Урок математики в 3 классе «Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число»
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Дата проведения: 20.12.19
Тема урока: «Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить с приёмом деления нуля на число; обобщить и закрепить знания таблицы умножения
Планируемые результаты:
Личностные результаты: умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение выполнять задания по образцу;
- помнить и удерживать в памяти правило умножения (деления) нуля на число;
Познавательные:
- находить закономерности, способы решения задачи;
- определять основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные:
- умение работать в группах, парах, участвовать в диалоге;
- задавать вопросы в ходе поиска информации
Предметные результаты:
- выполнять деление нуля на число;
- выполнять деление и умножение чисел на 1 и 0;
- решать задачи на нахождение частного.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник «Математика 3 класс», тетради, таблички с формулами, карточки с заданиями, снежинки с заданиями и для рефлексии, новогодняя елка, компьютер и проектор, презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку, сядьте прямо. | Приветствуют учителя. | ||||||||||||
Мотивация | - Какой сейчас месяц? (декабрь) А что можно сказать о 31 декабря? (В ночь с 31 декабря на 1 января наступает Новый год!) - Кто самый желанный гость на новогоднем празднике? Конечно, Дедушка Мороз. - Ребята, посмотрите какую елочку нам принес Дедушка Мороз. Но чего-то не хватает. Даже не знаю чего. Как вы думаете? Конечно же, нам надо ее украсить. - Поможем дедушке морозу ее украсить? Для этого нам нужно выполнять разные задания на снежинках. Вы готовы отправиться в сказочную страну Деда Мороза? Для этого нам надо стать помощниками Деда Мороза. У вас на столах лежат шапочки помощников, давайте их оденем и отправимся в путешествие. - Ваша работа на уроке должна быть обязательно оценена. Поэтому для каждого из вас есть лист помощника Деда Мороза. В течении всего урока вы будете выполнять задания и оценивать себя (подписать фамилию и имя). | Отвечают на вопрос. | ||||||||||||
3. Актуализация знаний | - Снимает снежинку под номером 1. - Ребята, вы любите фокусы? - Показать вам фокус? Содержание фокуса. Попросить учеников задумать число (однозначное). Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и отнять задуманное число. В результате получается число 4. - Сейчас запишите число в черновиках и покажите партнеру по плечу. - Хотите услышать ответ? Ответ будет 4. - У вас получилось? Молодцы! - Оцените себя. Нарисуйте зеленый кружок в листе помощников Деда Мороза, если ошибки не было, если было - красный. Давайте вспомним, какие правила умножения на 1 и 0 мы уже изучили. ( Формулы-подсказки я повешу на доске. а ∙ 1 = а ,а ∙ 0 = 0) - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Снежинка № 2 Работа в группах. Расставьте примеры в 2 группы: - Почему так распределили? . Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример? Все ли примеры вы смогли решить? У кого возникли затруднения? Чем этот пример отличается от остальных? Если кто-то решил, то молодец. (Проверка и отметка в Листе Помощников Деда Мороза) | Отвечают дети (При умножении любого числа на 1 получается тоже самое число. При умножении любого числа на нуль получается нуль.) - С ответом 4 и 5 | ||||||||||||
4. Постановка цели и задач урока. | Но почему не все смогли справиться с этим примером? - Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число. Вспомните, что вы знаете про 0? - Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0. - Подходят ли эти правила к нашему примеру? - Итак, какова наша цель на этом уроке? Цель: _________________ - Что для этого надо? Задача: __________ Следовательно Тема урока:_____________ | -а·0=0, 0·а=0, 0+а=а -Нет - Цель урока: «Научиться решать такие примеры». - Задача « Узнать правило деления 0 на число» - Тема урока: «Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число». | ||||||||||||
5. Первичное усвоение новых знаний. | - Сколько получится в последнем примере? Как узнали? (Если дети ответили, то объясняют как решили. Если не ответили, то я объясняю) - Деление связано с умножением. На какое число надо умножить 9, чтобы получить 0? Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль. 0:b=0 Сравните свой вывод с тем, который есть в учебнике на стр. 85 (прочитайте и расскажите друг другу) - Итак, продолжаем выполнение заданий на снежинках. Снежинка № 3 Работа со словарем (в группе). Ребята, а вы знаете, что означает слово «Ноль»? Где мы можем узнать о значении этого слова? - Значит, какой вывод мы можем сделать? - Можно ли поделить ничего на ноль? - Какой вывод можно сделать? ПОМНИ, делить на нуль нельзя! Почему? Да потому, что какое бы число вы не умножали на 0, в ответе всегда будет 0 а:0 Физкультминутка «Снеговик» Немножко отдохнули. Продолжаем помогать Дедушке Морозу. | - На 0 (Представители групп зачитывают толкование слова ноль) - Ноль – ничего. - Нет - Ноль на число делить нельзя. | ||||||||||||
6. Первичная проверка понимания | Снежинка № 4 Работа в парах. — Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно применить новые знания и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому) — Сейчас снежинка предлагает поработать в парах. - Что нужно сделать в следующем задании? Подобрать знаки *, :, +, -. 1 вариант: 0 : 16= 16 * 0= 2 вариант 16 * 1= 16 * 0= Одна пара у доски. Проверяем по доске (взаимопроверка), оцениваем в листах Помощников Деда Мороза. (без ошибок – зеленый, 1 ошибка – желтый, 2 ошибки – красный.) - Посмотрите, сколько у меня карандашей. Хотите узнать сколько? Давайте сосчитаем(48). Снежинка №5 Решение задачи. Ни один урок математики не обходится без решения задач. - Значит наша задача о чем? Решение задачи по карточкам У Маши есть 48 карандашей в коробках, 6 в каждом. Сколько у нее коробок с карандашами? А) Составление таблицы. - О чем идет речь? Какой вопрос задачи? - Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. - Что такое 48? - 6? - Какая ещё графа должна быть в таблице? - Мы можем ответить на вопрос задачи? - Почему? - Как мы можем найти количество коробок? - Заполните таблицу, решите задачу и запишите ответ в группе.
Б) Проверка решения. 1) 48:6 = 8(кор.) Ответ: у Маши есть 8 коробок с карандашами. - Группы меняются местами и проверяют решение (по экрану). (Оценивание в листке Помощников Деда Мороза: задача решена – зеленый кружок, не решена – красный) | 1 вариант: 0:16= 0 16 *0= 0 2 вариант 16*1= 16 16*0= 0 - О карандашах - В таблице - Кол-во всех карандашей - Количество карандашей в 1 коробке - Количество коробок - Нет - Нужно найти. - Делением | ||||||||||||
7. Первичное закрепление. | Снежинка №6 Разноуровневые задания (самостоятельная работа по карточкам разного цвета) Найди ошибки, исправь и запиши правильно в свою тетрадь.
Самооценивание по образцу на экране. Доп.задача: («Проверь себя» (учебник, с. 84, 85). Проверка. Ответы записываю на доске: с. 84 - 1, 8, 12; с. 85 - 0, 0, 0.) |
| ||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1в. Стр.85 № 6 1), № 8 (1,2 уравнения) 2в.Стр.85 № 6 2), № 8 (3,4 уравнения) | Записывают домашнее задание | ||||||||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Какую цель мы сегодня поставили? - Достигли мы эту цель? -Какие правила вы узнали сегодня на уроке? -Какие правила повторили? -Какие задания ещё вызывают у вас затруднения? -За что вы можете себя похвалить? Оцените свою работу на уроке в листе Помощников Деда Мороза. Давайте нашу елочку украсим новыми снежинками. *Доволен своей работой на уроке. *Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности. *Не доволен, много не сумел сделать. Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы большие молодцы. Я вам желаю успехов. Спасибо за урок | Отвечают на вопросы - 5-6 зеленые кружочки -3-4 зеленые кружочки - 0-2 зеленые кружочки |