Сценарий урока биологии в 6 классе «Экологическая роль и значение в жизни человека растений семейства Сложноцветных»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства сложноцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблицы «Семейство сложноцветные», гербарии растений семейства сложноцветные, модель цветка, коллекции и муляжи плодов, засушенные язычковые и трубчатые цветки (например, подсолнечника), живые экземпляры герберы, кустистой хризантемы.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство сложноцветные; соцветие корзинка, лож соцветия, обертка, язычковые цветки, ложноязычковые цветки, трубчатые цветки, воронковидные цветки; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.
К семейству сложноцветные относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях деятельности.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 51), а также основываясь на личном опыте, выпишите направления использования растений семейства сложноцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений.
(Данную работу можно оформить в виде таблицы.)
Направление использования растений |
Примеры растений |
Пищевые растения |
Топинамбур (земляная груша), подсолнечник, салат-латук, эстрагон (пряность) |
Кормовые культуры |
Подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик |
Масличные культуры |
Подсолнечник |
Декоративные растения |
Василек, маргаритка, астры, георгины, герберы, бархатцы, цинния |
Лекарственные растения |
Полынь горькая, ромашка аптечная, мать- и-мачеха, сушеница болотная, череда трехраздельная, тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, арника, календула, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная |
Растения-медоносы |
Подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха |
Дополнительная информация
Пищевое значение
Использование растений данного семейства в кулинарии популярно издавна, наиболее известный пример – это подсолнечник масличный. Его родина - Северная Америка. Он успешно акклиматизировался в наших краях, теперь подсолнечник выращивается в промышленных масштабах. Самый главный продукт из него – это, конечно же, подсолнечное масло. Но помимо этого получают семечки, саломас (твердый жир, использующийся для приготовления маргарина и мыла), отходы производства используются в качестве корма для животных. Еще один яркий и съедобный, но, к сожалению, у нас не произрастающий представитель семейства – артишок (на фото). Традиционно его считают овощем, но фактически это нераскрывшийся бутон. Как самостоятельное блюдо или гарнир он широко распространен в Средиземноморских странах и в Америке. Славится вкусовыми качествами топинамбур, возделываемый не только как пищевое, но и как техническое и кормовое растение.
Декоративное значение
Своими декоративными и красивоцветущими видами семейство астровые (фото) славится давно. Селекционерами выведено неисчисляемое количество сортов садовых цветов. Всем знакомы популярные в цветочных магазинах хризантемы и герберы. Хотя бы раз все, у кого есть клумбы, выращивали астры или маргаритки, циннии и бархатцы, георгины и агератумы. Из лекарственных растений наиболее популярны и полезны: ромашка аптечная, тысячелистник арника, череда, расторопша, полынь, пижма, календула и многие другие. Их целебное воздействие на организм проверено и доказано, отвары или настои этих трав являются ценнейшими гомеопатическими средствами.
Кормовые и технические культуры
Подсолнечник является ценной хозяйственной культурой. Это однолетнее растение, обладающее огромным соцветием-корзинкой, снизу покрытым листочками обертки. Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю — ярко-желтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.
Плод подсолнечника — семянка с плотным околоплодником.
Подсолнечник был завезен в Европу из Мексики в XVI веке. Хозяйственная его ценность была обнаружена намного позже. Семена подсолнечника содержат много масел (как и семена большинства сложноцветных), которые идут в пищу, корм скоту, на изготовление лаков и даже мыла.
Лекарственные растения
К этому семейству принадлежат лекарственные растения: цитварная полынь, мать-и-мачеха, арника, ноготки, девясил, лопух, одуванчик, пижма, сушеница, череда, тысячелистник, ромашка, горькая полынь, астра дикая. Но наиболее известна из этого семейства эхинацея. Это уникальный природный иммуностимулятор, поэтому настойка эхинацеи применяется медиками все шире и шире, как в народной, так и в традиционной медицине. Последнее подсемейство характеризуется наличием в стебле, листьях и корнях млечных сосудов, содержащих млечный сок, часто богатый каучуком и различными смолами. Всего сложноцветных насчитывается от 20 до 25 тысяч видов, распространённых везде. Многие виды встречаются повсеместно, во всех климатических поясах.
АРКТОТИС (ARCTOTIS) сем. Сложноцветные
Семейство Сложноцветные.AVI
Семейство Сложноцветные . Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017. Биология .
Двудольные, семейство Астровые
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций