Технологическая карта изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел» (математика, 5 класс)
Предмет: Математика Класс: 5
Учитель: Сергачева Снежанна Анатольевна
МАОУ СОШ №24 г. Челябинска
Урок – систематизации и обобщения знаний
Тема урока: «Умножение и деление натуральных чисел»
Цель урока: применение умений выполнять умножение и деление натуральных чисел при решении задач с практическим содержанием через создание мини – проекта.
Планируемые результаты:
предметные: умение умножать и делить числа.
личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение навыков умножения и деления натуральных чисел, создание условий для систематизации знаний.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности обучающихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, их способности рассуждать.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
ЭОР |
Планируемые результаты (УУД) |
1. Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. - С каким настроением вы пришли сегодня на урок? - Я очень рада. Надеюсь, что это хорошее настроение останется до конца урока. - Сегодня, ребята, я хотела бы начать наш урок с русской народной пословицы: «Терпение и труд все перетрут» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как она может быть связана с нашим уроком? - Я думаю, что эта пословица может быть девизом нашего урока и надеюсь, что трудности, которые встретятся на вашем пути, не будут для вас преградой. |
Учащиеся показывают смайлик настроения.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. |
Слайд 1 |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Самоопределение и смыслообразование. (Личностные УУД) |
2. Актуализация знаний |
Проверка домашнего задания №189(а-г),168(а) Творческое задание. Составить мини-проект на тему «Для чего мне нужно умение умножать и делить». - Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках? -А как вы думаете, мы уже достаточно хорошо умеем выполнять умножение и деление натуральных чисел?
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? - Так какая тема нашего урока? Давайте сформулируем тему нашего урока. - Какая цель нашего урока? - Надеюсь, сегодняшний урок поможет вам закрепить полученные знания. - Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. А вот в чем его необычность, мы узнаем, выполнив устную работу. На доске изображены цветки с действиями над натуральными числами, необходимо проговорить все элементы, входящие в состав сложения,вычиания,деления,умножения. У вас на столе лежит карточка, в которую вы должны записать ответы вместе с буквой. В результате вы получите кодовое слово-пожелание на урок. ИТАК Устный счет: 1. Мы картошку убирали, Ведрами в мешки ссыпали. Сорок пять ведер – поровну в девять мешков. А сколько ведер в одном? (5 ведер у) 2. В ящике лежала морковь и свекла. Свеклы было 14 штук, а моркови в 3 раза больше. Сколько моркови лежало в ящике? (42шт с)
3. В первой корзине 7 килограммов лука, во второй столько, сколько в первой. А в третьей столько, сколько во второй. Сколько килограммов лука во второй корзине? (7кг п) 4. Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких веточки. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (нисколько Е) 5. С первого участка собрали 124 килограмма капусты, что в 2 раза больше, чем со второго. Сколько килограммов капусты собрали со второго участка? (62кг х) 6. Маша и Даша собирали в саду малину. Маша собрала 2530грамм, а Даша 2кг 530г. Кто из них больше собрал малины? (поровну а) На новый урок: Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"? Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? Шел Кондрат в Ленинград, Что можно приготовить, но нельзя съесть? Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? - Ребята, какое слово у вас получилось? - Как оно будет связано с нашим уроком? - Правильно. |
Умножение и деление натуральных чисел Не совсем -Продолжим выполнять задания на умножение и деление натуральных чисел. -Умножение и деление натуральных чисел -Закрепить умение выполнять умножение и деление натуральных чисел. Учащиеся устно выполняют предложенные задания. - УСПЕХА - Пожелание на урок. |
Слайд 2 Слайд 3-8 Слайд 9 |
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Выполнять умножение и деление натуральных чисел (Предметные УУД) |
3. Выявление места и причины затруднения. |
- Итак, внимание - Ребята, нам с вами необходимо посчитать по чекам(у каждого на парте лежит чек с набором сделанных покупок) Сумму сделанных покупок. (задание выполняется в парах) Что требуется сделать? Что мы учимся делать считая сумму покупок? 1ч=130р 7ч=243р 13ч=65р 2ч=156р 8ч=440р 14ч=243р 3ч=175р 9ч=100р 15ч=150р 4ч=285р 10ч=515р 16ч=214р 5ч=406р 11ч=91р 17ч=173р 6ч=507р 12ч=315р 18ч=44р Теперь поработаем над делением и умножением. Вам даны три задачи разного уровня сложности, 1-й уровень легкий,2-й уровень средний,3-й уровень сложный. Выберите уровень сложности, с которым вы сможете справиться уверенно : А для этого вам необходимо используя данные таблиц найти неизвестное число. Прочитайте инструкцию и вспомогательный материал к данным задачам. Что вам необходимо сделать? (Раздаточный материал-см приложение) |
-Высчитать сумму сделанных покупок - Вычислить расход денежных средств при походе в магазин - Собрать необходимую предварительную информацию по данному вопросу. - Выбрать задачи своего уровня,Решить задачи, используя вспомогательные данные. - Сделать вывод. |
Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке (Регулятивные УУД). |
4. Динамическая минутка |
Раз-согнуться,разогнуться. Два-согнуться-потянуться. Три-четыре руки шире. Пять-шесть ТИХО сесть. Семь-восемь лень отбросим! |
Встают ,выполняют упражнения вместе с учителем |
Слайд 13-17 Слайд 18 |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
5. Совместная работа со взаимопроверкой |
Итак ребята, вы выполнили предложенную вам работу, теперь давайте проверим что у вас получилось и приступим к дальнейшей работе! |
Учащиеся поднимают руки с целью дать ответ к заданиям предложенным на партах |
||
6.Парная работа |
- Вам предложен для анализа график выпадения осадков на всем Южном Урале, здесь ребята приведены самые крупные населенные пункты. В том числе и наш Аргаяш. Данные ребят взяты из интернета за этот год. Вот текст над графиком гласит: Количество осадков ,выпавших в третьей декаде июля, и в первой декаде августа. Скажите мне пожалуйста кто то может быть знает определение слова Декада?
Исходя из полученных результатов, какой можно сделать вывод? Декада-это Период времени длительностью в 10 дней, десятидневка. Ну вот мы с вами и познакомились с определением слова Декада, а теперь давайте выполним следующие задания: 1)Проанализируйте сколько раз осадков выпадало выше нормы Ответ :17 раз 2)Сколько раз осадки выпадали выше 150 мм? Ответ: 9 раз 3)Сколько примерно мм осадков выпало в Аргаяше? Ответ: примерно 148мм 4)Назовите населенные пункты, в которых количество осадков было более 250мм Ответ: Верхнеуральск, Магнитогорск, Варна, Карталы 5)Какое примерно количество осадков выпадало в Челябинске? Ответ: примерно 120мм |
Учащиеся знакомятся с представленным графиком ,изучают его Высказывают свои предположения - Исходя из данных графика делают предположения, строят выводы отвечают на вопросы |
Слайд 19-20 Слайд 21-22 Слайд 23-24 |
Выполнять умножение и деление натуральных чисел (Предметные УУД) Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Наш урок подходит к концу. Подведем итог нашей работы. Давайте обсудим: - какая цель была нами поставлена? - достигли ли мы поставленной цели? Молодцы, ребята! Вы справились с поставленной задачей. ВЫ за хорошую работу награждаетесь «оценками» Ребята, работая на уроке, какие математические действия мы повторили? - какие задания вызвали у вас затруднения и почему? - можем ли мы сказать, что закрепили умение выполнять умножение и деление натуральных чисел? - С каким настроением вы заканчиваете наш урок? |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач - Закрепить умение выполнять умножение и деление натуральных чисел. -Да Сложение, умножение, вычитание, деление Да, не совсем… Высказывания учащихся |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
8. Домашнее задание |
Домашнее задание: №183,188,191(а). Хотела бы закончить наш урок словами: « Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра!» Надеюсь, вам всегда будет дуть попутный ветер. |
Слайд 28 Слайд 29 |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); |