Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Некоторые аксиомы геоэкологии
Современный уровень географических и экологических знаний позволяет принять ряд аксиом в качестве основы, на которой продолжается разработка теории геоэкологии.
Аксиома В. И. Вернадского о биосфере.
Биосфера представляет собой глобальную экологическую систему, в которой живое вещество взаимодействует с элементами литосферы, гидросферы, атмосферы и техносферы.
Положение о составе элементов.
В любой экосистеме в определенной мере присутствуют элементы разных геосфер.
Системообразующая роль элементов неравнозначна. В. И. Вернадский ведущую роль отводил живому веществу: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».
Оценивая роль элементов в формировании геосистем, Н. А. Солнцев ранжирует элементы геосистем следующим образом:
Земная кора.
Поверхностные воды.
Метеорологические условия.
Почвенно-растительные комплексы и животный мир.
Исследование геосистем (экосистем) допускает прием, когда сознательно отбрасываются отдельные элементы, роль которых, с точки зрения данной конкретной задачи геоэкологии, несущественна. Это положение отвечает принципу ограничения разнообразия информации Эшби. Его еще называют принципом «бритвы Оккама», который гласит: «Не следует делать посредством большего то, чего можно достичь посредством меньшего».
Принцип симметрии П. Кюри.
Симметрия порождающей среды отражается в симметрии тела, возникающего в этой среде. При взаимодействии природных систем со средой симметрия рассматривается как состояние пространства, характерное для среды, где происходит данное явление.
Принцип симметрии проявляется, например, в узоре растительного покрова, характер которого определяется факторами среды и прежде всего рельефом.
Состав и структура растительного сообщества, как правило, соответствуют экологическим условиям его местообитания. Таким образом, растительное сообщество и среда симметричны.
Наряду с симметрией, П. Кюри придавал важное значение диссимметрии - исчезнувшим элементам собственной симметрии данного природного объекта.
Аксиома В. Б. Сочавы об иерархической структуре биосферы.
Биосфера представляет собой систему, организованную в виде множества подсистем различного уровня.
Принцип иерархической определенности - один из главных в геоэкологии. Следуя этому принципу, необходимо четко определять иерархический уровень, на котором ведется изучение геосистем и разрабатываются модели экологических связей. Переход от одного уровня к другому сопровождается качественным изменением свойств системы.
Аксиома В. С. Преображенского о границах геосистем (экосистем).
Каждая геосистема (экосистема) занимает определенную площадь и объем и отделена от соседних систем естественными , или антропогенными границами.
Л. Г. Берг писал, что охарактеризовать и выделить какой- либо географический ландшафт можно лишь тогда, когда мы установим границы, отделяющие один ландшафт от другого.
Вопросы и задания
1.Сформулируйте основные аксиомы геоэкологии и дайте им краткое обоснование.
2.Приведите примеры применения принципа «бритвы Оккама» в различных жизненных ситуациях.
Биосфера Вернадский
Закон Вернадского
Симметрия как взаимосвязь частей целого
Принцип симметрии
Границы биосферы ее структура и функции
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций