12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Методические разработки уроков 10-11класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Охарактеризовать все возможные среды обита­ния прокариот на нашей планете.

Обосновать «вездесущность» бактерий и цианей (сине-зеленых) особенностями их строения, физиологических процессов и жизненных циклов.

Сформировать знания учащихся о важной эко­логической роли прокариот.

Основные положения

В биосфере совершается постоянный к ворот активных элементов, переходящих из организма в организм, в неживую природу и снова в организм. Главную роль в этом процессе играют бактерий гниения.

Прокариоты в силу своей способности з строму размножению обладают громадно генетической изменчивостью и приспособляемостью. По способу питания и использованию энергии различают несколько групп бактерий.

Приспособленность каждой группы бактерий к особым условиям: среди (узкая специализация жизнедеятельности) приводит к тому, одни бактерии сменяются другими в одной и той же среде. Например в почве гнилостные бактерии разлагают органические остатки, делая аммиак, который другие бактерии превращают в азотистую, а затем в азотную кислоту. Величайший процесс в биосфере, осуществляемый бактериями, — разложение при гниении всех мертвых теп всех обитателей Земли.

Терминология: спорообразование, бактерии, археобактерии, микоплазмы

Строение бактериальной клетки

Размеры бактериальной клетки обычно составляют от 1 до 15 мкм. Форма клеток очень разнообразна: палочковидные (бациллы), сферические (кокки), спиралевидные (спириллы), в форме запятой (вибрионы). Прокариотическая клетка окружена мембраной обычного строения; снаружи от мембраны формируется клеточная стенка, в состав которой у большинства бактерий входит особое вещество -- муреин. Поверх клеточной стенки многие бактерии выделяют слизистую капсулу, которая служит им для дополнительной защиты клетки. В центральной части клетки расположена одна кольцевая молекула ДНК, не отграниченная от цитоплазмы мембраной.

Зону клетки, в которой расположен генетический материал, называют нуклеоидом. В клетках прокариотов нет мембранных органоидов. Их функции выполняют впячивания клеточной мембраны. Во всех бактериальных клетках присутствуют рибосомы, которые похожи по строению на рибосомы эукариот, но меньше по размеру. Некоторые бактерии имеют жгутики.

3. Размножение бактерий

При благоприятных условиях бактерии размножаются простым делением надвое. Перед делением кольцевая ДНК прикрепляется к клеточной мембране. После редупликации клетка начинает расти в длину (за счет, прежде всего, средней части), и две дочерние кольцевые молекулы ДНК, связанные с мембраной, оказываются в разных ее концах. Деление завершается образованием межклеточной перегородки. Дочерние клетки могут разойтись или остаться связанными, образуя колонии.

При не благоприятных условиях большинство прокариот способно к образованию спор. Спора -- это бактериальная клетка с резко сниженным уровнем обмена веществ, сформировавшая дополнительную внутреннюю защитную оболочку. Спорообразование происходит только в неблагоприятных условиях таких как, например, падение влажности, понижение или повышение температуры, химическое воздействие. При наступлении благоприятных условий споры «прорастают» и дают начало новой бактериальной клетке. Это может произойти даже через сотни и тысячи лет. Споры обладают колоссальной устойчивостью к внешним воздействиям, выдерживают огромные колебания температуры, влажности и давления. В состоянии споры бактерии могут легко распространяться при помощи ветра и другими способами.

4. Способы существования и типы жизни

В зависимости от того, какой источник энергии могут использовать прокариоты, их делят на фототрофофв (источник энергии - свет) и хумотрофов (источник энергии - окислительно-восстановительные реакции).

У прокариот с хемотрофным типом энергетического метаболизма одно и то же соединение служит донором электронов, большая часть которых перемещается в соответствии с термодинамическим градиентом, что приводит к выделению свободной энергии, а меньшая - используется для образования восстановителя, потребляемого в конструктивном метаболизме. Это положение справедливо в отношении прокариот с энергетикой бродильного и дыхательного типов, при использовании в качестве энергетических ресурсов органических и неорганических соединений. У фототрофов использование света в качестве источника энергии требует дополнительного подключения химических соединений, служащих донорами электронов для образования восстановителя. Это связано со спецификой света как энергетического ресурса для живых систем.

Всем способам питания соответствуют реально существующие прокариотные организмы. Однако число видов прокариот, относящихся к группам, характеризующимся разными способами питания, далеко не одинаково. Подавляющее число прокариот сосредоточено в группе с хемоорганогетеротрофным типом питания. Подавляющее большинство бактерий - облигатные хемоорганогетеротрофы, использующие в качестве источника углерода и энергии органические соединения.

Для некоторых представителей группы цианобактерий наряду с фотолитоавтотрофией показана способность к фотолитотрофии или хемоорганогетеротрофии. Ряд хемолитоавтотрофных видов способны существовать за счет использования в качестве источников энергии и углерода органических соединений, т.е.хемоорганогетеротрофно.

Наиболее примитивную и древнюю группу энергетических процессов составляют процессы брожения, когда органическое вещество служит донором и конечным акцептором электронов, а молекулярный кислород в реакциях окислительной природы участия не принимает. Известны молочнокислое, спиртовое, пропионовокислое, маслянокислое и некоторые другие виды брожения, каждое из которых является специфической формой решения "энергетической проблемы" и осуществляется группой прокариот, характеризующихся определенными биосинтетическими способностями.

Известны прокариотные организмы, получающие энергию за счет процессов неглубокого или полного окисления органического субстрата молекулярным кислородом.

5. Влияние болезнетворных бактерий на человека

При влиянии болезнетворных бактерий на человека в самом простом случае болезнетворные микроорганизмы лишь «крадут» питательные вещества хозяина. При этом происходит постепенное истощение макроорганизма; заболевание развивается медленно, почти незаметно. Однако часто бактерия-паразит выделяет токсины, отравляющие организм хозяина и повреждающие его органы и клетки. В некоторых случаях повреждения настолько серьезны, что в течение нескольких дней могут привести к гибели (чума, холера и др.). Воздействуя на иммунную систему хозяина, микроорганизм снижает ее способность сопротивляться возбудителям других инфекций (тогда к основному заболеванию присоединяются дополнительные) либо может провоцировать аутоиммунные реакции. В некоторых случаях токсины бактерий способны вызывать мутагенные эффекты.

6. Экологическая роль прокариотов в биоценозах

Прокариоты являются основной составляющей биоценоза. Прокариоты активно участвуют в движении веществ и энергии по пищевым цепям биоценозов. Многие из них являются редуцентами: разлагают растительные и животные остатки и отходы жизнедеятельности организмов, играют важнейшую роль в почвообразовании. В результате их деятельности образуются углекислый газ, вода, минеральные соли, которые вновь вступают в круговорот веществ. Ряд бактерий (в частности, клубеньковые) способны усваивать атмосферный азот и переводить его в доступные для растений формы. В сельском хозяйстве истощенные поля засевают бобовыми для того, чтобы клубеньковые бактерии, живущие на корнях этих растений, повысили уровень азота в почве и сделали ее более плодородной.

В кишечнике животных обитают бактерии, способствующие перевариванию клетчатки (целлюлозы). Чрезвычайно важна также роль болезнетворных бактерий-паразитов, вызывающих заболевания растений и животных. Наконец, существует особая группа прокариот, с древнейших времен способных к фотосинтезу, -- цианобактерии. В водных биоценозах они, наряду с водорослями, являются важнейшими автотрофами (продуцентами кислорода и органических веществ).

Вывод

. Прокариоты являются основной составляющей биоценоза способствуют образованию неорганических веществ, таких как минеральные соли или образуют азот и углекислый газ. Прокариоты могут жить двумя способами - это паразитический способ, который описан в пункте "Влияние болезнетворных бактерий на человека" и второй самый значимый в биоценозах - это биоценоз, ведь в биоценозе два организма помогают друг другу в обмене веществ тем самым они могут жить совместно, именно биоценоз доказывает значимость прокариотических клеток в биоценозах.

Вопросы для обсуждения

Вопрос 1. В чем заключается значение и эколо­гическая роль прокариот в биоценозах?

Бактерии активно участвуют в движении веществ и энергии по пищевым цепям биоце­нозов. Многие из них являются редуцентами: разлагают растительные и животные остатки и отходы жизнедеятельности организмов, иг­рают важнейшую роль в почвообразовании. В результате их деятельности образуются уг­лекислый газ, вода, минеральные соли, кото­рые вновь вступают в круговорот веществ. Ряд бактерий (в частности, клубеньковые) способ­ны усваивать атмосферный азот и переводить его в доступные для растений формы. В сель­ском хозяйстве истощенные поля засевают бо­бовыми для того, чтобы клубеньковые бакте­рии, живущие на корнях этих растений, по­высили уровень азота в почве и сделали ее более плодородной. В кишечнике животных обитают бактерии, способствующие перевари­ванию клетчатки (целлюлозы). Чрезвычайно важна также роль болезнетворных бактерий-паразитов, вызывающих заболевания рас­тений и животных. Наконец, существует осо­бая группа прокариот, с древнейших времен способных к фотосинтезу, — цианобактерии. В водных биоценозах они, наряду с водорос­лями, являются важнейшими автотрофами (продуцентами кислорода и органических ве­ществ).

Вопрос 2. Каким образом болезнетворные микроорганизмы влияют на состояние макроорга­низма (хозяина)?

В самом простом случае болезнетворные микроорганизмы лишь «крадут» питательные вещества хозяина. При этом происходит по­степенное истощение макроорганизма; заболе­вание развивается медленно, почти незаметно. Однако часто бактерия-паразит выделяет ток­сины, отравляющие организм хозяина и по­вреждающие его органы и клетки. В некото­рых случаях повреждения настолько серьез­ны, что в течение нескольких дней могут привести к гибели (чума, холера и др.). Воз­действуя на иммунную систему хозяина, мик­роорганизм снижает ее способность сопротив­ляться возбудителям других инфекций (тогда к основному заболеванию присоединяются дополнительные) либо может провоцировать аутоиммунные реакции. В некоторых случаях токсины бактерий способны вызывать мута­генные эффекты.

Вопрос 3. Опишите строение бактериальной клетки.

Размеры бактериальной клетки обычно со­ставляют от 1 до 15 мкм. Форма клеток очень разнообразна: палочковидные (бациллы), сфе­рические (кокки), спиралевидные (спириллы), в форме запятой (вибрионы). Прокариотиче­ская клетка окружена мембраной обычного строения; кнаружи от мембраны формируется клеточная стенка, в состав которой у большин­ства бактерий входит особое вещество — муреин. Поверх клеточной стенки многие бактерии выделяют слизистую капсулу, которая служит им для дополнительной защиты клетки. В центральной части клетки расположена од­на кольцевая молекула ДНК, не отграничен­ная от цитоплазмы мембраной. Зону клетки, в которой расположен генетический матери­ал, называют нуклеоидом. В клетках про­кариотов нет мембранных органоидов. Их функции выполняют впячивания клеточной мембраны. Во всех бактериальных клетках присутствуют рибосомы, которые похожи по строению на рибосомы эукариот, но меньше по размеру. Некоторые бактерии имеют жгу­тики.

Вопрос 4. Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются простым делени­ем надвое. Перед делением кольцевая ДНК прикрепляется к клеточной мембране. После редупликации клетка начинает расти в длину (за счет, прежде всего, средней части), и две дочерние кольцевые молекулы ДНК, связан­ные с мембраной, оказываются в разных ее концах. Деление завершается образованием межклеточной перегородки. Дочерние клетки могут разойтись или остаться связанными, об­разуя колонии.

Вопрос 5. В чем сущность процесса спорообра­зования у бактерий?

Большинство прокариот способно к обра­зованию спор. Спора — это бактериальная клетка с резко сниженным уровнем обмена веществ, сформировавшая дополнительную внутреннюю защитную оболочку. Спорообразо­вание происходит в неблагоприятных услови­ях (падение влажности, понижение или повы­шение температуры, химическое воздействие). При наступлении благоприятных условий спо­ры «прорастают» и дают начало новой бакте­риальной клетке. Это может произойти даже через сотни и тысячи лет. Споры обладают ко­лоссальной устойчивостью к внешним воздей­ствиям, выдерживают огромные колебания температуры, влажности и давления. В со­стоянии споры бактерии могут легко распрост­раняться при помощи ветра и другими спосо­бами.

Самостоятельная работа

Из списка различных бактерий выпишите:

А. бактерии—паразиты;

Б. хемосинтезирующие;

В. бактерии—сапрофиты:

серобактерии,

возбудители тифа,

гнилостные бактерии,

молочнокислые,

железобактерии,

азотобактерии,

бактерии чумы,

маслянокислые,

возбудители туберкулёза

возбудители холеры

уксуснокислые.

Вопросы и задания для повторения

Под действием каких организмов происхо­дит полное разложение органического вещест­ва отмерших особей на нашей планете?

Влияние каких экологических факторов мо­жет способствовать уничтожению бактерий?

Почему загрязнение почвы нефтепродукта­ми резко отрицательно скажется на состоянии всего биогеоценоза?

Почему бактерии относятся к группе реду­центов в любом биогеоценозе?

Каким образом болезнетворные бактерии могут влиять на состояние макроорганизма (хозяина)?

В каких случаях в водоемах может наблю­даться массовое размножение синезеленых? К чему это может привести?

Напишите реферат на тему: «Неделя без бакте­рий на Земле».

Значение бактерий в природе и жизни человека

 

 

 


 

Роль бактерий в природе

 

 

 


 

Видео-презентация "Какую роль играют бактерии в природе"

 

 

 


 

Презентация Роль бактерий в пищевой промышленности

 

 


 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.