12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
2

Уроки 51. Экологическая роль и значение в жизни человека растений семейства Сложноцветных

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; познакомить с отличительными при­знаками растений семейства сложноцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с на­туральными объектами, умения распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблицы «Семейство сложноцвет­ные», гербарии растений семейства сложноцветные, модель цвет­ка, коллекции и муляжи плодов, засушенные язычковые и труб­чатые цветки (например, подсолнечника), живые экземпляры герберы, кустистой хризантемы.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство сложноцветные; соцветие корзинка, лож соцветия, обертка, язычковые цветки, ложноязычковые цвет­ки, трубчатые цветки, воронковидные цветки; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.

К се­мейству сложноцветные относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях дея­тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 51), а также основываясь на личном опыте, выпишите направления использования ра­стений семейства сложноцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы.)

 

Направление использо­вания растений

Примеры растений

Пищевые растения

Топинамбур (земляная груша), подсолнечник, салат-латук, эстрагон (пряность)

Кормовые культуры

Подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик

Масличные культуры

Подсолнечник

Декоративные

растения

Василек, маргаритка, астры, георгины, гербе­ры, бархатцы, цинния

Лекарственные

растения

Полынь горькая, ромашка аптечная, мать- и-мачеха, сушеница болотная, череда трех­раздельная, тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, арника, календула, цикорий обыкновенный, пижма обыкновен­ная

Растения-медоносы

Подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха

Дополнительная информация

Пищевое значение

Использование растений данного семейства в кулинарии популярно издавна, наиболее известный пример – это подсолнечник масличный. Его родина - Северная Америка. Он успешно акклиматизировался в наших краях, теперь подсолнечник выращивается в промышленных масштабах. Самый главный продукт из него – это, конечно же, подсолнечное масло. Но помимо этого получают семечки, саломас (твердый жир, использующийся для приготовления маргарина и мыла), отходы производства используются в качестве корма для животных. Еще один яркий и съедобный, но, к сожалению, у нас не произрастающий представитель семейства – артишок (на фото). Традиционно его считают овощем, но фактически это нераскрывшийся бутон. Как самостоятельное блюдо или гарнир он широко распространен в Средиземноморских странах и в Америке. Славится вкусовыми качествами топинамбур, возделываемый не только как пищевое, но и как техническое и кормовое растение.

Декоративное значение

Своими декоративными и красивоцветущими видами семейство астровые (фото) славится давно. Селекционерами выведено неисчисляемое количество сортов садовых цветов. Всем знакомы популярные в цветочных магазинах хризантемы и герберы. Хотя бы раз все, у кого есть клумбы, выращивали астры или маргаритки, циннии и бархатцы, георгины и агератумы. Из лекарственных растений наиболее популярны и полезны: ромашка аптечная, тысячелистник арника, череда, расторопша, полынь, пижма, календула и многие другие. Их целебное воздействие на организм проверено и доказано, отвары или настои этих трав являются ценнейшими гомеопатическими средствами.

Кормовые и технические культуры

 

Подсолнечник является ценной хозяйственной культурой. Это однолетнее растение, обладающее огромным соцветием-корзинкой, снизу покрытым листочками обертки. Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю — ярко-желтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.

Плод подсолнечника — семянка с плотным околоплодником.

Подсолнечник был завезен в Европу из Мексики в XVI веке. Хозяйственная его ценность была обнаружена намного позже. Семена подсолнечника содержат много масел (как и семена большинства сложноцветных), которые идут в пищу, корм скоту, на изготовление лаков и даже мыла.

Лекарственные растения


 

К этому семейству принадлежат лекарственные растения: цитварная полынь, мать-и-мачеха, арника, ноготки, девясил, лопух, одуванчик, пижма, сушеница, череда, тысячелистник, ромашка, горькая полынь, астра дикая. Но наиболее известна из этого семейства эхинацея. Это уникальный природный иммуностимулятор, поэтому настойка эхинацеи применяется медиками все шире и шире, как в народной, так и в традиционной медицине. Последнее подсемейство характеризуется наличием в стебле, листьях и корнях млечных сосудов, содержащих млечный сок, часто богатый каучуком и различными смолами. Всего сложноцветных насчитывается от 20 до 25 тысяч видов, распространённых везде. Многие виды встречаются повсеместно, во всех климатических поясах.

АРКТОТИС (ARCTOTIS) сем. Сложноцветные

 

 

 

 

Семейство Сложноцветные.AVI

 

 

 

 

Семейство Сложноцветные . Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017. Биология .

 

 

 

 

Двудольные, семейство Астровые

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Источник: http://ruspromedic.ru/lekarstva-i-preparaty/lekarstvennye-rastenija-2/8996-lekarstvennye-rastenija-semejstva-slozhnocvetnyh.html

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.