УМК "Школа России" Литературное чтение 3 класс конспект на тему "Гадкий утёнок"
Урок-закрепление по литературному чтению Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Цели:
-Раскрыть идейно-образное содержание сказки, выяснить в ходе беседы понятие красоты внешней и внутренней.
-Развивать речь, мышление, память, совершенствовать навыки связной речи, умение сравнивать, анализировать.
-Прививать интерес к чтению.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Ребята, повернитесь лицом к своему соседу, посмотрите внимательно друг на друга, улыбнитесь соседу справа, слева, улыбнитесь всей своей группе.
Задание: Поднимите только те у кого…»
-у кого зеленые глаза
-кто умеет читать
-кому 9 лет
- у кого есть братья и сестры
-у кого есть друзья
У каждого из вас есть что-то общее и то, чем вы отличаетесь, друг от друга, но это не мешает вам общаться и иметь друзей. А если мы вместе, то непременно добьёмся хороших результатов.
Проверка домашнего задания
-Чтобы узнать с каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно собрать пазлы. (собирают)
-Что это за произведение? Кто автор?
Пословица гласит: «Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок».
-Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
-Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г.Х Андерсена «Гадкий утёнок», которое нас многому учит, а чему мы сегодня выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание.
-Давайте разгадаем кроссворд.
1.Главный герой сказки?
2. Какого цвета он родился?
3. Кому представила мать своих детей?
4. Как называла старуха кота?
5. В какое время года появились на свет утята?
6. Житель избушки?
7. Кого называли коротконожкой?
-Какое ключевое слово у нас получилось? (красота)
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы считаете, что такое красота?
- Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов.
Красота - всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- А красивый это какой? Обратимся к словарю.
Красивый - доставляющий наслаждение взору, приятным внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.
- Как считаете, если человек красивый, он хорош во всём?
- Какая бывает красота? (внутренняя и внешняя)
- Сегодня мы поговорим о красоте внешней и внутренней.
- О внешней красоте мы узнаем сразу, но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)
- Вместе с утёнком мы сегодня пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие испытания даёт жизнь главному герою.
4. Работа по теме урока.
- Давайте восстановим порядок событий сказки.
- В конвертах на карточках события, расставьте их по сюжету сказки.
- Результат сверьте с доской.
1. Рождение утёнка.
2. Жизнь на птичьем дворе.
3. Утёнок на болоте.
4. В избушке.
5. Страдания продолжаются.
6. Прекрасный лебедь.
- Что вы понимаете под словом страдания? (страх, унижение, боль, обида)
- Знакомы ли вам эти чувства?
5. Совместный поиск решения этой задачи.
- Вспомните, как начинаются русские народные сказки?
- Открываем книги и отправляемся в сказку.
- Давайте прочитаем, как начинает сказку Андерсен.
Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, что среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.
- Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? Найдите в тексте.
- Как его ещё называют? (гадкий)
- Объясните, как вы понимаете слово гадкий?
Гадкий - очень плохой мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.
- Должна ли мать утка так говорить о своём детёныше?
Работа в группах
1 группа
- Найдите в тексте и зачитайте как плавал утёнок. (с.203)
- Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора?
- Что сказала про него мать?
- Имели ли права обитатели птичьего двора, так относиться к относиться к утёнку?
- А только ли животные плохо к нему относились?
- Как бы вы назвали этот этап?
1 этап Унижение
2 группа
- Дальше утёнок убегает с птичьего двора и попадает на болото.
- Найдите и зачитайте, что сказали про него дикие утки? (с.206)
-Рад ли был утёнок своему безобразию хоть один раз?
- Какой этап жизни мы проследили?
2 этап Одиночество
3 группа
- Какой выход нашёл для себя утёнок? Куда он убежал?
- Прочитайте этот эпизод по ролям. (с.208)
- Как, одним словом можно назвать этот этап?
3 этап Непонимание
4 группа
- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)
- Зачитайте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? (с.213)
- Какое желание он испытал?
4 этап Желание умереть
5 группа
- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? (с.214)
5 этап Счастье
- Как сказочник Андерсен относится к своему герою?
- Можно ли считать сказку гадкий утёнок автобиографической?
- Многие художник и композиторы были вдохновлены сказочными образами, которые создал Андерсен?
- Посмотрите на работу художников. Они при помощи кисти передали все те душевные страдания, которые перенёс утёнок.
- Но не только при помощи слова и кисти можно передать эмоции, но и при помощи музыки и танца.
- Я хочу вам показать один танец.
- Какие чувства вы испытали при просмотре танца? Скажите, почему я вам показала именно этот танец?
- Этот танец называется белая ворона. Кого, по вашему мнению, называют белой вороной? Можем ли мы так назвать гадкого утёнка?
6. Итог
- Наш герой превратился в прекрасную птицу.
- Как вы считает, изменится ли он, став красивой птицей? (нет так как, кому жилось плохо, никогда не пожелает такой участи другому).
- Сейчас мы с вами подведём итог и определим, каким был утёнок в начале своей жизни, и каким стал после того, как превратился в прекрасного лебедя.
- Разделите карточку на две колонки утёнок и лебедь. В каждую колонку записать несколько слов характеризующих данного героя.
- Автор сказки показал нам на примере птиц что, люди тоже бывают жестокими к тем, кто отличается от них самих.
- Давайте же будем добрее и толерантнее друг к другу.
7. Рефлексия
Работа с карточками самооценки.
3 б.- Мне было трудно
4 б. – Есть над, чем поработать
5 б.- Могу себя похвалить
Спицына Любовь Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна