12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пинчевская Элина Сайтовна27
Практический психолог
Россия, Донецкая Народная Респ., Донецк, Донецкая Народная Республика
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Умение мыслить креативно или творческое времяпрепровождение в условиях режима повышенной готовности

Сейчас многие люди пребывают в стрессовом состоянии из-за тревожных новостей, которые касаются коронавируса, да и не только.

Волноваться в сложившейся ситуации это – нормально. Запрещать себе думать о плохом – бесполезно, но чтобы тревожные мысли не захватили вас целиком, постарайтесь отвлечься и занять свой «обеспокоенный разум» делом…

Любая необходимость приспосабливаться к новым условиям это – прогресс, а если это становится процессом творческого приспособления к условиям окружающей реальности это – эволюция.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются хорошими навыками современного человека, а уж в период неопределенности они вдвойне полезны. Способность мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми и, как следствие, успешными, предприимчивыми и востребованными. А, как известно, востребованность это – критерий успешности в наши дни. Умение мыслить креативно может нам пригодиться везде и всегда.

Поэтому за дело!

Упражнения для развития креативности, фантазии и воображения для детей и взрослых

Упражнение «Ассоциации»

Берем любое слово и придумываем к нему как можно больше ассоциаций.

Пример: Кот – рыжий, толстый, ленивый, ласковый, прожорливый, релаксант и антидепрессант… Covid 19– вредный, внезапный, невидимый, неуловимый, объединяющий, победимый, временный! и т.д.

Упражнение «Слова наоборот»

Это упражнение можно выполнять везде – на улице, в транспорте, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Пример: Маска – «аксам». Вирус – «сурив». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

Подберите к каждой цифре ассоциацию. Пример: 1 – карандаш, китайская палочка, крючок для вязания; 2 – уточка, виньетка, буква «Я» в профиль; 3 – часть косточки, так любимая собаками, половинка четырехлистника; 4 – флажок и т.д.

Упражнение «А что было бы…»

Что было бы, если бы у медведя были копыта? ( вместо того, что бы сосать лапу, он бы грыз ногти)

Как выглядел бы пингвин с зубами? (еще более сытым)

Придумайте 10 видов новых животных или растений, порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле. ( вспоминаем мультик «Тайна Третьей планеты»)

Упражнение «Старые слова – новые понятия»

Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:

АББАТИСА – поклонница ансамбля «АББА»

АГРИППИНА – микстура

БАЙКЕР (неол.) – рассказчик баек

БАЛОВАТЬ – посещать балы

БУКАШКА – 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин

ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) – обилие лепных украшений.

Упражнение «Новые слова– старые понятия»

Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Это очень хорошо получается у детей.

Пример: Пыхтеблок – паровой двигатель, странномаркет – магазин антиквариата, кетчунез– смесь майонеза и кетчупа.

Либо участники по кругу называет несуществующее слово, сосед должен объяснить что это.

Упражнение «Гениальный архитектор»

Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум.

Пример: ноутбук, ананас, диван, слон, тигр, Африка, картина, корзина, картонка и телефон.

Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Дом расположен в Африке, поэтому он в форме слона, диван в форме ананаса, стол охраняет тигр и т.д.

Упражнение «Два в одном»

Не задумываясь пишем два столбика слов и придумываем способы их совместного применения.

Пример: Клубника + тарелка = Чайный сервиз в форме клубники. Огурец + лупа = подзорная труба замаскированная под огурец.

Пары слов для тренировки:

ключ и циркуль

енот и гиря

солнце и мармелад

весло и проволока

лавка и кисть

батарея и бабочка

кукла и кирпич

жалюзи и танк

лестница и поезд

фонарь и тесто

Либо каждый пишет 10 несвязанных слов, отдает листочек соседу, тот должен из них составить рассказ.

Упражнение «356 идей»

Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 356 разнообразных занятий на каждый день.

Упражнение «Рисование по точкам»

Для этой задачи вам потребуется чистый лист бумаги и ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести произвольно несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.

Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.

Упражнение «Придумай продолжение рассказа»

«Шел четвертый год самоизоляции. Приближались Новогодние праздники…©»

Упражнение «Назовите возможные причины»

Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?

Упражнение «Пошаговая инструкция»

Представьте, что вы на прогулке встретили человека из прошлого и вам нужно объяснить ему, как устроен Instagram.

Другой вариант: написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.

Упражнение «Музыка в живописи»

Здесь речь пойдет о произведениях музыки и живописи, а точнее о взаимосвязи между ними. Подумайте какую музыку или в чьем исполнении слышит персонаж знаменитого полотна Эдварда Мунка.

Какие звуки вывели из «постоянства память» на картине Сальвадора Дали?

Упражнение «Что, если?»

Ответьте на вопрос «Что, если бы»:

электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?

на облаках можно было кататься?

человек мог дышать под водой?

вы стали понимать язык животных, но утратили речь?


Ваша задача высказать как можно больше идей и вариантов развития событий.

Ну, и на десерт «Друдлы»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Ваша состоит в том, чтобы увидеть в изображении разные предметы, ситуации. Чем больше креативных вариантов, тем лучше.

t1677582889aa.gif

Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать изображение из «закорлючки» до конкретного всем понятного рисунка.

Такие практические задачи способствуют развитию пространственное воображение и способности к нестандартному мышлению в решению многих вопросов.

cловесныx игp, котopые paзвивают кpeaтивное мышлeние и pacширяют cловapный зaпac:

1. Противоположности

Вы называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по значению.

Пример: низкий - высокий, день-ночь.

2. Каким бывает?

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например: какой бывает собака (домашней, кусачей, породистой, и т.д). Кто больше придумал -тот выиграл.

3. Что бывает?

Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая погода, теплая одежда и т.д.

4. На одну букву

Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова которые начинаются на одну букву. Пример: кошка купила килограмм конфет. Обезьяна обходя огород обнаружила огурец.

5. Буриме

Объясните ребенку, что такое рифма и научите его находить пары рифмованных слов. Берем одну-две пары рифмованных слов и по очереди составляем стихотворение. Например, у нас пары кот-рот, летел-хотел. Тогда может получится стишок.

Сидел на дереве кот,

Широко открывал рот,

Мимо голубь летел,

Он обедом стать не хотел.

6. Что общего?

В этой словесной игре вы называете 3-4 предмета, задача ребенка найти их общее свойство. Пример: вертолет, бабочка, чайка (все летают). Колбаса, яблоко, конфета (все съедобное).

7. Я знаю

В эту словесную игру обычно играют с мячом. Нужно стучать им об пол и произносить: «Я знаю пять названий цветов: пион, роза, ромашка, василек, тюльпан. Называть можно, что угодно: женские или мужские имена, страны, города, названия животных и т.д.

Фантазируйте, не бойтесь «отпускать на волю воображение».

Творите и получайте удовольствие от этого состояния.

Творчество – это не процесс, это – состояние!

И в заключении, хочется процитировать высказывание великого русского мыслителя Павла Флоренского: «Талант –это юность на всю жизнь, а гениальность – детство на всю жизнь». Не бойтесь становиться детьми, хотя бы на время, хотя бы на то время, когда вы вместе со своими детьми!

Фантазируйте вместе, творите и вытворяйте! Любите жизнь!

Психолог Пинчевская Элина Сайтовна




Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.