Урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление глагола»
Урок русского языка по теме «Употребление глагола»
Класс: 5-А
ФИО учителя: Артёмова Ольга Алексеевна
Тип урока: урок обобщения знаний
Методы проведения урока: наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материальное обеспечение: УМК М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. «Русский язык». 5 класс (учебник), электронное приложение к учебнику, дидактические материалы (текст), таблица, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, компьютер.
Метапредметная тема: .
Цели урока: развивать умение правильного употребления глаголов в устной и письменной речи. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации
(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(П) – поиск информацииы
(Р) – целеполагание
(Л) – самоопределение
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места, улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение сегодня? А почему? Что особенного в апрельских днях? (весна, последняя четверть, ожидание каникул). Я рада и хочу присоединиться к вашему хорошему настроению, разрешите? Тогда давайте запишем число, классная работа, а потом - мой сюрприз! …. Записали? Готовы? Слушаем!
(включаю музыку, читаю четверостишие из стихотворения Алексея Плещеева, на доске слайд)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Учитель:
- Понравилось? Это музыка композитора Прокофьева, а четверостишие Ал. Плещеева. Запомнили?
- Давайте определим тему стихотворения по отрывку?
(Весна, пробуждение природы)
- А какая часть речи помогает нам понять тему? (Глагол!) Почему? (их много!)
- Значит, какие функции у глагола? (передать движение и действие)
- А что вы ещё знаете о глаголе? (называют категории глагола)
- Тогда чем же мы будем заниматься сегодня, если всё уже о нём изучили на предыдущих уроках?
Учащиеся формулируют цель урока: систематизировать полученные знания о глаголе, уметь ими пользоваться, классифицировать и употреблять в речи.
- И всё- то вы знаете! Ну, что? Тогда вперед!?
- Я попрошу вас, общаясь в группах постоянного состава, задать вопросы к глаголам и через 2 минуты представить рассказ о них и о их роли в тексте лирического произведения. Каждой группе по одной строчке. А пятой группе найти сходство между первой и четвёртой строчкой. (Как понимаете выражение «и лес оденется листвою», «бегут ручьи»? Какая разница между глаголами «бегут» и «оденется»? Какова скорость наступления весны? Для чего автор использует олицетворение?)
(Ученики через две минуты рассказывают о глаголах и их употреблении).
- Какую ещё особенность вы заметили в этом стихотворении? (глагол на первом месте)
- Почему? (придать динамизм)
- Как называется такое построение предложение? (стилистическая фигура – инверсия)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Вы молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали. Сейчас я предлагаю физкультминутку, а потом я предложу вам новое задание, посложнее.
3. Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности, установка на зож и её реализация на уроке.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками… И снова за работу. Время пошло!
(Р) – выполнение пробного учебного действия
(К) – учёт позиции партнёра, передача информации
(П) – структурирование знаний
(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) – самостоятельное выделение познавательной цели
Учитель: На самые разные виды творчества может вдохновиться человек: на создание стихотворений, песен, картин, музыки и многого другого. Я предлагаю вам ещё раз послушать Прокофьева, а потом я прочитаю текст. Готовы?
(читаю текст, виден на слайде)
Словарно-орфографическая работа
Учитель: О чём в нём говорится? Как вы думаете, есть связь между музыкой и текстом? (динамика, тревога, шум).
К какому типу и стилю он относится? Дайте название.
Как понимаете слово ураган? А тайфун? Это одно и то же или нет? Подберите синонимы к ним. Давайте посмотрим, какое определение даёт «Словарь Ожегова». Запишите в тетрадь.
5. Организация учебной деятельности (работа в группах).
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.
- Много вы услышали глаголов? Почему, как выдумаете, такой короткий текст так насыщен глаголами? Как можно определить роль глаголов в данном тексте? (Глаголы передают динамику событий, смену времен года).
Беседа с учащимися:
- Как вы считаете, жизнь людей полностью зависит от разбушевавшейся стихии или нет?
- Что важно помнить в такой ситуации?
- А вы уже готовы к преодолению трудностей, как считаете или вам ещё многому надо учиться? Какое произведение у вас всплывает в памяти сейчас?
А теперь я попрошу вас внимательно вчитаться в текст и выполнить задания в группах. Их вы выберите себе сами вот из этой красивой коробочки. Прошу представителя каждой группы взять задания. Я предлагаю сделать это юношам, т. к. они будущие защитники. Итак, …(музыка из «Что? Где? Когда?) берут задания.
- После 3- минутного обсуждения каждая группа представит нам свою работу в виде «Словариков…».
Контроль за выполнением заданий. Организация групповой работы, консультация по мере необходимости
(на партах находится текст, фломастеры, бумага и листы оценивания).
Текст «Борьба со стихией»
1.Мы были на барже, когда начался ураган.
2.Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
3. Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
4. Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
5. Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
1. Составьте «Словарик безличных и возвратных глаголов на основе 4 и 5 абзацев. Подготовьте сообщение о их роли в данном тексте.
2. Составьте «Словарик глаголов несов. вида» из 5 абзаца. Обоснуйте употребление глаголов в тексте. (соверш. вид – действие завершённое, несоверш. вид – действие незавершённое, в ситуации УРАГАНА какую роль они играют?)
3. Прочитайте текст, составьте «Словарик синонимов», выписав из 4 абзаца глаголы 1 спряжения и подобрав к ним синонимы. Объясните употребление автором именно этих глаголов.
4. Прочитав 3 абзац текста, составьте «Словарик изобразительно-выразительных средств», в состав которых входят глаголы, сделайте вывод о их роли в тексте. Обоснуйте их употребление в тексте.
5. Прочитайте текст, составьте «Словарик переходных глаголов», выписав их из 1 и 2 абзаца. Обоснуйте их употребление в тексте.
6. Применение знаний и умений.
Самостоятельно работают в группах с текстом, делают выводы.
Каждая группа представляет свой материал в течение 2-х минут с выбросом на плакате.
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль выполняют в текстах глаголы?
(быструю смену событий, динамику, экспрессию, художественность, выразительность и поэтичность)
Делаем вывод: глаголы несовершенного вида замедляют действие, останавливают его, как бы фиксируя наше внимание. Поэтичным может быть и текст прозаический!
Подтверждаем правильность наших выводов.
(П) – смысловое чтение
(П) – определение основной и второстепенной информации
(П) – анализ, сравнение, обобщение
(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения
(К) – умение выражать свои мысли
(Р) – планирование, прогнозирование
(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствия.
7. Контроль знаний
Найдите предложение, которое является ключевым для финала. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете финал данного текста: «Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
8. Рефлексия. Итог урока.
Учитель. Какое правило мы обобщали сегодня на уроке? Заполните, пожалуйста оценочные листы.
Д/з: Упр. 648, стр. 243,
Борьба со стихией.
Мы были на барже, когда начался ураган.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
1. Составьте «Словарик безличных и возвратных глаголов на основе 4 и 5 абзацев. Подготовьте сообщение о их роли в данном тексте.
Борьба со стихией.
Мы были на барже, когда начался ураган.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
2. Составьте «Словарик глаголов несов. вида» из 5 абзаца. Обоснуйте употребление глаголов в тексте. (соверш. вид – действие завершённое, несоверш. вид – действие незавершённое, в ситуации УРАГАНА какую роль они играют?)
Борьба со стихией.
Мы были на барже, когда начался ураган.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
3. Прочитайте текст, составьте «Словарик синонимов», выписав из 4 абзаца глаголы 1 спряжения и подобрав к ним синонимы. Объясните употребление автором именно этих глаголов.
Борьба со стихией.
Мы были на барже, когда начался ураган.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
4. Прочитав 3 абзац текста, составьте «Словарик изобразительно-выразительных средств», в состав которых входят глаголы, сделайте вывод о их роли в тексте. Обоснуйте их употребление в тексте.
Борьба со стихией
Мы были на барже, когда начался ураган.
Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.
Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается, судно прыгает на волнах, как мячик, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
Смеркалось. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.
Задания для работы в группе
5. Прочитайте текст, составьте «Словарик переходных глаголов», выписав их из 1 и 2 абзаца. Обоснуйте их употребление в тексте.
Итог урока
самооценки
DOCX / 13.57 Кб
самооценки
DOCX / 13.57 Кб
/data/files/u1606038679.docx (самооценки) урока.
Информационная карточка: работают 3 мин.
Информационный текст «Глагол в языке и речи»
1 | Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». | |
| 2 | Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
| 3 | вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) |
| 4 | переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); |
| 5 | возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; |
| 6 | спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кромебрить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить); |
| 7 | наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).; |
| 8 | время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?; |
| 9 | число: единственное и множественное; |
| 10 | Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы:нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать. |
| 11 | В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит… 9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь. |
| 12 | В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения. |
- Что сейчас стало известным? вы познакомились с видом глагола.
- Какие виды глагола вы узнали?
- Как определить вид глагола?
На слайде и карточке
1.Упр. 648, стр. 243,
2. сочинение –миниатюра по картине упр. 651. (устно)
3. карточка на орфограммы – 10 слов, и один вопрос соседу по тем
Кияйкина Наталья Федоровна