12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Выхрыстюк Светлана Николаевна759
В школе работаю 30 лет учителем математики.
Россия, Пермский край, верещагино
9

Рабочая программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств функционально-графическим методом» для 10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


 


 


 


 


 


 


 

                                     Рабочая программа элективного курса

«Решение уравнений и неравенств функционально- графическим методом»

для 10 класса


 

Составила учитель математики

Выхрыстюк С.Н.


 

г. Верещагино

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс по математике «Решение уравнений и неравенств функционально- графическим методом» в рамках профильной подготовки, своим содержанием сможет целенаправленно подготовить учеников к более качественной сдаче ЕГЭ по математике. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся 10 класса, повышение уровня их математической подготовки через решение большого класса задач повышенного и высокого уровня сложности, включает рекомендации по определению необходимого круга знаний, ключевых понятий и положений курса, анализ типов заданий и критериев оценки их выполнения. Материал данного курса содержит как стандартные, так и «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий.

Содержание программы соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике, развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на занятиях курса системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализ.

Данный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Программа курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно-ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению сетевого курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (профильный уровень).

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается

самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщенной теоретической и практической частей. Программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры десятиклассников.

Курс призван помочь учащимся в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации знаний, практикумы. В учебно-тематическом плане определены зачетные работы по каждому блоку учебного материала с применением интернет ресурсов Maketest и Решу ЕГЭ. Задания данного курса не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации знаний по математике, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (профильный уровень).

Задачи курса:

научить выполнять задания повышенной и высокой уровней сложности;

формировать и развить аналитическое и логическое мышления при проектировании решения задачи; опыт творческой деятельности через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

развивать коммуникативные и общеучебные навыки работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности на курсе являются лекция, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

Сроки реализации курса

Рабочая программа элективного курса рассчитана на 2017-2018 учебный год , 1 час в неделю, всего в объеме 34 ч.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь

точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения учебных заданий;

применять изученные методы и алгоритмы в решении учебных заданий;

применять свойства функций, входящих в уравнение или неравенство, в их решении;

уверенно решать и неравенства различных видов и уровней сложности стандартными и «нестандартными» способами;

выработать стратегию подготовки и сдаче ЕГЭ в соответствии с целями, которые обучающиеся ставят перед собой.

Критериями выполнения программы курса предполагаются:

Участие обучающихся в работе по решению тестов на сайте Maketest – не менее 95 %.

Выполнение итогового тестирования не менее 80 % обучающихся.

Выбор продолжения работы на курсе в 11 классе не менее 80% .

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

Образовательные: демонстрировать знания и умения за курс основной школы, навыки контроля и оценки своей деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач.

1

Входное тестирование.

Тест по материалам ОГЭ.

2

Функции числового аргумента и их свойства -8 часов

3

Понятие функции. Способы задания, свойства.

Определение функциональной зависимости. Способы задания: аналитический, табличный, графический, описательный., график. Схема исследования функции: область определения, область значений, нули функции, промежутки сохранения знака функции, монотонность функции ,четность, периодичность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции, выпуклость и вогнутость графика функции.

Образовательные: знать способы задания функции; умеют задавать функции любым способом.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4

Исследование функции элементарными способами. Построение графиков функций.

Чтение графика функции. Применение схемы исследования функции: область определения, область значений, нули функции, промежутки знакопостоянства функции, монотонность функции ,четность, периодичность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции, выпуклость и вогнутость графика функции.

Образовательные: знать свойства функций; уметь составлять алгоритм исследования функции.

Регулятивные :различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

5

Преобразования графиков функций. Графики функций

y=f(x+a), y=f(x)+a, y=kf(x), y=f(kx)

 

Преобразование графиков функций. Параллельный перенос графика вдоль оси абсцисс и ординат. Условие растяжения и сжатия графика функции. Влияние растяжения графика функции на ее свойства

Образовательные: знать правила преобразования графиков функций; уметь составлять алгоритм исследования функции.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.

6

Преобразования графиков функций. Графики функций

y=-f(x), y=f(-x),

y=-f(-x)

Преобразование графиков функций. Симметрия относительно осей координат. Влияние преобразований графика функции на ее свойства

Образовательные: знать правила преобразования графиков функций; уметь составлять алгоритм исследования функции.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

7

Преобразования графиков функций. Графики функций

y=│f(x)│, y=f(│x│)

Преобразование графиков функций. Симметрия относительно осей координат. Влияние преобразований графика функции на ее свойства.

Образовательные: знать правила преобразования графиков функций; уметь составлять алгоритм исследования функции.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

8

Контрольное тестирование по теме «Функции числового аргумента и их свойства»

Тест по теме: « Функции и их графики»

Образовательные: уметь свободно пользоваться изученным материалом при решении задач.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Методы решения уравнений и неравенств-10 часов

9

Алгебраические методы решения уравнений

Линейное уравнение. Уравнение второй степени. Уравнения высших степеней. Применение схемы Горнера. Метод разложения на множители и метод введения новой переменной

Образовательные: знать методы решения алгебраических уравнений; уметь пользоваться методами и находить рациональное решение.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

10

Решение иррациональных уравнений методом замены

переменной.

Основные определения. Область допустимых значений. О системах и совокупностях уравнений и неравенств. Общие методы преобразования уравнений (рациональные корни уравнения, замена переменной в уравнении). Представление об иррациональных алгебраических уравнениях. Общая схема решения. Метод замены при решении иррациональных уравнений.

Образовательные: знать правила решения иррациональных уравнений; уметь пользоваться методом замены переменной.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

11

Решение иррациональных уравнений методом оценки,

использование монотонности, однородности, переход к системе.

Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения

и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.

Сведение иррациональных уравнений к системам. Освобождение от кубических радикалов. Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.

Образовательные: знать правила решения иррациональных уравнений; уметь пользоваться методом оценки и применяют свойства функций.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

12

Графический метод решения уравнений и неравенств

Решение рациональных и иррациональных уравнений и неравенств с применением графиков, входящих в них функций. Обоснование применения функционально-графического метода.

Образовательные: знать правила и ориентиры для применения графического метода, уметь его применять при решении алгебраических уравнений и неравенств.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

13

Метод интервалов - универсальный метод решения неравенств. Дробно-рациональные неравенства

Числовые промежутки. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Алгоритмические методы решения неравенств. Линейные, квадратичные, дробно- рациональные неравенства. Метод интервалов в решении дробно-рациональных неравенств. Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Обобщенный метод интервалов.

Образовательные: знать метод интервалов; уметь пользоваться алгоритмом применения метода.

Регулятивные: различать метод и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

14

Замена переменной при решении иррациональных неравенств. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств

Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений. Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям

систем). Дробно-иррациональные неравенства. Сведение к совокупностям систем.

Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении иррациональных неравенств. Обобщенный метод интервалов при решении иррациональных неравенств

Образовательные: знать метод замены переменной; умеют пользоваться алгоритмом применения метода интервалов.

Регулятивные: различать метод и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

15

Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

Модуль числа. Свойства модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Геометрическая интерпретация модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль, используя его определение.. Методы решения уравнений с модулем. Решение комбинированных уравнений, содержащих переменную и переменную под знаком модуля. Теорема о равносильности неравенства с модулем и рационального неравенства. Основные методы решения неравенств с модулем.

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с модулем; уметь пользоваться алгоритмом применения метода интервалов для них.

Регулятивные: различать метод и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

16

Тригонометрические уравнения. Отбор корней на промежутке.

Простейшие тригонометрические уравнения. Сведение тригонометрических уравнений простейшим с помощью тождественных преобразований. Сведение тригонометрического уравнения к рациональному с одним неизвестным. Метод решения тригонометрических уравнений и неравенств. Отбор корней в тригонометрических уравнениях с помощью числовой окружности, двойного неравенства, построения графика функции, перебор вариантов при отборе корней уравнения на промежутке.

Образовательные: знать тригонометрические формулы; уметь преобразовывать тригонометрические выражения.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе характера сделанных ошибок.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

17

Практикум по теме «Методы решения уравнений и неравенств»

Решение уравнений и неравенств из материалов ЕГЭ.

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств; уметь применять методы при решении уравнений и неравенств.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе характера сделанных ошибок.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

18

Контрольное тестирование по теме «Методы решения уравнений и неравенств»

Тест по теме «Методы решения уравнений и неравенств»

Образовательные: демонстрировать теоретические знания и практические навыки по теме, навыки контроля и оценки своей деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач, выбирать рациональный способ решения.

Решение нестандартных уравнений и неравенств функционально-графическим методом-16 часов

19

Нестандартные методы решения уравнений и неравенств на примере квадратного трехчлена.

Применение свойств квадратного трехчлена. Использование свойств квадратичной функции (свойство ограниченности, монотонности). Использование суперпозиций функций. Уравнения тождества.

Образовательные: знать свойства квадрат- ного трехчлена, уметь интерпретировать свойства графически.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

20

Линейные уравнения и неравенства с параметром.

Понятие уравнения и неравенства с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные

методы решения уравнений и неравенств с параметром. Линейные уравнения и неравенства с параметром

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с параметрами, уметь применять методы при решении линейных уравнений и неравенств.

Регулятивные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

21

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр.

Теорема Виета. Расположение корней квадратного трёхчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический и графический способы. Решение уравнений с нестандартным условием.

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с параметрами, уметь применять алгоритм при решении квадратных уравнений и неравенств.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

22

Практикум по решению квадратных уравнений и неравенств с параметром.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметрами с применением свойств квадратного трехчлена, с помощью построения графика квадратичной функции.

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с параметрами, уметь применять методы при решении уравнений и неравенств с параметром.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе учета характера сделанных ошибок.

Познавательные :проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

23

Аналитический подход при решении задач с параметрами

Аналитический подход. Алгоритм решения. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами.

Образовательные: знать аналитический подход решения уравнений и неравенств с параметрами, уметь выписывать ответ при решении квадратных уравнений и неравенств.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

24

Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов

Решение рациональных задач с параметрами. Применение графиков и свойств функций, входящих в условие. Запись ответов

Образовательные: знать методы решения рациональных задач, уметь применять графики и свойства функций при решении уравнений и неравенств.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

25

Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание»

ответов.

Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов. Метод мажорант.

Образовательные: знать методы решения иррациональных задач с параметрами, умеют применять метод мажорант при решении квадратных уравнений и неравенств.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

26

Задачи с модулями и параметрами. Критические значения

параметра.

Задачи с модулями и параметрами.

Критические значения параметра. Метод интервалов в неравенствах с параметрами.

Образовательные: знать методы решения задач с модулями и параметрами, уметь применять метод интервалов при решении неравенств с параметрами.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

27

Метод интервалов в неравенствах с параметрами

Метод интервалов в неравенствах с параметрами.

Образовательные: знать методы решения неравенств с параметрами, уметь применять метод интервалов при решении неравенств с параметрами.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

28

Замена в задачах с параметрами. Метод разложения в

задачах с параметрами.

Замена в задачах с параметрами. Метод разложения в задачах с параметрами.

Разложение с помощью разрешения относительно параметра.

Образовательные: знать метод замены при решении задач с параметрами, уметь приме- нять алгоритм разложения при решении относительно параметра.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

29

Системы с параметрами

Решение систем с параметрами с применением функционально-графического метода и метода мажорант.

Образовательные: знать методы решения систем с параметрами, уметь применять функционально-графический метод и метод мажорант.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

30

Практикум по решению уравнений и неравенств с параметром из материалов ЕГЭ

Решение уравнений и неравенств с параметрами из материалов ЕГЭ и сайта «Решу ЕГЭ».

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с параметром; уметь применять методы при решении уравнений и неравенств.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе характера сделанных ошибок.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

31

Итоговое тестирование

Тест по материалам ЕГЭ.

Образовательные: демонстрировать теоретические знания и практические навыки, навыки контроля и оценки своей деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач, выбирать рациональный способ решения.

32

33

Анализ итогового тестирования

Анализ типичных ошибок задач теста.

Образовательные: знать методы решения уравнений и неравенств с параметрами, уметь применять алгоритм при решении уравнений и неравенств.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

34

Планирование работы на следующий учебный год

Анкетирование обучающихся с целью запроса на интересующие их темы ЕГЭ.

Источники информации

Горнштейн П.И. и др. “Задачи с параметрами”. Москва-Харьков. “Илекса”, “Гимназия”. 2003 г.

ЕГЭ 2013. Математика. Учимся решать задачи с параметром. Подготовка к ЕГЭ: задание С5. Иванов С.О. и др. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов н/Д: Легион-М, 2011 - 48 с.

Ю.В. Лепехин. Элективный курс: Математика 10-11 классы «Функции помогают уравнениям». - «Учитель» 2009

ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2011 - 316 с.

Е.В. Мирошкина.Математика10-11 классы«Уравнения и неравенства:приемы, методы, решения» «Учитель» 2009

А.Г.Мордкович. Алгебра и начала математического анализа10-11 класс в 2частях (профильный уровень) М «Мнемозина» 2016.

В.В.Вавилов и др. Справочное пособие «Задачи по математике. Уравнения и неравенства» - «Наука» 1987.

Ф.Ф.Лысенко Математика. Тематические тесты повышенный уровень ЕГЭ (задания13,15) Ростов-на-Дону «Легион»2017.

С.И.Колесникова. Решение сложных задач ЕГЭ по математике 9-11классы. – М.: «ВАКО» 2015г.

Модуль действительного числа. Составитель: Долгинцева Л.В. и др. - Тверской областной ИУУ, 2012г.

Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.: «МЦНМО», 2017.

ЕГЭ – 2017. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.:«Национальное образование», 2017.

Ф.Ф.Лысенко Математика. Алгебра: задания с развернутым ответом.Легион Ростов-на-Дону 2016.

А.Г.Корянов и др Задание 11Текстовые задачи.

сайты: http:www.fipi.ru , Maketest, Решу ЕГЭ.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.