УМК "Школа России" Литературное чтение 3 класс конспект на тему "Гадкий утёнок"

1
2
Материал опубликован 23 August

Урок-закрепление по литературному чтению Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Цели:

-Раскрыть идейно-образное содержание сказки, выяснить в ходе беседы понятие красоты внешней и внутренней.

-Развивать речь, мышление, память, совершенствовать навыки связной речи, умение сравнивать, анализировать.

-Прививать интерес к чтению.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь лицом к своему соседу, посмотрите внимательно друг на друга, улыбнитесь соседу справа, слева, улыбнитесь всей своей группе.

Задание: Поднимите только те у кого…»

-у кого зеленые глаза

-кто умеет читать

-кому 9 лет

- у кого есть братья и сестры

-у кого есть друзья

У каждого из вас есть что-то общее и то, чем вы отличаетесь, друг от друга, но это не мешает вам общаться и иметь друзей. А если мы вместе, то непременно добьёмся хороших результатов.

Проверка домашнего задания

-Чтобы узнать с каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно собрать пазлы. (собирают)

-Что это за произведение? Кто автор?

Пословица гласит: «Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок».

-Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

-Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г.Х Андерсена «Гадкий утёнок», которое нас многому учит, а чему мы сегодня выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание.

-Давайте разгадаем кроссворд.

1.Главный герой сказки?

2. Какого цвета он родился?

3. Кому представила мать своих детей?

4. Как называла старуха кота?

5. В какое время года появились на свет утята?

6. Житель избушки?

7. Кого называли коротконожкой?

-Какое ключевое слово у нас получилось? (красота)

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы считаете, что такое красота?

- Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов.

Красота - всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- А красивый это какой? Обратимся к словарю.

Красивый - доставляющий наслаждение взору, приятным внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

- Как считаете, если человек красивый, он хорош во всём?

- Какая бывает красота? (внутренняя и внешняя)

- Сегодня мы поговорим о красоте внешней и внутренней.

- О внешней красоте мы узнаем сразу, но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

- Вместе с утёнком мы сегодня пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие испытания даёт жизнь главному герою.

4. Работа по теме урока.

- Давайте восстановим порядок событий сказки.

- В конвертах на карточках события, расставьте их по сюжету сказки.

- Результат сверьте с доской.

1. Рождение утёнка.

2. Жизнь на птичьем дворе.

3. Утёнок на болоте.

4. В избушке.

5. Страдания продолжаются.

6. Прекрасный лебедь.

- Что вы понимаете под словом страдания? (страх, унижение, боль, обида)

- Знакомы ли вам эти чувства?

5. Совместный поиск решения этой задачи.

- Вспомните, как начинаются русские народные сказки?

- Открываем книги и отправляемся в сказку.

- Давайте прочитаем, как начинает сказку Андерсен.

Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, что среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.

- Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? Найдите в тексте.

- Как его ещё называют? (гадкий)

- Объясните, как вы понимаете слово гадкий?

Гадкий - очень плохой мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

- Должна ли мать утка так говорить о своём детёныше?

Работа в группах

1 группа

- Найдите в тексте и зачитайте как плавал утёнок. (с.203)

- Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора?

- Что сказала про него мать?

- Имели ли права обитатели птичьего двора, так относиться к относиться к утёнку?

- А только ли животные плохо к нему относились?

- Как бы вы назвали этот этап?

1 этап Унижение

2 группа

- Дальше утёнок убегает с птичьего двора и попадает на болото.

- Найдите и зачитайте, что сказали про него дикие утки? (с.206)

-Рад ли был утёнок своему безобразию хоть один раз?

- Какой этап жизни мы проследили?

2 этап Одиночество

3 группа

- Какой выход нашёл для себя утёнок? Куда он убежал?

- Прочитайте этот эпизод по ролям. (с.208)

- Как, одним словом можно назвать этот этап?

3 этап Непонимание

4 группа

- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)

- Зачитайте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? (с.213)

- Какое желание он испытал?

4 этап Желание умереть

5 группа

- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? (с.214)

5 этап Счастье

- Как сказочник Андерсен относится к своему герою?

- Можно ли считать сказку гадкий утёнок автобиографической?

- Многие художник и композиторы были вдохновлены сказочными образами, которые создал Андерсен?

- Посмотрите на работу художников. Они при помощи кисти передали все те душевные страдания, которые перенёс утёнок.

- Но не только при помощи слова и кисти можно передать эмоции, но и при помощи музыки и танца.

- Я хочу вам показать один танец.

- Какие чувства вы испытали при просмотре танца? Скажите, почему я вам показала именно этот танец?

- Этот танец называется белая ворона. Кого, по вашему мнению, называют белой вороной? Можем ли мы так назвать гадкого утёнка?

6. Итог

- Наш герой превратился в прекрасную птицу.

- Как вы считает, изменится ли он, став красивой птицей? (нет так как, кому жилось плохо, никогда не пожелает такой участи другому).

- Сейчас мы с вами подведём итог и определим, каким был утёнок в начале своей жизни, и каким стал после того, как превратился в прекрасного лебедя.

- Разделите карточку на две колонки утёнок и лебедь. В каждую колонку записать несколько слов характеризующих данного героя.

- Автор сказки показал нам на примере птиц что, люди тоже бывают жестокими к тем, кто отличается от них самих.

- Давайте же будем добрее и толерантнее друг к другу.

7. Рефлексия

Работа с карточками самооценки.

3 б.- Мне было трудно

4 б. – Есть над, чем поработать

5 б.- Могу себя похвалить






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть вариант пазла, предлагаемого детям для работы, пример карточки для самооценки работы ребенка на уроке. Методическая ценность публикации стала бы высокой.

23 August