Урок 11. Диалог и его виды (Урок русского языка в 7 классе)

3
6
Материал опубликован 24 June в группе

Урок 11. Диалог и его виды

 

Цель- рассмотрение различных видов диалога - побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о различных видах диалога и их функциях, учить соблюдать пунктуационные нормы при оформлении диалога.

Развивающие: формировать умение создавать устные диалогические высказывания объёмом не менее 10 предложений на основе чтения и жизненного опыта.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения.

Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.

 

Ход урока

1. Орг. момент.

 

2. Проверка домашней работы

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Смысловое чтение (уч-к «Литература 7 кл» Коровина В.Я. с. 19)

 

Говорит-то Вольга таковы слова:

- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!

Орать, да пахать, да крестьянствовати,

А бороздки тебе да помётывати,

А пенья-коренья вывёртывати,

А большие-то каменья в борозду валить!

Говорит оратай таковы слова:

- Поди-ка ты, Вольга Святославович!

Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.

А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

2. Беседа по вопросам

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь?

Это рассказ о знакомстве двух великих богатырей - Вольге и Микуле Селяниновиче.

Кто герои этого текста?

Два богатыря, Вольга и Микула Селянинович.

Как называют беседу двух людей?

Диалог.

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке.

 

4. Актуализация знаний

Диалог в переводе с греческого слова означает «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Прочитайте два диалога (упр. 10 с 9). Определите тему каждого из них. Реальные или вымышленные герои в них участвуют? Как вы это поняли?

Обратите внимание на то, как оформляется каждая реплика диалога. Составьте пунктуационное правило «как оформлять диалог на письме).

Докажите, что каждый из представленных диалогов является текстом.

Да, это тексты, т.к. обладают тематической цельностью, логичностью, смысловой и грамматической связностью, композиционной законченностью.

 

5. Первичное усвоение новых знаний.

Реплика, открывающая диалог, определяет его тему и цель, побуждает к ответной реплике и действию. Это реплика-стимул. Ответная реплика – это реплика-реакция. Существуют разновидности диалога: побуждение, запрос информации, обмен мнениями и сообщение информации.

Установите соответствие

 

Текст

Тип диалога

А. – Ваше благородие, – снова сказала мать, – я желаю подать прошение в суд. Весь двор подписал.

– Прошение можешь подать, оплатив гербовой маркой в один рубль.

– Тут заплачено. Ваше благородие, это не его нож нашли.

– На этот счет имеется собственное показание подсудимого.

– Может, он его неделю как потерял…

1. Побуждение к действию

2. Обмен мнениями

3. Запрос информации

4. Сообщение информации

Б. – Слезай, Санька! – сказала она. – Иди ко мне.

–Я иду.

В. – Кто это, если я осмелюсь спросить?

– Это детский портрет того друга, о котором я вам говорила.

– Которого вы убили?

Г. – Я мог бы прибегнуть к закону и засудить его за все…

–За все, что он сделал, чтобы отравить мою жизнь?

–Но есть другие законы, другой суд, и по этим законам он когда-нибудь еще почувствует, что он сделал.

–Он убил ее, – сказал Николай Антоныч, и слезы так и брызнули из его глаз.

Д. – После этого заседания Николай Антоныч заболел, – сказала она, обращаясь к Кораблеву. – Я предложила позвать доктора – не хочет.

–Я не говорила с ним об этих письмах. Тем более, он такой расстроенный. Не правда ли, пока не стоит?

 

6. Первичное закрепление. Сочинение-миниатюра.

Работа в парах. Составление диалогов по темам:

Первый урок физики

Мое знакомство с понятием деформация

Физическая лаборатория в нашей гимназии

 

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выступления учащихся и обсуждение выступлений. Обращаем внимание на композиции составленных диалогов.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упр. 23 (с. 15), (учебник Рыбченковой Л.М.)

9 . Рефлексия.

 

Использованная литература

 

1. Бондаренко М.А. Русский язык: 7-й класс: методическое пособие к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс» / М. А. Бондаренко. — Москва : Просвещение, 2023 - 105 с.

2. Что такое диалог в русском языке [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/osobennosti-postroeniya-dialoga-v-russkom-yazyke (дата обращения 24.06.2024)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Сергеевна, спасибо за качественный ресурс.

25 June

Вера Сергеевна, забираю с благодарностью! Вы большая Труженица !

25 June

Вера Сергеевна, спасибо за очередной урок! В копилку

25 June

Коллеги, большое спасибо за внимание, пока могу ответить только так!

25 June

Благодарю ха качественную помощь коллегам,Вера Сергеевна!

26 June

Спасибо большое за помощь!

11 September