Урок экологии в старших классах «Некоторые направления агроэкологической деятельности человека»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Некоторые направления агроэкологической деятельности человека
Одним из направлений рационального использования агросистем можно назвать мелиорацию
Мелиорация - совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на улучшение природной среды (сельскохозяйственных угодий). В зависимости от того, в какой отрасли хозяйства применяют мелиорацию, можно выделить мелиорацию сельскохозяйственную, строительную, ландшафтную и др.
Сельскохозяйственная мелиорация подразделяется условно на три класса: водную, земельную, климатическую. Водная мелиорация направлена прежде всего на регулирование водного режима, водных ресурсов территории; земельная - на изменение поверхности и свойств почвенной толщи, климатическая - на улучшение погодных условий.
Каждый из рассмотренных классов мелиорации имеет свою внутреннюю структуру. Например, в водной мелиорации выделяют следующие виды: осушение, орошение, обводнение; в земельной - обогащение почв питательными веществами, снижение кислотности или щелочности почв, защита их от смыва, улучшение свойств почв.
В настоящее время считают, что мелиорация - один из важнейших путей повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. Наиболее распространены водные мелиорации - орошение, осушение, обводнение. Под орошением понимается подача воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение ее запасов в почве. Осушение - удаление лишней влаги из корнеобитаемого слоя почвы. Обводнение - обеспечение влагой безводных и маловодных районов путем освоения местных ресурсов воды, а также переброски ее по каналам и трубопроводам с других территорий.
Среди водных мелиораций наиболее широко распространено орошение. Оно обеспечивает не только высокие урожаи, но и их стабильность. Орошение применялось с давних времен в Египте, Месопотамии, Индии, Японии, Китае, Центральной и Южной Америке, в Средней Азии. Площадь орошаемых земель с каждым годом возрастает, за последние 200 лет она увеличилась в 25 раз. Орошение применяется более чем в 100 странах мира. Поливные земли мира, занимая лишь 17% площади пашни, дают в настоящее время 50% всей продукции растениеводства. Наибольшие площади орошаемых земель находятся в Азии, причем 80% их падает на Индию, Китай, Пакистан. В последнее время орошение все шире начинает применяться и во влажных районах мира, прежде всего в США и ряде стран Западной Европы. Несмотря на значительную сумму годовых осадков, растения здесь также нередко испытывают недостаток влаги в отдельные фазы своего развития.
В целом орошение дает большой экономический эффект, повышает биологическую продуктивность земель в несколько раз.
Однако длительное орошение земель без должного учета природных условий, а также неправильно применяемая система орошения нередко приводят к так называемому вторичному засолению почв. В результате полива в условиях жаркого климата с длительным сухим периодом может происходить смешение подаваемой на поля воды с сильно минерализованными грунтовыми водами. В дальнейшем эти воды поднимаются по капиллярам в верхние горизонты почвы, засоляя ее. При испарении влаги на поверхности почв образуется соляная кора. Урожаи на засоленных землях резко сокращаются, а некоторые из них переходят в разряд соляных пустынь. В настоящее время от 40 до 60% поливных земель мира подвержено засолению. Для восстановления их плодородия приходится проводить дорогостоящие и сложные работы по промывке почв и отводу с полей соляных растворов.
Большие площади на земном шаре занимают различного типа переувлажненные земли. Их хозяйственное использование требует проведения осушительных мелиораций. Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий на земном шаре составляет 250 млн. га, в ближайшей перспективе площадь таких земель достигнет 750-800 млн. га.
Вообще сельскохозяйственные угодья на земном шаре составляют немногим более 4 млрд. га (около 30% площади суши).
Из них около 1,5 млрд. га находится под обработкой (пашни, плантации, сады и т. д.) и около 2,8 млрд. га занимают луга и пастбища. В России сельскохозяйственные земли (пашни, сенокосы и пастбища, сады и др.) занимают более 40% ее территории.
Наиболее широкое распространение осушение получило в США, Канаде, Китае, Пакистане, Индии, Великобритании, Венгрии, Польше, Германии. Осушительные мелиорации проводятся также и в России. Осушение избыточно увлажненных земель позволяет значительно повысить их плодородие, однако может привести и к неблагоприятным последствиям. Основным из них является уменьшение водообеспеченности территории, общей ее увлажненности за счет усиления поверхностного стока и понижения уровня фунтовых вод. В свою очередь это влечет за собой обмеление рек, зарастание озер, изменение состава растительности, усиление эрозии почв, сокращение охотничьих, грибных и ягодных угодий и т. д.
Продуктивность сельскохозяйственного производства можно повысить также за счет применения пестицидов - химических средств защиты растений. Пестициды - это ядохимикаты, предназначенные для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков, а также для уничтожения паразитов сельскохозяйственных животных, вредных грызунов и др.
Наиболее известны следующие группы пестицидов:
гербициды (против сорняков);
инсектициды (против насекомых-вредителей);
акарициды (против клещей);
фунгициды (против грибковых заболеваний).
В настоящее время разработаны гербициды нового поколения, которые используются в небольших дозах, а после применения они быстро разлагаются и не загрязняют ни почв, ни продуктов питания.
Поскольку вместе с урожаем с полей уносится большое количество очень важных для почвы элементов: углерод, азот, фосфор, сера, калий и другие, их потеря должна быть компенсирована.
На протяжении многих столетий с этой целью использовались органические удобрения, прежде всего навоз. С развитием химической промышленности появилась возможность использования значительно более дешевых минеральных (неорганических) удобрений. Однако в ряде случаев внесение удобрений в почву производилось в количествах, превышающих физиологические потребности культурных растений (наступало переудобрение). Переудобрение легкорастворимыми минеральными удобрениями и навозной жижей (характерной для крупных животноводческих комплексов) приводит к ухудшению качества продуктов растениеводства (плохой сохранности и вкусу, низкому содержанию витаминов, высокому содержанию нитратов) и загрязнению почвы, воздуха и вод.
Растительная продукция, которая образуется за сезон вегетации на обрабатываемых полях и пастбищах, называется первичной продукцией агроэкосистем.
Это продукция растениеводства. Часть ее непосредственно попадает на наш стол, часть остается на полях неубранной, и лишь приблизительно одна десятая первичной продукции используется в качестве корма для крупного рогатого скота, свиней и домашней птицы, т. е. становится вторичной (животноводческой) продукцией.
Интенсификация сельского хозяйства стала сегодня осуществима благодаря научно-техническому прогрессу и достигается применением широкого спектра минеральных удобрений и пестицидов, использованием высокоэффективной сельскохозяйственной техники, мелиоративными работами, выведением новых сортов растений и пород животных. Из вышеизложенного следует, что увеличение продуктивности сельскохозяйственного производства во многом зависит от качества и количества вложенного в него труда.
Показатель энергетической рентабельности, или энергетической эффективности (ЭЭ), используемый в экономике природопользования, рассчитывается по формуле:
Количество энергии в продукте питания
ЭЭ Затраты энергии на производство этого продукта
Вопросы и задания
1.Что такое мелиорация? Как она применяется в сельском хозяйстве?
2.Что такое пестициды? Для чего они используются?
3.Какую роль играют органические и неорганические (минеральные) удобрения?
4.Что называется первичной и вторичной продукцией агросистем?
5.Что показывает величина энергетической рентабельности? ч
Агроэкосистемы
Мелиорация, машины для лугов и пастбищ
МЕЛИОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций