Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 для 4 класса. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.Г.Кудрова
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
1.- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.
Игра «Я знаю, что…» (учитель показывает эту табличку)
2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность.
Подумайте, какое из этих слов лишнее: глаза, голова, нос, язык. (Убрать слово «голова»)
-Что обозначают эти слова? (Органы чувств).
- Давайте скажем, какие это органы чувств. (Таблички на магнитную доску)
глаза – орган зрения
нос – орган обоняния
язык – орган вкуса
- Чего не хватает? Отгадайте загадку.
У одной головы два братца по разные стороны сидят.
Ничего не видят и не говорят.
3. Определим тему сегодняшнего урока.
-О чём мы будем говорить? Что вы уже знаете об этом органе?
Ухо – орган слуха. (Открыть тему на доске, но не всю). Здесь есть ещё какое-то слово.
-Как заявлена тема урока в учебнике?
Тема урока: Ухо не только орган слуха. (Открыть полностью) Какой смысл несёт в себе слово «не только»?
- Значит, мы должны сделать какое-то открытие?
III. Целеполагание и постановка учебных задач.
- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель.
Цель: узнать строение органа слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.
- Для чего нам нужно это знать?
IV. Открытие нового знания.
1. Цель урока поставили. Составим план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели. (План на доску)
План.
1.Ухо – это орган слуха.
2.Ухо – это орган (равновесия).
3. Как беречь уши.
4. Оценка своей работы.
2. Объяснение учителя.
Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Давайте в этом убедимся.
Игра «Угадай на слух»
Закройте глаза и попробуйте угадать, что это за звуки. (Листание книги, звук мобильного телефона, слово «апельсин», речь какого-нибудь ученика) Определить звуки вам помогли уши.
- Сколько ушей у человека?
То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо.
Обратимся к рисунку. (Повесить на центральную доску)
Учитель показывает каждую часть уха.
Откройте учебник и найдите такой же рисунок на странице 58. На странице 57 прочитайте, из чего состоит наружное ухо.
(Дети читают самый нижний абзац)
УШНАЯ РАКОВИНА – эта та часть наружного уха, которую люди часто прокалывают, чтобы носить серьги. Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ.
Покажите части наружного уха на рисунке. (Ученик показывает у доски). Остальные показывают у себя на рисунке в учебнике.
Мне остаётся добавить, что в слуховом проходе вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.
- Почему барабанная перепонка так называется?
Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа.
- Из чего состоит среднее ухо? Давайте вновь обратимся к рисунку.
Барабанная перепонка начинает вибрировать, и через самые маленькие косточки в теле человека – МОЛОТОЧЕК, СТРЕМЕЧКО и НАКОВАЛЬНЮ – передаёт эти колебания из среднего уха во внутреннее ухо – улитке.
Эти косточки очень маленькие, поэтому они показаны отдельно в увеличенном размере.
*А знает ли вы, что стремечко – самая маленькая косточка. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.
Физкультминутка.
Бережем глаза и уши,
Чтобы лучше видеть слушать,
Кожу тоже бережем –
С мылом моем, чисто трем!
А потом идем гулять,
Бегать, прыгать и скакать!
Свежим воздухом дышать!
Давайте теперь рассмотрим внутреннее ухо.
- Из чего оно состоит?
Оно состоит из УЛИТКИ и СЛУХОВОГО НЕРВА.
Читаем на стр. 59 (2 абзац снизу)
УЛИТКА заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.
— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём я рассказываю. Проверим это.
V. Первичное закрепление.
Выполним задание в тетради: стр. 28 № 59. Можно пользоваться учебником.
Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.
- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.
-Что мы уже знаем? - Что предстоит узнать? ( Возвращение к плану урока)
А поможет нам узнать это физкультминутка.
Физкультминутка закрытыми глазами
Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.
Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ, вы наклонились и не упали. Об этом нам говорит орган, который находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.
Вернемся снова к нашему рисунку. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки – ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ. Они, как и улитка заполнены жидкостью. Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть, держим равновесие.
Поэтому ухо называют ещё органом РАВНОВЕСИЯ. (Добавление таблички в план урока)
Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?
Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.
А теперь представьте себе, что вы на карусели. Покрутитесь на месте и остановитесь. Вы уже остановились, а в голове происходит лёгкое кружение, вы можете упасть. Это потому, что жидкость в полукружных каналах продолжает двигаться. Мозг не может точно определить положение головы. (Опыт со стаканом из учебника на стр.60)
Когда жидкость в полукружных каналах остановиться, мозг получит правильную информацию, и вы обретёте равновесие.
- Ну что, вам стало легче?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради: стр. 30 № 62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.
Проверим задание № 63. Прочитайте, что у вас получилось.
- Кто справился с этой работой правильно?
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
1. — Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
—Здравствуй, тетя Катерина!
—У меня яиц корзина.
—Как поживают домашние?
—Яйца свежие, вчерашние!
—Ничего себе вышла беседа!
—Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?
2.Я предлагаю поработать в группах. Опираясь на свой собственный опыт, составим памятку «Как нужно беречь слух».
Проверка. (Памятки повесить на доску)
Правила охраны слуха
1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.
2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.
Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышенном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.
Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, разве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — помеха не только здоровью, но и любому делу.
«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга может дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь человека. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор нажмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.
Если не найти управы на свирепые звуковые волны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.
3.Защищай уши от ветра.
4.Не сморкайся сильно.
5.Не допускай попадания воды в уши.
6.Если уши заболели, обратиться к врачу.
7.Мой уши каждый день.
8.Каждое утро разминай ушную раковину.
Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин. Давайте попробуем.
. Гимнастика для ушей (точечный массаж)
· Разотрите уши ладонями, как будто они замерзли.
· Разминайте три раза сверху вниз (по вертикали)
· Возвратно-поступательными движениями растирайте по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)
· Закройте уши ладонями, а пальцы приложите к затылку, сблизив их. Указательными пальцами следует слегка постукивать по затылку до трех раз.
3.Продолжим работу в парах.
Вам даны высказывания. Вы должны определить они истинные или ложные.
Высказывание: |
Истинно или ложно |
1.Шум губителен для всего живого. |
И |
2.После карусели у многих кружится голова. |
И |
3.Ушная сера очень вредна. |
Л |
4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног. |
Л |
5.Человек не может шевелить ушами. |
Л |
- Мышцы, которые позволяют нам шевелить ушами, находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами, чтобы определить, откуда идёт звук. А как поступает в этих случаях человек?
Оцените работу вашей пары.
- Какие у вас возникли вопросы?
А сейчас немного занимательного материала. Вам даны крылатые выражения. Найдите, значение какого крылатого выражения есть в вашем фразеологическом словаре.
1. Влюбиться по уши
2. Держать ухо востро
3. Пропустить мимо ушей
4. За ушами трещит
5. Хлопать ушами
6. Его слушать – уши вянут
7. Не верить своим ушам (очень удивляться)
VIII. Домашнее задание:
1. Учебник с. 57-61.
2.Подобрать интересные сведения об органе слуха.
3. Найти значения остальных крылатых выражений.
ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведем итог нашей работы.
- Какую цель урока мы с вами ставили?
- Как вы считаете, мы её выполнили?
- Для чего же нам нужны уши?
Послушайте шуточное стихотворение
Света Щербакова. «Для чего нужны уши»
Всем известно, наши ухи
Предназначены для слуха.
А ещё они нужны
Для навешанья лапши.
Маме – чтоб носить серёжки;
Чтоб чесать что было – кошке;
Папе – чтобы отморозить
(Чтоб не так обидно носу);
Чебурашке – просто так
(Чтобы ими мог махать);
Кролику нужны для шляпы
(Их тащить оттуда надо);
Всем слонам как тент от солнца
Ухо каждое даётся.
Но важнейшее значенье –
У ушей на день рожденья.
Оцените результаты вашей работы:
Дети оценивают себя при помощи сигналов светофора.
- Я всё понял. (Красный цвет жетона)
- Понял, но нужно ещё повторить. (Жёлтый цвет жетона)
- У меня ещё есть вопросы. (Зелёный цвет жетона)
- Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…
«Знания и дружная работа – главные помощники на пути к успеху»
- Спасибо всем за работу.
Дополнительный материал, который можно использовать на уроке.
Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн. в секунду.
Интересно знать, что…
У птиц уже сформированы некоторые элементы среднего уха: небольшая полость, напоминающая барабанную у человека, и единственная слуховая косточка, называемая колумеллой. У некоторых насекомых и рыб слуховые нервные клетки находятся на поверхности тела («слуховая линия» вдоль хребта). Кошачьи ушки всё время бодрствуют и поворачиваются в разные стороны на 180°, независимо друг от друга, даже если их хозяин, на первый взгляд спит. Голубь способен уловить звук частотой в 0,1 герца. Комары воспринимают звучание окружающего мира с помощью особых антенн расположенных на голове. Муравьи не слышат человека! У них восприятие звуков находится далеко за пределами частот воспринимаемыми человеком – в ультразвуковом диапазоне.
Органы слуха у кузнечика расположены на передних ногах в виде крошечных щёлочек, поэтому, прислушиваясь к чему-либо, кузнечик не вертит головой, а переставляет ноги так, чтобы «уши» были повёрнуты к источнику звука. У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти. У раков – на основании коротких усиков, поэтому при линьке раки сбрасывают свои уши вместе с панцирем. Острый слух выручает многих зверей, птиц, ящериц, предупреждая их о приближении хищников. И наоборот, уши некоторых хищников помогают им охотиться: сова способна в полной темноте, ориентируясь на слух, ловить мышей. Подслеповатые от рождения летучие мыши научились на слух охотиться на бабочек и мух, находить своё гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. Не зря уши некоторых летучих мышей больше остального их тела.
Список литературы:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. ч.2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М: Академкнига/Учебник, 2012г.
3. Различные Интернет-ресурсы: материалы из Википедии – свободной энциклопедии.
http://school.xvatit.com/index...
http://ztema.ru/illness/otolar...
http://www, stihi.ru/avtor/svetinka