Сценарий урока биологии в 6 классе «Экологическая роль и значение растений семейства паслёновых в жизни человека»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство пасленовые», гербарии растений семейства пасленовые, модель цветка картофеля, коллекции и муляжи плодов, засушенные листья картофеля и томата, засушенные побеги декоративного физалиса с плодами, комнатные растения семейства пасленовые (перец, паслен), рассада петунии гибридной.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство пасленовые; правильный цветок, формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 49), а также основываясь на личном опыте, выпишите направления использования растений семейства пасленовые в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений. (Данную работу можно оформить в виде таблицы.)
Направление использования растений |
Примеры растений |
Пищевые растения |
Картофель, томат, сладкий перец (паприка), перец пряный (стручковый), баклажан, физалис овощной |
Декоративные растения |
Табак душистый, петуния, физалис декоративный |
Лекарственные растения |
Белена черная, дурман обыкновенный, красавка белладонна |
Ядовитые растения |
Паслен черный, паслен сладко-горький |
Технические культуры |
Табак курительный (вытяжка используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями) |
(На выполнение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту (одной строке) таблицы, учитель приводит дополнительные сведения. На уроке также можно заслушать доклады об интересных представителях семейства пасленовых.)
Дополнительный материал
Характеристика растений
Огромное количество из них известны своими целебными свойствами. Они двудольные. Довольно часто в них можно найти алкалоиды. К пасленовым относятся полукустарники, кустарники, травы, иногда деревья небольшой высоты (обычно на территории тропиков).
Имеются и культурные растения, такие, как томат, картофель, табак, стручковый перец, баклажан, цифомандра. Дурман, белена, красавка, белладонна, скополия — лекарственные и ядовитые. Петуния и прочие относятся к декоративным видам. К наиболее значимым относят мандрагору и паслен сладко-горький (Solanum dulcamara), паслен черный. Ещё можно назвать таких представителей этого семейства, как: Бругмансия, Дереза, Калибрахоа, Никандра, Перец, Соландра, Физалис, Наранхилла.
Садоводами приветствуются душистые растения: цеструмы, брунфельсии, колокольчики иохромы (пурпурные и красные), солянумы (лиловые и белые), фонарики фезалисов, чёрный горько-сладкий мексиканский табак.
В основном эти растения относят к многолетним травам, но среди них можно отыскать и деревья (пусть и небольшие), кустарники, лианы. Лекарственные растения пасленовых находят в субтропиках, тропиках, в умеренной климатической зоне. Но чаще всего эти виды вырастают в Южной и Центральной Америке.
К семейству пасленовых в основном относятся травянистые растения. Для хозяйственных нужд эти виды употребляют в качестве технических, пищевых, лекарственных элементов. Также их используют для украшения внутренних и внешних частей зданий, улиц и прочих мест. В цветниках довольно часто можно встретить красивый душистый табак, который покоряет крупными белыми цветами.
Причём, растение «табак» ядовито во всех своих частях. Так что курение очень плохо влияет на организм человека. Имеются и такие виды табака, которые находят своё применение и в промышленности.Ещё одной выдающейся чертой цветков табака является то, что цветы по ночам распускаются, и тогда ночные бабочки опыляют их. Цветок этого растения обладает венчиком с удлинённой трубочкой. Сам венчик воронковидной формы.
Дурман и белена являются ядовитыми растениями. Их можно встретить в нежилых местах, на территории пустырей, возле зданий.
Белена черная
Белену в основном можно повстречать в северных областях, а дурман любит тепло, поэтому и произрастает в южных регионах. Цветки этих двух растений имеют общие черты. У них удлинённые трубочки и они воронковидные. Плод коробочка.
Дурман и белена могут привести к гибели человека. Однако они применяются и для лечения, если брать лишь крохотные дозы. К примеру, в фармацевтической промышленности листья белены собирают для препаратов с противосудорожными особенностями. Белена произрастает на Канарских островах, в Африке, Евразии, является ядовитым сорняком. Относится к роду одно- и двулетних трав. Для медицинских целей изготавливают экстракт из листьев в качестве болеутоляющего и противоспазматического лекарства.
Мандрагора
Мандрагора включает в себя род из 5-6 видов. Обычно это бесстебельные многолетние большие по размеру травы с заметными листьями. Их встречают на Гималаях, в Передней и Средней Азии, в Средиземноморье. Но при этом у Мандрагоры стеблевой стебель развитый, а Мандрагора тибетская отличается небольшими размерами и ничем не выделяется.
Овощи семейства паслёновых
Перец овощной — это род многолетних трав, полукустарников и кустарников. Существует примерно двадцать видов, которые чаще всего можно увидеть в Южной и Центральной Америке. Кроме вышеназванных пасленовых овощей имеются и не такие востребованные.
Пасленовые представляют собой разнородную группу продуктов, трав, кустарников и деревьев, которые интересовали, ученых, врачей и диетологов на протяжении веков. «Паслен» является обобщенным именем, используемым для описания более чем 2800 видов растений, с очень разными свойствами и составляющими. Все растения, однако, принадлежат к научному порядку, называемому Polemoniales и семейству, под названием Solanaceae. Чтобы дать вам представление о разнообразии этой группы растений, заметим тот факт, что табак, ипомея, картофель и помидоры классифицируются как пасленовые растения.
Фармацевтические пасленовые
Пасленовые на самом деле больше известны как наркотические средства, чем продукты питания. В фармацевтике широко применяются такие паслены, как мандрагор (Mandragora officinum), табак (Nicotiana tabacum) и Белладонна (Atropa belladonna).
Больше всех в фармакологическом смысле заинтересовало ученых группа соединений, называемая алкалоидами. Алкалоиды в пасленовых не только дают основание для зачисления их в наркотики, но и помогают для понимания побочных реакциях, при употреблении их в пищу.
Специи пасленовых
Приправа паприки получается от обычного красного перца (Capsicum annum), а приправа кайенского перца получается от другого пасленового овоща, называемого Capsicum frutenscens. Острые соусы, которые включают острый перец, также относятся к пасленовым продуктам питания. Отметим, что черный перец, который принадлежит к семейству перцевых, не является пасленовым продуктом.
Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА ПАСЛЕНОВЫЕ ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ
Цели: формировать умения распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений семейства пасленовые (табак душистый, дурман вонючий, петуния гибридная, белена черная, паслен черный, томат, картофель), школьный определитель высших растений, определительные карточки, лупы.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарий растения семейства пасленовые.
Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.
Следуя инструкции, по определительной карточке выясните, что это за растение.
С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.
Творческие задания.
Узнать, где родина картофеля, как это растение попало в Европу, как его начали культивировать. Какая историческая личность способствовала распространению этого овоща в России? Как это происходило?
Составить карту, на которой обозначить центры происхождения культурных растений семейства пасленовые, а также культурных растений других семейств. Информацию о родине этих растений можно найти в дополнительной литературе.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Подумать, почему большинство лекарственных растений являются ядовитыми.
Подумать, почему мороженый картофель сладкий на вкус. Для ответа на этот вопрос нужно провести опыт. На свежий срез картофеля капнуть водным раствором йода. Картофель посинеет, что будет являться свидетельством наличия в нем крахмала. Капнуть раствором йода на свежий срез сильно промороженного и оттаявшего картофеля. Посинеет ли картофель? Почему? В какие вещества превратился крахмал под действием низких температур?
Пасленовые! Помидоры, картофель, баклажаны, болгарский перец…
Пасленовые
Интересные сведения о растениях разл. семейств.Пасленовые.AVI
Это нужно знать! ВРЕД ПАСЛЁНОВЫХ
ФИЗАЛИС (PHYSALIS) сем. Пасленовые
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций