План-конспект урока математики в 11 классе «Показательная функция»
План конспект
Учитель: Басхаева Евгения Владимировна
Класс: 10 в
Контингент обучающихся: осужденные женщины от18 лет до 35 лет
Учебный предмет: алгебра
Тема раздела программы: Показательная функция
Тема урока: Показательные уравнения
Дата проведения: 29.11.2022 г.
Планируемые результаты: применять свойства показательной функции при решении различных примеров; использовать при решении показательных уравнений основные методы: функционально – графический, метод приведения к одному основанию, метод введения новой переменной, метод почленного деления, метод вынесения общего множителя за скобки.
Цель: Организовать продуктивную деятельность обучающихся, направленную на достижение ими:
личностных результатов:
умение обобщать изучаемый материал и делать выводы;
формирование познавательного интереса;
расширение кругозора;
предметных результатов:
повторение, закрепление и проверка знаний и умений обучающихся по теме «Показательные уравнения».
метапредметных результатов:
Освоение способов деятельности:
познавательной:
адекватное восприятие устной речи;
выполнение логических операций сравнения, анализа, установление аналогий;
определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
информационно-коммуникативной:
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
подбор аргументов, формулирование выводов;
формирование действий по организации учебного сотрудничества с одноклассницами;
рефлексивной:
поиск и устранение причин возникших трудностей;
оценивание своих учебных достижений.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Вид урока: урок - игра «Дорога домой!»
Технологии: проблемная, групповая и игровая технологии.
Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, проектор (экран), оценочный лист, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи: выпускникам 11 классов необходимы знания основ финансовой грамотности, экономики, физики и математики, для успешной сдачи ГВЭ, выбора профессии, финансовой стабильности в дальнейшей жизни.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место проведения: кабинет математики
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный момент. (3 мин.) | 1. Приветствие. Сегодня наш урок я начну со стихотворения Геннадия Эсса «Дом»: Домой не бойся опоздать: (слайд 1) Просмотр видео об освобождении женщин из колонии https://www.youtube.com/watch?v=8KLDuUBuYe8 | Слушают и смотрят презентацию Смотрят видео |
2. Сообщение темы, целей, плана игры и правил игры. (1 мин.) | Сегодня вам предстоит пройти по пути к дому в виде игры «Дорога домой». Всем конечно знакомы некоторые маршруты и на каждом вас ждут проверки на тему «Показательные уравнения». Объявляет цель, план, правила игры и распределяет роли (слайды 2-4 и приложение 1). Я надеюсь, вы достойно справитесь со всеми трудностями. Желаю вам удачи, успехов и доброго пути! | Слушают и запоминают правила игры. |
3. Игровые действия. | | |
1) «Карантин» (5 мин.) | Осуществляет актуализацию знаний в форме фронтального опроса (слайды 5-8).
| Отвечают на вопросы (устно). Начальник колонии фиксирует правильные ответы и подводит итоги конкурса «Карантин» (приложение 8). |
2) «Жизнь в отряде» (5 мин.) | Организует работу в парах. Задание: решить уравнения из ГВЭ-2022 Организует фронтальную работу по обсуждению ответов (слайд 9). | Выполняют задание, работая в парах (приложение 2). Отвечают на задания (устно). Начальник колонии фиксирует правильные ответы и подводит итоги конкурса «Жизнь в отряде». Озвучивают и обсуждают ответы. |
3) «Учеба в школе» (5 мин.) | Организует работу в группах. Задание: распределите уравнения по методам, которые целесообразно применить для их решения (слайды 10-11). Организует фронтальную работу по обсуждению ответов (слайд16). | Выполняют задание, работая в группе. Результаты заносят в раздаточные листы (приложение 3) и сдают их. Начальник колонии выполняет проверку по заранее приготовленными ответами (приложение 4) и подводит итоги конкурса «Учеба в школе». Озвучивают и обсуждают ответы. |
4) «Благодарность от начальника колонии» (1 мин) | Организует физкультминутку (слайд 12). https://lemuzika.pro/search/музыка%20для%20художественной%20гимнастики/4 | Одна из учениц показывает движения физкультминутки под музыку, остальные повторяют. |
5) «Трудоустройство» ( 5 мин.) | Предлагает начальникам отрядов выбрать из предыдущего задания по уравнению, решаемому методом введения новой переменной и решить его у доски (слайд 13). Осуществляет проверку решения. | Два обучающихся выбирают уравнения и решают их у доски, а затем присоединяются к командам для участия в конкурсе «Условно досрочное освобождение». Начальник колонии фиксирует итоги конкурса «Трудоустройство». |
6) «Условно досрочное освобождение» (7 мин.) | Организует работу обучающихся по выполнению дифференцированной самостоятельной работы (слайд 14) | Выбирают из предложенного списка уравнения и решают их; ответы заносят в раздаточные листы (приложение 5). Начальник колонии выполняет проверку (по заранее подготовленному образцу(приложение 6)) и подводит итоги конкурса «Условно досрочное освобождение». |
7) «Путь к дому» (3 мин.) | Организует проверку творческого домашнего задания (найти интересные факты применения показательных уравнений и истории их возникновения) (слайд 15-19). | Обучающиеся по очереди обмениваются вопросами и ответами домашнего задания. Начальник фиксируют количество ответов и подводит итоги конкурса «Путь к дому». |
8) «Дом» ( 3 мин.) | Объявляет результат игры (слайд 20). Подводит итоги урока. Предлагает обучающимся выбрать наиболее отличившихся игроков. Выставляет отметки. | Обучающиеся подводят итоги. |
4.Постановка домашнего задания (1 мин.) | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (выполнить нерешенные и неверно решенные задания конкурса «Условно досрочное освобождение») | Получают от учителя выполненные обучающимися самостоятельные работы (проверенные). |
5. Рефлексия. (1 мин.) | Предлагает всем обучающимся написать на домиках фразы и некоторым озвучить результаты (слайд 21). | Обучающиеся заполняют лист рефлексии (приложение 7), озвучивают ответы с аргументацией. |
Приложение 1
Выбор сюжета обусловлен возрастом обучающихся и спецификой учебного заведения.
Роли:
Обучающиеся делятся на две команды «Х» и «У»; назначаются начальники отрядов.
Начальники отрядов (два обучающихся).
Начальник колонии (преподаватель).
Приложение 2
«Жизнь в отряде»
Команда «Х» | Команда «У» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
«Учеба в школе»
Команда __________________
Распределите каждому уравнения рациональный метод решения.
Методы решения показательных уравнений:
Функционально-графический метод
Метод приведения к одному основанию
Метод почленного деления
Метод введения новой переменной
Метод вынесения общего множителя за скобки
№ | Уравнение | Метод решения |
1 |
| |
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
5 |
| |
6 |
| |
7 |
| |
8 | | |
9 |
| |
10 |
| |
Всего баллов _______
Приложение 4
Ответы к заданию «Учеба в школе»
Методы решения показательных уравнений:
Функционально-графический метод
Метод приведения к одному основанию
Метод почленного деления
Метод введения новой переменной
Метод вынесения общего множителя за скобки
№ | Уравнение | Метод решения |
1 |
| 2 |
2 |
| 5 |
3 |
| 3 |
4 |
| 4 |
5 |
| 2 |
6 |
| 1 |
7 |
| 3 |
8 | | 1 |
9 |
| 2 |
10 |
| 4 |
Приложение 5
«Условно досрочное освобождение»
Решите уравнения
(1 балл)
(1 балл)
(1 балл)
(1 балл)
(1 балл)
(1 балл)
(2 балла)
(2 балла)
(2 балла)
2х =11 – х (3 балла)
4х - 12·2х + 32 = 0 (3 балла)
(4 балла)
2∙ - 5∙ +3∙ =0 (6 баллов)
№ уравнения | Ответ | Количество баллов |
1 | | 1 |
2 | | 1 |
3 | | 1 |
4 | | 1 |
5 | | 1 |
6 | | 1 |
7 | | 2 |
8 | | 2 |
9 | | 2 |
10 | | 3 |
11 | | 3 |
12 | | 4 |
13 | | 6 |
Всего | | |
Приложение 6
Ответы
№ уравнения | Ответ | Количество баллов |
1 | х=3 | 1 |
2 | решений нет | 1 |
3 | х=7 | 1 |
4 | х=1 | 1 |
5 | х=3 | 1 |
6 | х= -2 | 1 |
7 | х=2 | 2 |
8 | х=2 | 2 |
9 | х=1 | 2 |
10 | х=3 | 3 |
11 | х1=3, х2=2 | 3 |
12 | х1=1, х2= -1 | 4 |
13 | х1=0, х2= -1 | 6 |
Всего | | 28 |
Приложение 7
Рефлексия
Приложение 8
Команда | «Карантин» | «Жизнь в отряде» | «Учеба в школе» | «Трудоустройство» | «Условно досрочное освобождение» | «Путь к дому» | «Дом» |
«Х» | | | | | | | |
«У» | | | | | | | |