Технологическая карта урока в 1 классе «Загадочные буквы»

1
0
Материал опубликован 2 December 2020 в группе

Урок 1. В. Данько «Загадочные буквы»
(технологическая карта)

Цели деятельности педагога

Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»; развивать речевые умения, творческие способности, воображение, читательский результат

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые результаты образования




Предметные: умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием

Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам, к урокам литературного чтения

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные: умение прогнозировать содержание раздела по названию.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Роль книги в жизни человека. Правила обращения с книгой. Учебник. Писатель. Автор произведения. Рифма

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах; словари по русскому языку.

Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер

Разработка урока урока

Этап урока

Обучающие
и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

В дорогу взять ты не забудь

«Ключей» надежных связку –

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Слушают стихотворение, рассматривают буквы на доске (познавательные)

Воспринимать
на слух речь педагога, понимать смысл стихотворения (познавательные)

Наблюдение учителя

II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи

Знакомство
с учебником













Изучение правил обращения с книгами.

Показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам:

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?

– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?

– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?

– Прочтите название учебника.

– Почему учебник так назван?




Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

– Почему необходимо беречь книгу?

Подготовленные заранее ученики читают
по ролям стихотворение В. Берестова «Учебник» (коммуникативные, познавательные).

– Учитель у меня
в портфеле…

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

Читают памятку о правилах обращения
с книгой.

Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные).











Осознанно высказываться о значении книг в жизни

Устные ответы на вопросы.











Устные ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6




Знакомство с темой I раздела.











Чтение статьи- разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника

– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

Испокон века книга растит человека.

Дом без книги что изба без окон.

С книгой жить – век не тужить.

Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:

Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?

Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буквы.)

Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

Чему посвящён первый раздел учебника?

Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

Отвечают на вопросы (регулятивные, коммуникативные, познавательные).


Самостоятельно читают раздел.











Слушают статью и отвечают на вопросы

человека (коммуникативные, регулятивные, познавательные).


Осознанно строить речевое высказывание. Понимать смысл загадки.








Понимать на слух речь учителя.

Понимать смысл текста






Устные ответы.











Наблюдения учителя

III. Изучение нового материала

Подготовка
к чтению сти-хотворения
В. Данько «Загадочные буквы».

Проводит беседу по вопросам:

С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.

Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?

Отвечают на вопросы педагога

Отвечать на вопросы учителя.

Строить высказывания, понятные для партнёра

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Чтение целых слов.












Самостоятельное чтение.



Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла – проглотила

от-кро-ем – откроем

вой-дем – войдем

жуж-жит – жужжит

при-ят-ный – приятный

спа-са-ет-ся – спасается

у-серд-но – усердно

от-клик-нет-ся – откликнется

по-гла-дим – погладим

за-вер-тит-ся – завертится

на ско-во-род-ке – на сковородке

Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы

Самостоятельно читают слова.












Самостоятельно читают стихотворение
В. Данько «Загадочные буквы» и выполняют задание

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.











Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Наблюдения учителя.











Наблюдение учителя


Анализ прочитанного произведения.







Чтение стихотворения в паре

Организует диалог с учащимися по вопросам:

Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?

Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Назовите сначала самые «весёлые» буквы.

Назовите буквы «зубастые».

Какие буквы можно назвать «вкусными»?

Придумайте названия остальным буквам.

Просит учащихся прочитать стихотворение вслух


Отвечают на вопросы педагога.








Читают стихотворение: один называет букву, другой читает предложение

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.






Договариваться
в совместной деятельности


Устные ответы








Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Физкультминутка (Приложение 1)

Проводит физкультминутку

Декламируют стихотворение, повторяя
за «аистом» все движения. «Аист» отвечает

Использовать речь для регуляции своих действий

Наблюдения учителя

IV. Закрепление знаний и способов действий

Выборочное чтение.



Игровой момент (загадки)



Развитие речевых и творческих способностей.












Предлагает прочитать строчки из стихотворения:

О самых весёлых буквах.

О злых и страшных буквах.

О «пернатых» буквах и т. д.

Проводит игру «На что похожи буквы?».

Читает загадки (Приложение 3).


Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:

Ц – лягушку проглотила.

Л – тележку покатила.

Нос приятный любит запах.

Кот на мягких ходит лапах.

Организует эвристическую беседу.

Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в
строфу

Читают.





Узнают и называют буквы.


Читают двустишие, находят слова, которые рифмуются.












Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем.


Понимать смысл загадок и делать выводы.

Принимать и сохранять учебную задачу.






Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.









Наблюдения учителя.















Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6










Развитие фонематического слуха

Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:

проглотила – покатила

запах – лапах

зубы – шубы и др.

Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:

Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)

Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

Белка спряталась в дупле.

Крот уснул в своей норе.

Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу:

Ой, – кричат вокруг хозяйки, –

В огород забрались майки.

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли шапки.

Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо печка.

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько норку.

Находят слова по заданию учителя.




Сочиняют своё двустишие о буквах, придумывают и рифмуют слова




Слушают стихи и находят ошибку

Принимать и сохранять учебную задачу.



Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей




Понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов






Устные ответы.






Устные ответы

V. Подведение итогов

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Как называется новый учебник?

С каким разделом учебника мы начали знакомство?

Какое произведение мы читали на уроке?

Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Делать выводы, объяснять значение терминов

Устные ответы.

Оценивание

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6



Кто автор этого произведения?

Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?



учащихся за работу на уроке

VI. Внеурочная деятельность

Придумать
и нарисовать «загадочные
буквы».

Сочинить своё двустишие

Объясняет домашнее задание


Записывают домашнее задание




Приложение 1

Физкультминутка

АИСТ

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Приложение 2

Правила обращения с книгой

Не берите книги грязными руками.

Читайте, сидя за удобным столом.

Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

Не читайте на ходу и при движении транспорта.

Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.

Храните книги на закрытых полках.

Приложение 3

Загадки

Букву на плече носил, Федя ходит руки в боки.

На лугу траву косил! Значит, выучил уроки.

Е. Тарлапан Г. Виеру

Вот ведь горе у старушки: Эта буква широка

На очках сломались дужки! И похожа на жука.

Г. Виеру И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

С. Маршак

Дрожу от страха до сих пор! – Похожа буква на топор!

Вот буква вроде шалаша. И хоть она проста на вид,

Воскликнуло полено, – Расколет непременно.

Не правда ль, буква хороша! Но начинает алфавит.

Е. Тарлапан Е. Тарлапан



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации