Урок биологии в 8-9 классах «Головной мозг — инструмент познания окружающей среды»

3
0
Материал опубликован 24 October 2017 в группе

ТЕМА VII. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Урок с видеоматериалами разработан по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П. и др, для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия

таламусы, гипоталамус, гипофиз, се­тевидное образование мозгового ствола, спайки, мозолистое тело

Изучение нового материала

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Нервная система организма человека состоит из вегетативного отдела, который подразделяется на симпатический и парасимпатический, и соматического, который подразделяется на периферический (нервные рецепторы и нервы) и центральный (головной и спинной мозг).

Головной мозг человека, пожалуй, самое удивительное творение природы. Это материальный субстрат мысли, уникальный инструмент познания окружающей среды, сосрёдоточие духовной деятельности человека. Мозг непрерывно перерабатывает информацию — анализирует и кодирует ее. Он не только сопоставляет информацию, поступающую из окружающего мира, а также идущую от различных органов и систем, но и координирует на ее основании их деятельность.

Рассмотрим строение головного мозга и познакомимся с фун­кциональной деятельностью его отделов как регуляторов жизнен­но важных процессов организма.

Мозговой ствол включает продолговатый мозг1 мост (2), средний мозг (3) и промежуточный мозг (4). В нем собраны многочленные скопления нервных клеток, обладающих разнообраз­ными функциями дыхательного центра. Клетки среднего мозга координируют работу зрительного и слухового центра, а также центров мышечного тонуса. Особая роль отводится сетёвидному образованию мозгового ствола, которое состоит из крупных и мел­ких ядер, соединенных между собой густой сетью нервных волокон. Эта структура мозга выполняет функции «связного» между раз­личными частями центральной нервной системы. Помимо этого, она выполняет роль энергетического центра, непрерывно подзаря­жающего энергией и активизирующего кору головного мозга.

Промежуточный мозг расположен на границе с полушариями большого мозга. В него входят правый и левый таламусы, или зри­тельные бугры , которые являются как бы последней инстан­цией, через которую проходят все чувствительные нервные узлы, направляющиеся в кору больших полушарий. В промежуточном мозге находится и гипоталамус — крохотный участок мозга, кото­рый регулирует функции организма. Это — небольшое образование массой всего 4 г (при массе головного мозга примерно 1 кг 400 г). По размеру гипоталамус с фалангу большого пальца человека. Многочисленные исследования доказали, что гипоталамус участвует в регуляции сердечно-сосудистой системы, функций же­лудочно-кишечного тракта, мочеотделения, регуляции температуры тела, бодрствовании и сна, аппетита й жажды, различного вида” обмена веществ (водного, солевого, углеводного, жирового, белково­го). Регулирует он и функции различных желёз, щитовидной, под­желудочной, половых желез и надпочечников; принимает участие в эмоциональных изменениях человека; Гипоталамус имеет связь прак­тически со всеми отделами мозга, но особенно тесно анатомически и функционально он связан с располагающимся рядом гипофизом.

В организме нет другой железы, которая по многообразию своих функций могла бы сравниться с гипофизом. Гипофиз выделяет гормоны, которые способствуют половому созреванию и нормаль­ной деятельности половых желез. Сзади и сверху к мозговому ство­лу примыкает мозжечок. Он нервными пучками соединяется с продолговатым и спинным мозгом, с ядрами моста, среднего и про­межуточного мозга с большими полушариями. Состоит мозжечок из двух полушарий, которые покрыты складчатой корой толщиной 1—2,5 мм. Мозжечок участвует в организации двигательных актов организма, главным образом, требующих четкой координации й тонкой дифференциации. При поражениях мозжечка координация движений нарушается, человек теряет равновесие.

Большой мозг представлен двумя полушариями: правым и левым, которые разделены глубокой продольной щелью, а со­единены между собой спайками, самая большая из которых — мозолистое тело. По нервным волокнам, образующим эти спай­ки, идет обмен информацией и осуществляется связь полушарий, благодаря чему обеспечивается надежная и точная работа мозга как единого органа. Поверхность полушарий покрыта корой, кото­рая соткана из 15 млрд. нервных клеток — нейронов — и имеет складчатый рельеф толщиной от 1 до 5 мм. Наиболее глубокие извилины коры делят каждое полушарие на доли: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. Нейронами этих зон и осуществляется высший, тон­кий анализ всей информации, поступающей из внешнего мира и внутренней среды организма. На основании результатов анализа принимаются решения, реализуемые через посредство приказов различным органам. Недаром великий физиолог И. П. Павлов на­звал кору «распорядителем и распределителем всей деятельности организма». В толще всех отделов головного мозга располагаются его полости — желудочки, которые вырабатывают спинномозго­вую жидкость (ликвор), постоянно оттекающую в пространство головного и спинного мозга, а затем и в венозную сеть.

Подумайте и ответьте. 1. На какие отделы можно подразделить не­рвную систему человека? 2. Почему головной мозг называют самым удиви­тельным творением природы? 3. Докажите, что гипоталамус является регу­лятором жизненно важных функций организма. 4. Каковы функции гипофи­за? Какие изменения в организме могут произойти при нарушении его фун­кций? 5. Какие изменения в организме произойдут при нарушении функций мозжечка? 6. Докажите, прав ли был И. П. Павлов, назвав кору головного мозга «распорядителем и распределителем всей деятельности организма».

Объясните значение терминов: таламусы, гипоталамус гипофиз, се­тевидное образование мозгового ствола, спайки, мозолистое тело.

Нервная система - головной мозг

 

 

 

Нервная система - спинной мозг

 

 

 

Строение головного мозга.

 
 

 

Головной мозг. Строение и функции"

 

 Локализация функций в коре головного мозга

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.