Конспект урока математики во 2 классе «Умножение числа 4»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Умножение числа 4».
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Класс: 2
Цель урока: сформировать понятие понимания смысла умножения числа 4; научить применять эти знания на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить знания о действии умножения как сложении одинаковых чисел;
- совершенствовать умение решать задачи на умножение;
- формировать вычислительные навыки.
Развивающие:
- развивать сообразительность, логическое мышление, самостоятельность;
- развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
- развивать речь, внимание, память учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма;
- способствовать воспитанию культурного поведения на уроке;
- развивать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся выполнять действие умножение числа 4;
- составлять и использовать таблицу умножения числа 4;
- решать простые примеры и задачи на умножение числа 4.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
- построение логической цепи рассуждений;
- осуществлять обобщения, выводы.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свою деятельность;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- формулировать тему и цели урока;
- планировать собственную деятельность;
- осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные:
- умение слушать, вступать в диалог;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение выражать и обосновывать свою точку зрения;
- умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные:
- формирование положительного отношения к учебе, к предмету математики;
- развивать математическую речь, память, логическое мышление;
- умение организовать себя и свое учебное место;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник математики, материал на карточках, ТСО.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||||
1.Мотивация к познавательной деятельности. | Мотивирование учащихся к учебной деятельности | Словесный | Здравствуйте, ребята! Я проведу у вас урок математики. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, ручка, дневник) Ребята, для чего нужно учить математику? «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит.» Это высказывание сказал великий ученый. Если мы будем на протяжении всего урока правильно выполнять задания, то сможем собрать его портрет. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Ф | П-2 К-1 К-2 К-3 | Л-1 Л-3 | |||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный Практический | Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”. Напоминаю о правилах работы в тетради. «Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьму.» Ребята, отложите ручки, сейчас проведем устный счет. Посмотрите внимательно на доску. 3*2=6 3*5=15 3*3=9 3*1=3 3*4=12 3*6=18 Что напоминают вам эти примеры? А что такое умножение? | Таблицу умножения 3. Это сложение одинаковых слагаемых. | Ф И | Презентация | Использование при вычислениях знаний табличного случая (умножения числа 3), понимание сути действия умножения | П-2 П-3 Р-1 К-2 К-3 | Л-2 Л-3 Л-4 | |||
3. Выявление места и причины затруднения | Организация анализа учащимися возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения | Словесный Практический | Ребята, нам даны еще примеры на доске, давайте их решим. 2*3 2*4 3*3 3*4 4*5 Как вы думаете, какой пример здесь лишний? На какие группы можем разделить примеры? Все ли решили последний пример или у кого-то не получилось? Почему мы не можем решить этот пример? Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? | 2*3=6 2*4=8 3*3=9 3*4=12 4*5= 4*5 Мы не знаем умножение числа 4. Умножение числа 4. | Ф И | Презентация | Применение вычислительных умений | П-1 П-3 Р-2 Р-3 Р-5 К-1 К-3 | Л-2 Л-4 | |||
4.Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Наглядный Словесный Практический | Какие цели перед собой поставим? Ребята, откроем учебник на стр 48 и выполним номер 1. Считай по 4 до 20: 4, 8, ….. На сколько увеличивается каждое число? Правильно, каждый раз прибавляем 4 к числу. Вот у нас появилась первая часть портрета. Далее выполним номер 2. На первой строчке нам даны по 4 кружочка 2 раза. Как мы можем записать это действие? Сколько получится? Правильно, ведь умножение это сложение одинаковых слагаемых столько раз, сколько показывает второй множитель. Сложение можем заменить умножением. Теперь скажите мне, сколько получится, если взять по 4 кружочка 3 раза? 4 раза? 5 раз? Запишите в тетрадь. Молодцы. Вот у нас появилась вторая часть портрета. Это и будет являться нашей таблицей умножения числа 4. | Научиться умножать число 4; решать простые примеры и задачи. 4, 8, 12, 16, 20. На 4. 4+4=4*2=8 4+4+4=4*3=12 4+4+4+4=4*4=16 4+4+4+4+4=4*5=20 | Ф И | Учебник Презентация | Формирование понятия о таблице умножения числа 4, умение заменять суммы одинаковых слагаемых действием умножения | П-2 Р-1 Р-2 К-2 К-3 | Л-1 Л-2 Л-3 | |||
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач | Наглядный Словесный Практический | Ребята, выполняем следующий номер 3. Составьте квадрат из 4 палочек у себя в тетрадке. Составьте еще 3 таких отдельных квадрата. То есть нужно по 4 взять 3 раза. Это сколько? Сколько палочек нужно для 5 таких квадратов? То есть по 4 взять 5 раз. Это сколько? Начертите эти квадраты. За один квадрат берем одну клетку в тетради. А вот и третья часть. Далее номер 4. Кто прочитает задачу? О каких величинах идет речь? Три открытки это что? А 4 рубля? Что нам нужно найти? Что нужно сделать, чтобы узнать, стоимость всех открыток? Сколько получится? Правильно, ответ: 12 рублей. (Четвертая часть) Физминутка Чтоб все выполнить задания, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем. Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы Раз, два, три, четыре, пять, Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки Вспомните все, что повторяли, Без моей подсказки. | 4*3=12 (п) всего 4*5=20 (п) всего Цена, количество, стоимость. Количество. Цена одной открытки. Стоимость. 4*3 4*3=12 (руб) стоимость трех открыток. | Ф И | Учебник Презентация | Формирование умений решать простые задачи, выполнять умножение, применяя табличные случаи | П-3 Р-2 Р-4 Р-5 К-2 | Л-2 Л-4 | |||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный Наглядный Практический | Смотрим на номер 5. Что нам нужно найти? Что нам известно? Сколько медалей каждый раз завоёвывала спортсменка? Сколько раз участвовала в соревнованиях? Чтобы узнать, сколько всего медалей завоевала спортсменка, что нужно сделать? Сколько получится? Правильно. (Пятая часть) Далее выполняем номер 6. Нам нужно начертить квадрат, в котором 4 ряда клеток по 4 клетки в каждом ряду. Кто сделает это на доске? Сколько рядов получилось? Сколько клеток в каждом ряду? Теперь нам нужно сосчитать сколько клеток в двух рядах. Как мы можем это сделать? Сколько клеток в трех рядах? Сколько в четырех? Верно. | Сколько всего медалей завоевала спортсменка. 4 медали. 2 раза. 4*2 4*2=8 (м) всего завоевала гимнастка. Ответ: 8 медалей. Чертят. 4 4 4*2=8 4*3=12 4*4=16 | Ф И | Учебник Презентация | Формирование умений решать простые задачи на умножение числа 4 | П-2 Р-1 Р-5 К-1 К-2 | Л-1 Л-2 | |||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение заданий нового типа и осуществление их самопроверки | Словесный Практический Наглядный | Номер 7 в учебнике. Ребята, те кто сидит на 1 варианте, поднимите руки. Вы выполняете первый и последний столбик в тетрадке. Кто сидит на 2 варианте, поднимите руки. Вы выполняете второй и третий столбики самостоятельно. Как закончите, обменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте друг у друга. Если пример решен верно, поставьте рядом с ним +, если неверно, то -. Задание на карточках. 4+4= * = 4+4+4= * = 4+4+4+4= * = 4*2+3 = 4*5-10 = | И | Учебник Карточки | Умение решать простые примеры на умножение, подбирать к арифметическому выражению с действием сложения соответствующее выражение с действием умножения | Р-1 Р-2 | Л-3 Л-4 | ||||
8. Включения знаний и повторения | Повторение и закрепление изученного материала | Словесный Практический Наглядный | Выполняем дальше номер 8. Кто прочитает задачу под цифрой 1? Что нам нужно найти? Что нам для этого известно? Как же теперь найти стоимость всей покупки? Правильно, ответ: 15 рублей. У всех такой ответ? Далее под цифрой 2. Что нужно найти? Стоимость всей покупки сколько у нас? А за пакетик сахара на 9 рублей меньше. Это что нужно сделать? Номер 9. Задание в парах. Сколько углов вы видите на первом чертеже? Назовите их обозначения. Запишите в тетрадь. Сколько углов вы видите на втором чертеже? Назовите их обозначения. Запишите в тетрадь. Правильно, молодцы. (Шестая часть) | Стоимость. Количество - 5 пакетиков, Цена - 3 рубля каждый. 3*5=15 (руб) стоимость. Цену пакетика сахара. 15 рублей. 15-9=6 (руб) цена сахара. Ответ: 6 рублей. 3 угла. АОД, АОК, КОД. 6 углов. РНВ, РНС, СНЛ, ЛНВ, РНЛ, СНВ. | Ф И П | Учебник Презентация | Систематизировать вычислительные навыки | П-2 П-3 Р-2 Р-4 К-3 К-4 | Л-1 Л-2 | |||
9. Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Словесный Наглядный | Ребята, у нас получилось собрать портрет ученого, как его зовут? Какая была тема нашего урока? Что значит умножить число 4? Мы ставили перед собой цели, как вы думаете, достигли их? Умеем ли мы решать простые задачи на умножение числа 4? Как вы думаете, нам пригодятся эти знания в жизни? Домашнее задание. В рабочей тетради стр 46,47. Ребята, оцените свою работу на уроке. На доске у нас есть «мишень», которая делится на 4 части: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. Обозначьте стикером у тех слов, которые больше вам подходят. Сегодня вы хорошо поработали. На этом наш урок окончен. До свидания! | М.В. Ломоносов Умножение числа 4. По 4 взять какое-то количество раз. Оценивают. До свидания! | Ф И | Презентация | Подведение итогов учебной деятельности каждого ученика | П-3 Р-1 К-1 К-3 | Л-1 Л-4 |