Урок экологии на тему «Основные понятия геоэкологии» (10–11 классы)

1
0
Материал опубликован 1 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Основные понятия и определения в геоэкологии

Существование и различные виды деятельности человека протекают на Земле в пределах так называемой окружающей среды.

Под окружающей средой, которую правильнее называть, средой, окружающей человека, принято понимать систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов, в которых протекают труд, быт и отдых людей. Это понятие включает природные, социальные и искусственно создаваемые, различные по назначению и масштабам явления, прямо или косвенно воздействующие на жизнь человека. Факторы окружающей среды делятся на естественные (природные) и искусственные (антропогенные или техногенные).

Важнейшей составной частью окружающей среды является природная среда, объединяющая четыре геосферы Земли.

Под геосферами понимают более или менее правильные концентрические слои, охватывающие всю Землю, меняющиеся с глубиной и обладающие характерными физическими, химическими и биологическими свойствами. Геосферы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся атмосфера и поверхностная гидросфера, к внутренним - подземная гидросфера, земная кора, мантия и ядро. Земная кора и верхняя мантия составляют литосферу, которая также относится к внутренним геосферам. Атмосфера, гидросфера и верхи литосферы образуют биосферу - сложную прерывистую оболочку Земли, являющуюся средой обитания биоты - живого "вещества" планеты. С термином "биосфера", введенным в науку австралийским геологом Э. Зюссом в 1875 г. и широко использовавшимся В.И. Вернадским [З], тесно смыкается термин "экосфера" Ю. Одума (1971), определявшего ее как сферу деятельности живых организмов и окружающую их среду. Многие ученые считают био- и экосферу синонимами. Использование термина "экосфера", по их мнению, нецелесообразно.

Биосфера, в свою очередь, распадается на ряд экосистем (или геоэкосистем).

Экосистемой называют любое сообщество живых организмов и его среду обитания, объединенные в функциональное целое. Размеры экосистем могут меняться от микроэкосистем (например, ствол гниющего дерева) до глобальной экосистемы, к которой, собственно, и относится биосфера.

Термин "экосистема" введен в экологию английским геоботаником Л. Тенели в 1935 г. Важнейшим среди экосистем считается биогеоценоз - единый взаимообусловленный природный комплекс, представляющий собой совокупность растений, животных и микроорганизмов с соответствующим участком земной поверхности - биотопом.

Таким образом, биогеоценоз - это совокупность биотических и абиотических факторов - биоценоза и биотопа (рис. 1.1). При этом под биотопом понимается участок земной поверхности, характеризующийся однородностью геологического строения, микроклимата, водного режима, рельефа и почвенного покрова.

В соответствии с другими определениями биогеоценоза во главу угла ставится однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (почва и др.) компонентов и динамическими взаимодействиями между ними.

Многие исследователи рассматривают термины "экосистема" и "биогеоценоз" в качестве синонимов. Причем "экосистема" чаще используется американскими, а "биогеоценоз" - европейскими и российскими исследователями.

Таким образом, природная среда включает в себя биосферу с экосистемами (биогеоценозами), атмосферу, гидросферу и литосферу.

Перечисленные выше геосферы представляют собой природные оболочки Земли.

Геосистема - это земное пространство, где компоненты природы находятся в системной связи друг с другом и как це­лостность взаимодействуют с космической средой и обществом.

В слове «геосистема» первая часть указывает на территори­альность как важное свойство системы. Это необходимо под­черкнуть потому, что многие системы не являются территориаль­ными (например, организмы животных, человека, языковые сис­темы и др.). Таким образом, геосистемы выявляются только на определенной территории.

Биосфера преобразуется в качественно новое состояние - ноосферу, или сферу разума. Ноосфера выступает как особая оболочка Земли, в которой проявляется деятельность человеческого общества

Ноосфера отражает духовную жизнь общества и, по мнению отдельных ученых, представляет собой вторую (первая - техносфера) часть социосферы.

В 1927 г. французскими учеными Э. Леруа и П. Гейяром введено понятие "ноосфера". Остановимся кратко на содержании и сущности понятия "ноосфера", а также постараемся определить его методологическое значение и соотношение с такими понятиями, как "антропосфера", "социосфера" и "техносфера".

Ноосфера — это целостная планетная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающими природными условиями. Понятие "ноосфера" станет центральным междисциплинарным понятием и будет играть важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей.

"Техносфера" — понятие гораздо более широкое, чем "антропосфера", поскольку охватывает не только все области на планете, куда проникают технические средства, но и всю совокупность техногенных изменений на планете. Например, изменение состава атмосферы или гидросферы в целом под воздействием людей.

Социосфера — это конкретный этап развития биосферы в ноосферу.

Основными принципами ноосферы являются:

1) взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами;

2) сохранение естественных закономерностей, присущих биосфере при высоком уровне развития производительных сил;

3) научная организация воздействия общества на природу;

4) ноосфера - есть комплексное образование развивающегося общества и изменяемой природной среды;

5) управление всеми важнейшими процессами в ноосфере.

В пределах географической оболочки Ф. Н. Мильков выделяет ландшафтную среду. Это небольшая по мощности поверхностная сфера, включающая кору выветривания, почвы, растительность, животный мир, приземные слои воздуха, поверхностные и фунто­вые воды суши. Именно в ландшафтной сфере сложились наиболее благоприятные условия для развития жизни. Мощность ландшафт­ной сферы в зоне тундры составляет всего 5-10 м, а в тропической зоне - до 100-150 м. Такое различие в основном определяется сте­пенью развития коры выветривания, высотой деревьев.

Основное различие между геосистемой и экосистемой заклю­чается в следующем: по функционированию геосистема - это система полииентричная. а экосистема - бионентричная (в цен­тре - живая система).

Вопросы и задания

1.В чем заключается суть системного подхода?

2.Дайте определение понятию «геосистема». Приведите
примеры геосистем разного уровня.

3.В чем сходство и в чем различие геосистемы и экосистемы?


Презентация « Общая геоэкология»
PPTX / 2.09 Мб

Геоэкология

 

 

 

Геоэкология ВЕЛОКС

 

 

 

Комплект таблиц по географии "Геоэкология и природопользование"

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/

https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Предварительный просмотр презентации

«Общая геоэкология» «Народонаселение»

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень. В.Гюго

Какая она маленькая, одинокая и прекрасная наша голубая планета Земля!

Но миг этот необратимо меняется. Живые изумрудно-зеленые цвета океанов и материков, которые торжествовали ранее, меркнут, уступая место тусклым, желто-серым тонам умирающей жизни.

Пустыни расползаются, а экваториальные леса сохраняются отдельными оазисами…

Учащаются стихийные бедствия, а их последствия становятся все ужаснее.

Тают айсберги и ледяные щиты Гренландии, Антарктиды и Арктики.

Истончающийся озоновый слой тропосферы все слабее защищает людей…

Почему становится так «плохо» нашей планете? Почему она «заболевает»? Каковы пути излечения болезни, поразившей нашу планету? На все эти вопросы и другие, вам, 11-классники, поможет ответить факультатив «Общая геоэкология»

Homo sapiens - человек разумный, как вид живых существ, вершина творения жизненных форм на Земле – существует на планете около 100 тысяч лет, и, если, 8 тысяч лет назад насчитывалось около 10 млн.человек, то сегодня – уже более 6, 5 миллиардов.

Швед, швейцарец, американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 70 раз больше мясных продуктов, чем индиец.

Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в 2 раза больше белков мяса, чем средний африканец, и еда этой кошки стоит больше среднего дохода 1 млрд.людей в бедных странах. Как людей в нашем мире сделать благоразумными: богатые отказались бы от прямых излишеств, а бедные получили б то, без чего жить нельзя?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.