Упражнения для коррекционных занятий по литературе (8 класс)

15
8
Материал опубликован 9 June 2020 в группе

Упражнения для коррекционных занятий по литературе (8 класс)

(могут быть использованы в условиях дистанционного обучения)


1. Развитие логического мышления

Вставьте вместо многоточия подходящие по смыслу слова. В случае затруднений обращайтесь к словам для справок.


Тема и идея поэмы Сергея Есенина «Пугачёв».

В ….. С.Есенина «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные …….. . Они уверены в своей ……, готовы погибнуть, чтобы достичь ……….. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий ……... Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной ……. произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие ………...

Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что ……… обречено. Есенин хорошо передаёт общую ………, в которой практически невозможно представить себе счастливый …….. бунта.


СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК

Тема

Правота

Народ

Люди

Восстание

Цель

Исход

Атмосфера

Порядок

Порядок



2. Развитие объёма и концентрации внимания.

Предлагаю тексты, в словах которых встречаются буквы из другого алфавита. Задача ученика состоит в том, чтобы быстро выделить лишнее и понять прочитанное.


1) Образ Василия Теркина в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Васиmлий Теркfин – глuавный геvрой поэмmы А.Т. Твардuовского. В Василиmи Теркuине соfвместuились все саvмые луvчшие качеfства русgсmкого наgрода. Обрfаз главнfого героя являеvтся собирvательным. Теркjин олицетворrяет весmь руссgкий нарjод, которjому пришjлось прrойти воrйну, чтобgы защgитить свuою Родину от врагfов.
Аvвтор не дает пmодробных порfтретных или биоmграфgических хараmктеристик своему глаvвному герvою, чтобы сдеvлать его такvим, кfак все солgдаты на войне. Писgатель покvазывает, что все то, чтgо делаgет Теркин – подgвиги всsего наfрода, а не отjдельного челjовека. А.Т. Тварrдовский подчеmркивает «обыкноfвенность» Василия Теркина. Он «своfй среди своих». Для Терsкина каsждый сsолдат на воsйне стал приfятелем, другом, братом.
Воmйна для Василия – это желанsие постsоять за свою Отчизну, это обязgанность каgждого рrrусского чеmловека. Теркvин – человек-гvерой, которvый готов отдатvь собственнgую жиvзнь ради спасrrения Родины. Совершаmть подfвиги помоvгают Василmию его внуmтренние качеsства: мужество, решитfельность, смелость, храбfрость, мудросsть. Не зfря автор подчеfркивает богfатырскую удаль Васиfлия Теркина и назыsвает его «русским чудо-человеком». Сsудьба главного героя – это судьба цеsлого наsрода. Поэтmому чиfтателям бsыла вsажна поgэма 
«Васgилий Теркин», она расsсказывала о жsизни проfстого русскоmго челоfвека на войне. Многие солдаmты в обрrазе Василия Теркина узнаvвали себjя и свои подjвиги. Это не толgько воин, но и веgселый бvалагур, шvутник, которvый поgддерживал наgстроенfие солmдат, и мастер на все руки, способнvый мноjгое почjинить.

Фfамилия главvного героя говорящая. Василgий Терgкин – тертgый калач, который мноvгое перvенес на сjвоем жизfненном пути. Он вgидел мнmого боли и страданmия на войне, поэтому жmелает как моvжно раdньше ее заgвершrить. Для эdтого он дdелvает все возможное. Теркиvну не стvрашны пули и вражеские саmмолеты, он не боиdтся ни холоднvой вvоды, ни смерти. Это чеfловек, который гfотов идти до саrмого конrца. Именfно по этой прfичине Васjилий Теркин идjет по дороге на Беrрлин, он хgотел увидrеть полнrый коjнец военrным дейсrтвиям.

2) Когjда каjваwлеристы проwходиzли чеwрез дjереwвню Беwрежjки, немеjцкий снаjряд раwзоjрвалzся на оwкоjлице и раjнил в ноjгу вороjного коwня. Коwманzдир остаwвил раwненого конjя в дерjевне, а отjряд уjшёл дjальjше, пыvля и поvvзванивjая удиvлами, - уziiшёл, закаjiтился за роiwщи, за хоjлмы, где веwiiтер каwчал спеwлуvю рожь.

Конjя взяzл к сеwбе меjльник Пjанкрат. Мельwница давwно не рабоjтаzла, но мучнjая пыjль навеiiwки въеwлась в Панкрата. Она леjжаvла сеjрой коjркой на его вjатнике и каjртузе. Из-под карvтузiа посмаjтриваvли на всехw быwстрые глаwза меjльника. Панvкрат был скоjрый на раwбоvту, сердиwтый стаwрик, и реjбята счиiтали его колjwдуном.

Панjкрат вылеjчил коjня. Коzнь остаwлся при мельzниwце и терпеwnлиvво воjзил глиjну, наzвоз и жерzди - поiizмоjгал Панкjраzту чиjнить плоvтиjну.



3. Развитие произвольного внимания

1) Найдите ошибки в пересказе одного из эпизодов рассказа В.П.Астафьева, который вы прочитали на уроке литературы


Однажды летом скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие» – из города приедет парикмахер, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды двоечников и хулиганов, а отличников разместить в последнем ряду. Среди последних оказались заклютые враги – Витя и Митька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок – у него сильно разболелись руки. Мальчик страдал близорукостью, которая достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Анна Петровна поначалу отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать руки нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».


2) Найдите ошибки в пересказе

Пересказ (выборочный) рассказа "Жизнь и воротник" Н. А. Тэффи

Жила - была Наденька. Жила она спокойно и 10 лет была честной женой честного человека. Была тихой, скромной, застенчивой.

Как-то раз она пошла в Гостиный двор и купила себе дамскую шляпку с желтой ленточкой. Казалось бы, и что тут такого? А то, что после этого не она стала управлять своей жизнью, а шляпка! Шляпка потребовала к себе купить новую кофточку, потом круглую юбку с глубокими складками, новые башмаки шляпу, пояс и перчатки. Денег свободных у Наденьки было мало, поэтому на покупку всего этого ей пришлось заложить часы, серебро, браслетку и даже обманом попросить деньги у доброго дедушки, других родных и знакомых. Еще она покрасила волосы, стала курить и громко плакала, если слышала какую-нибудь двусмысленность…



4. Развитие словесно-логического мышления, тренировка долговременной памяти

Некоторые строчки в отрывках искажены. Восстановите правильный порядок слов в отрывках, сохранив стихотворный размер (ритмический рисунок) неискаженных (первоначальных) текстов:


А) Снег белеет ещё в полях,

А воды уж весной шумят –

Брег сонный бегут и будят,

Бегут, и блещут, и гласят…


Б) Недаром злится зима,

Прошла ее пора –

Стучится весна в окно

И гонит со двора.


В) Свищет ветер, волны играют,

И мачта гнется и скрипит…

Счастия он не ищет, увы,

И не от счастия бежит.


Назовите авторов приведенных отрывков.



Использованные ресурсы:

https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/obraz-vasiliya-terkina-v-poeme-tvardovskogo-vasiliy-terkin.html

https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/tema-i-ideya-poemy-esenina-pugachev.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересные задания, спасибо!

9 June 2020

Спасибо за внимание, Наталья Михайловна!

9 June 2020

Очень интересный ресурс! Спасибо, Юлия Васильевна!

9 June 2020

Елена Владимировна, большое спасибо Вам!

9 June 2020

Спасибо за полезный ресурс!

9 June 2020

Галина Владимировна! Спасибо за внимание!

9 June 2020

Спасибо, Юлия Васильевна, за полезные и эффективные упражнения! Это замечательная помощь коллегам!

30 October 2021

Буду рада, если пригодится! Спасибо, Елена Владимировна!

30 October 2021