Статья на тему «Адаптивная образовательная среда как фактор всестороннего проявления личности с ОВЗ»

3
0
Материал опубликован 20 May 2020

Виноградова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ АО СКОШ № 31,

г. Архангельск

 

Адаптивная образовательная среда как фактор всестороннего проявления личности с ОВЗ

 

Сегодня в обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и их семьи постоянно сталкиваются с препятствиями на пути к осуществлению своих основных прав и участию в жизни общества. Их возможности игнорируются, их способности недооцениваются, их потребностям уделяют мало внимания. И все же барьеры, с которыми они сталкиваются, чаще являются результатом той среды, в которой они живут, нежели результатом их нарушений.

Организация адаптивной образовательной среды в работе с детьми с особыми образовательными потребностями подразумевает, что при определенной поддержке педагогов и родителей, ребенок с проблемами в развитии становится обычным, часто неотличимым от других членов общества.

Воспитательный процесс в нашей школе основывается на реализации воспитательной программы «Ты не один», целью которой является развитие личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, культуру, семью, а также формирование творческой личности.

Основные задачи данной программы:

создание условий для социальной адаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью;

создание условий для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода;

развитие лучших человеческих качеств, психологических функций и познавательной деятельности в процессе учебно-воспитательной деятельности, используя личностно-ориентированный подход и учет психофизических особенностей учащихся и имеющегося жизненного опыта;

воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества;

развитие коммуникативных способностей учащихся;

обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, его доверия к миру, радости существования, формирования базиса личностной культуры, развития индивидуальности ребенка;

формирование основ правовой грамотности учащихся;

формирование у родителей адекватного отношения к возможностям ребенка;

создание условий для физического развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

К основным разделам программы относятся:

подпрограмма «Мир вокруг нас» (воспитание коммуникативных способностей, общекультурное, общеинтеллектуальное воспитание);

подпрограмма «Вместе» (основы правового воспитания, социальная поддержка);

подпрограмма «Мое здоровье» (лечебно-оздоровительная работа).

Подпрограмма «Мир вокруг нас» призвана повысить культурный уровень личности, стать регулятором общения, должна создать такие условия и такое содержание деятельности, которые в наибольшей степени соответствовали бы позитивному развитию и гармонизации личности.

Овладение коммуникативной культурой предполагает осмысление самого себя, своего места в коммуникативном процессе. Это способствует развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности, развитию инициативы учащихся, желанию и умению выдвигать и воплощать идеи, осваивать новые области жизнедеятельности.

Данная подпрограмма призвана решать следующие задачи:

способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре, о культуре России, как её части, о своей малой родине;

воспитание у школьников нравственно-эстетических качеств;

способствовать формированию чувства сопричастности к мировой культуре;

формирование потребности в общении, творческой деятельности и самореализации;

способствовать получению и расширению экологических, экономических и правовых знаний учащихся;

формирование ответственности за состояние природного, культурного и социального окружения.

Реализация подпрограммы осуществляется через учебно-воспитательный процесс, систему тематических классных часов и внеклассных мероприятий, систему дополнительного образования и воспитания.

Первые шаги по реализации подпрограммы «Мир вокруг нас» были весьма робкие. Ни для кого не секрет, что порцию негативного отношения учащийся с ОВЗ может получить и в стенах специализированной школы. Поэтому начать работу пришлось с совместных праздников, участия в конкурсах с учащимися нашей школы, имеющих легкую степень интеллектуального недоразвития.

Участие во Втором Всероссийском фестивале телевизионных программ и фильмов о жизни людей с инвалидностью «Смотри на меня как на равного» изменило в корне отношение к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Активная позиция северян с нарушениями здоровья, стремление преодолевать трудности и искать точки роста стали примером не только для участников и гостей фестиваля, но и для всех жителей Архангельской области, помогла сломать стереотипы восприятия людей с инвалидностью и в том числе для учащихся и педагогов ГБОУ АО СКОШ №31. Была отмечена положительная динамика данного процесса, появилось желание двигаться дальше. Совместные мероприятия было решено вынести за рамки школьного учреждения.

За помощью мы обратились к сотрудникам государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Первый поход состоялся в музей им. С. Г. Писахова. Работники музея не только познакомили учащихся с традициями северного хлебосольства и гостеприимства, но и дали возможность попробовать свои силы в росписи козуль.

Познакомится с северными ремеслами, народными мастерами и самим оценить свои умения и навыки нам помогли в ГБОУ ДОД АО «Детская школа народных ремесел». На занятии дети познакомились с традициями, обычаями северян, с северными обрядовыми песнями, играми, сами участвовали в различных забавах, мастер-классе по плетению поясов-оберегов.

Экскурсия в Архангельский музей изобразительных искусств позволила детям узнать о том, что поморская земля издревле богата талантами. Сотрудники музея на доступном уровне рассказывали учащимся о том, какие поистине неповторимые произведения создавали мастера кустарных промыслов, которые дошли до нас из глубины веков. И очень отрадно было наблюдать за тем, как загораются глаза детей и с каким неподдельным интересом они слушали рассказ экскурсовода.

Все это позволило сделать вывод о том, что мир увлечений и интересов, внутренний мир ребенка раскрывается в полном объеме. Это подтолкнуло нас на разработку и проведения цикла мероприятий («Разгульная Масленица», с проведением мастер-классов в учебных мастерских, «Малая Маргаритинская ярмарка», «Рождественские колядки» и т.д.), в котором подразумевалась совместная деятельность детей нашей школы со здоровыми сверстниками. Откликнулись на нашу просьбу коллектив МБОУ ОГ №21. Предварительная работа с родителями и учениками гимназии позволила детям из здоровой среды адекватно относиться к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Данные мероприятия развеяли все страхи о невозможности совместной воспитательной работы со здоровыми сверстниками.

Таким образом, основная цель нашей школы в организации адаптивной образовательной среды заключается в создании таких условий, в которых каждый ребенок с проблемами здоровья может получить возможность всестороннего проявления личности и обрести тот уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно определять и решать свои социальные вопросы, адекватно оценивать себя и окружающих людей, соотносить свои интересы с возможностями общества и реалиями жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации