Урок математики во 2 классе «Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел»
МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А.Пюрбеева»
«Технология УДЕ в условиях современной школы»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ.
ТЕМА: «УМНОЖЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ, ЗАМЕНЯЮЩЕЕ СЛОЖЕНИЕ РАВНЫХ ЧИСЕЛ» 2 КЛАСС
Местеева Саглар Лиджиевна, учитель
начальных классов МБОУ «Ики-Бурульская
СОШ им. А.Пюрбеева»
п.Ики-Бурул
Предмет: Математика
УМК «Школа России»
Класс: 2
Оборудование и ресурсы: компьютер, экран, проектор, интерактивная доска; презентация; портрет П.М.Эрдниева, музыка А.Н.Манджиева; магический квадрат, герои российского анимационного сериала «Смешарики», учебник 2 класс, 2-ая часть. Моро М.И., Бантова М.А.; плакат «Сиди правильно при письме!». Онлайн-сервис Learning Apps.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме: «Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел» проводится для обучающихся второго класса, УМК «Школа России», автор учебника МОРО М.И., БАНТОВА М.А.
Технологическая карта изучения темы
Тема | «Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел» | ||||||||||||||||||
Тип урока | урок - путешествие | ||||||||||||||||||
Цель урока: | раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложение одинаковых слагаемых | ||||||||||||||||||
Задачи урока: | 1) Образовательные: совершенствование умений решать задачи и примеры; закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания; актуализировать полученные знания; 2) Развивающие: - развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; - развивать речь, мышление, память, воображение; -содействовать повышению уровня самоконтроля и самооценки; способствовать расширению кругозора. 3) Воспитательные: - формировать уважения к традициям народа; - повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; - учить работать в группе, уважать мнение товарищей, формировать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах; | ||||||||||||||||||
Основные термины и понятия темы: | Технология УДЕ Умножение (деление), сложение (вычитание). | ||||||||||||||||||
Личностные УУД: | - овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. - умение выражать своё отношение к увиденному (формирование эмоционального интеллекта). - умение сопереживать и приходить на выручку. | ||||||||||||||||||
Предметные результаты: | - анализ и решение задач; - таблица умножения; - умение выполнять порядок действий; - знание знаменитых людей родного края; - работа с презентацией, умение писать на и/доске, работа с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации; ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке. | ||||||||||||||||||
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, решение задач с использованием презентации; - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; Регулятивные УУД: - определение и формулировка темы, целей урока. - понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в информационной среде; - умение преодолевать препятстия и не вступать в конфликты с одноклассниками. Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | ||||||||||||||||||
Организация пространства | |||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | ||||||||||||||||||
Музыка, литература | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. | ||||||||||||||||||
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики | |||||||||||||||||||
Задачи этапа: - создание комфортной атмосферы для успешной работы; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - активизация познавательного интереса к проблеме; - построение рассуждения на основе известных понятий; - организация самостоятельного формулирования проблемы и постановки цели. Формируемые УУД: Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности, темы урока. Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного. Личностные УУД: - осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию. | |||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
- Доброе утро, дорогие дети! Поприветствуйте друг друга. Молодцы, садитесь! Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. (звучит музыка) - Сегодня мы отправимся в путешествие в Царство Математики вместе с героями популярного российского мультфильма «Смешарики». У Смешариков такой девиз: «С малой удачи начинается большой успех». Возьмём и мы его на урок. - Итак, у каждого на парте маршрутный лист (тетрадь). Откройте тетради и запишите число (учитель обращает внимание обучающихся на плакат «Сиди правильно при письме!»). Запишите 9, увеличьте его в 10 (100, 1000) раз. Дайте характеристику записанным числам. | Ученики настраиваются на работу. Слушают учителя. Ведь, Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука- Это математика! Читают девиз. Записывают число, дают характеристику числам. | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация, повторение изученных правил | |||||||||||||||||||
Задачи этапа: - актуализация мыслительных операций; - формирование умения комментировать свои действия; - создание проблемной ситуации; - повторение изученных правил, необходимых для реализации целей урока. Формируемые УУД: Предметные: - выполнение порядка действий; - Регулятивные УУД: - планирование, т.е. составление плана действий с учетом конечного результата. - анализ условия задачи, предвосхищение результата поиска, принятие предложенного способа решения проблемы. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера; - установление причинно-следственных связей | |||||||||||||||||||
Перед вами Долина Устного счета. Помогите Нюше сначала пройти по ней. Ну-ка, в сторону карандаши, Ни костяшек, ни ручки, ни мела. Устный счет – мы творим это дело Только силой ума и души. | Выполняют устные вычисления Выполняют задание Ищут правильное решение Анализируют задание | ||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности | |||||||||||||||||||
Найдите значение числовых выражений. - Около каждого значения выражения есть буква. Расставьте ответы в порядке возрастания, составьте слово и вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке. На доске: 39 + 39=78 35 + 5=40 78 + 8=86 64–9=55 53– 9=44 24 + 24=48 7 + 7 + 7=21 89 – 20=79 28 + 6=34 Дети говорят ответы, и на доске получается ряд чисел: 78 86 44 21 40 55 48 69 34 И Е О У Н Е Ж Н М Составьте слово… А теперь нужно сравнить эти числовые выражения 7+7+7 …7+7+7+7 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1…1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 -Удобно ли было сравнивать в последнем случае? -Кто знает, как по-другому можно записать эти числовые выражения? -Предположите, чем нам предстоит заняться на уроке? - Правильно, ребята! Тема урока – умножение. Мы раскроем связи между сложением одинаковых чисел и действием умножения. Также мы будем решать прямые и обратные задачи, примеры, будем рассуждать, анализировать сказанное. | Находят значение числовых выражений Выполняют устные вычисления У М Н О Ж Е Н И Е (в первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором 4 раза по 7) (в первом выражении 11 раз по1, а во втором 10 раз по 1) Ответы детей Заменить умножением Предположения детей | ||||||||||||||||||
Работа по теме урока | |||||||||||||||||||
Мы пришли в деревню Примерово. Давайте навестим Лосяша: он нам приготовил задание. Для того чтобы начать работу как вы думаете, какой материал нам необходимо вспомнить? -Знания каких правил нам необходимы на сегодняшнем уроке? Прочитайте сведения. -Что такое умножение? -Как его обозначают на письме? -Каким действием можно заменить сложение (умножение)? Задание: прочитай по- разному 5*2=10 и запишите на доске. Давайте попробуем и с делением (вычитанием). | Арифметическое действие-сложение одинаковых слагаемых Точкой Ответы учеников Обдумывают информацию П о 5 взять 2 раза и 5 умножить на 2, получится 10 | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | |||||||||||||||||||
Вы неплохо потрудились. Давайте отдохнем на Острове Отдыха. На разминку нас приглашает Крош - непоседа. Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети: А потом все дружно встали, Великанами мы стали! Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали! | Выполняют движения под музыку | ||||||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап | |||||||||||||||||||
Задачи этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: Предметные УУД: - формирование умения решать задачи и примеры на основе изученных правил Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; - рассматривание и сравнение иллюстраций учебника, проверка группового задания; - умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; - структурирование знаний; - построение логической цепочки рассуждений, доказательство; - подведение под понятия, выведение следствий; - формулирование вопросов, выводов; -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) Коммуникативные УУД: - устанавление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группах, парах; - осуществление проверки группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника. перевод конфликтной ситуации в логический план и разрешение ее как задачи через анализ ее условий. адекватное использование речевые средства для аргументации своей позиции Регулятивные УУД: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усоения. | |||||||||||||||||||
- Отдохнули, отправляемся дальше. Теперь наш маршрут пролегает через Горы Задач. Умудренный жизнью Кар Карыч хочет проверить ваше умение решать задачи. Работа по учебнику. Решение прямых и обратных задач. З адача на логическое мышление - Ребята, а кто помнит хобби Копатыча? Он просит разделить на множества животных. | Слушают учителя, настраиваются на следующий этап урока Читают задачу. Осмысливают задание Разбирают задачу по содержанию. Составляют обратную задачу. Анализируют задание Обосновывают выбор действия Выполняют решение задач Читают и анализируют задание Объединяются в группы и выполняют решение задачи в группах Обсуждают решение задачи | ||||||||||||||||||
Практический этап (проверка знаний) | |||||||||||||||||||
Задачи этапа: обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности. Формируемые УУД: Регулятивные УУД - проверка результатов вычислений. - адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок. Личностные УУД - способность к самооценке. Регулятивные УУД -сравнение собственных выводов с выводом в учебнике (на слайде). | |||||||||||||||||||
Работа с диаграммами - Прошли мы горы задач, но впереди Город Диаграмм, в котором проживает Ежик. Самостоятельно выполните задания. Вычислите, заменяя сложение умножением 5+5+5= 3+3+3+3= 4+4+4+4+4= Самостоятельная работа. ВЗАИМОПРОВЕРКА -У кого все правильно? -Молодцы! Устно выполним следующее задание У вас на столах есть на карточке числовые цепочки. Решив их, мы узнаем: сколько лет бы исполнилось П.М.Эрдниеву?
Замечательно, все справились с заданием! – Вот и подошло к концу наше путешествие, мы пришли в Царство Математики, где мы занимаемся по технологии УДЕ, автор которой замечательный ученый П.М.Эрдниев. |
Слушают задание учителя Самостоятельно выполняют задание Выполняют взаимопроверку Сравнивают решение с решением одноклассников Делают выводы Выполняют устные вычисления Сравнивают свой ответ с ответом на слайде Рассмативают слайды Факты из биографии великого математика | ||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап | |||||||||||||||||||
Задачи этапа: осмысление процесса и результата деятельности, проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: Регулятивные УУД: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: - адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные УУД: - осознание личностного смысла учения; - закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. - оценка своего эмоционального сотояния | |||||||||||||||||||
Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы. (Учитель по необходимости корректирует ответы детей). - Оценить вам свою работу на уроке помогут сердечки. - Вы выбираете красное сердечко, если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не было трудностей. - Желтое сердечко – выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все получалось. - Зеленое сердечко – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на уроке. - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Молодцы! | Дети высказаются Делают выводы Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) У каждого имеется набор сердечек: красное, желтое, зеленое. Осуществляют самооценку Ученики показывают свои сердечки. | ||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | |||||||||||||||||||
-Что такое умножение (деление)? -Какие задания вам больше всего понравились? -Чем был полезен урок для вас? | Ответы обучающихся | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||||||||
-Кто самый изобретательный из Смешариков? (Пин). Он дает домашнее задание: 1). «Заполни магический квадрат». 2). Зайдите по ссылке на онлайн-сервис Learning Apps, где я вам создала интерактивное упражнение для проверки знаний. - Спасибо за урок! | Учащиеся осуществляют понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Царство математики | Информационный | Иллюстрация | http://savepic.ru/473789.htm |
2 | Смешарики | Информационный | Картина | http://naavy.ru/smeshariki-kartinki.html |
3 | Диаграммы | Информационный | Инструкция | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98a0502f-3d48-413b-85b5-fe991c5f89a2/constructor.swf |
4 | Магический квадрат | Информационный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9458a97-3042-4d94-9b90-118a1c952591/%5BNNSCH_1-4%5D_%5BIM_1084%5D.swf |
5 | Онлайн-сервис Learning Apps | Онлайн-сервис | Модуль сервиса | |
См. презентация