Урок экологии на тему «Обобщение и систематизация знаний по главе "Геоэкология"» (10–11 классы)

1
0
Материал опубликован 1 February 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Обобщение и систематизация знаний по главе «Геоэкология»

1.Что изучает геоэкология?

2.Какие исследовательские задачи ставит перед собой наука гео­экология?

3.Дайте определение некоторых основных понятий: географиче­ская оболочка, ландшафтная среда, ландшафт, природная среда, фация, урочище.

4.В чем заключается сущность геосистемной концепции В. Б. Сочавы?

5.Назовите основные свойства геосистем, дайте их краткую ха­рактеристику.

6.В чем принципиальное отличие геосистемы от экосистемы?

7.Дайте объяснение основным аксиомам геоэкологии.

8.Опишите различные классификации ландшафтов (В. П. Семенов-Тян-Шанский и др.).

9.Объясните классификацию ландшафтов по направленности антропогенного изменения.

10.Что такое природные ресурсы? Их классификация, примеры. //. Назовите основные закономерности развития глобальной гео­системы - географической оболочки.

11.В чем сущность явления зональности, установленного В. В. До­кучаевым?

12. В чем сущность явления полярной асимметрии?

13. Что называется геотехнической системой? Приведите приме­ры ГТС.

14. Согласны ли вы с советами «о расположении поля, которое предназначено для нивы», указанными в «Домострое» - энцикло­педии традиций русского хозяйствования середины XVI в., в эпо­ху Ивана Грозного?

«...Если хочешь иметь плодородную ниву, откажись от плоского поля, с которого вода не стекает, а напротив, стоит; но не должно оно быть и на слишком крутом склоне, чтобы стекало все, не оставляя воды; не должно оно быть в низине (на ней ос­тается вода) и на холмах (чтобы лишние ветры и жары ему не вредили). Между этими крайностями есть середина полезная, ее и следует предпочесть: поле должно быть просторным и с не­большим наклоном или холмистое - с пологими вниз сторонами, чтобы не застаивался воздух, не заводилась затхлость... Захо­чешь выбрать ниву в стране холодной - пологий скат ее должен быть против солнца иль с юга... В странах же очень жарких лучше выбрать ниву такую; что лежит на запад или к северу, то есть пологой частью в тени, чтобы уберечь от палящего солнца».

15. Попытайтесь опознать на космических снимках, выданных вам на уроке, знакомые окрестные территории и природные объ­екты: реки, озера, леса и др.

16.В чем заключается концепция ресурсных циклов И. В. Комара?

Тестовый контроль

1.Основные запасы леса в Европейской экономической зоне России сосредоточены

в Центральном Нечерноземье

в Поволжье

на Европейском Севере

на Северном Кавказе

нет правильного ответа

2.Процесс, включающий освоение естественных богатств и ком­понентов ландшафтов, преобразование и охрану природных ком­плексов и их частей, называется:

1.природопользованием 2. освоением ресурсов

3.промышленным потенциалом

4.преобразующей деятельностью

5.нет правильного ответа

3.Термин «географическая оболочка» был предложен ученым:

1. А. Григорьевым 2. Н. Реймерсом 3. А. Яблоковым

4.В. Жекулиным 5. С. Лавровым

4.Ландшафт - это:

комплекс геооболочок Земли

конкретный участок земной поверхности, ограниченный природными рубежами

наименьшая фитоценологическая единица растительного сообщества, в которой преобладает какой-то вид

4.система фаций с однородными условиями среды

5.нет правильного ответа

5.В рамках геосистемной концепции, что является средой для геосистемы «урочище»?

1. фация 2. ландшафт 3. округ

4.Галактика 5. географическая оболочка

6.Какое свойство не характерно для геосистемы?

1. устойчивость 2. саморегулирование

3. пластичность 4. биоцентризм 5. нет правильного ответа

7.Какой компонент не является элементом геосистемы по клас­сификации Н. А. Солнцева:

1. земная кора 2. поверхностные воды

3.почвенно-растительные комплексы и животный мир

4.атмосфера 5. нет правильного ответа

8.Автор одной из первых классификаций ландшафтов:

1.В. П. Семенов-Тян-Шйнский 2. В. Б. Сочава

3.В. С. Преображенский 4. В. В. Мазинг 5. В. В. Докучаев

9.Основоположник учения о природной зональности:

1.В. В. Докучаев 2. В. Б. Сочава 3. М. М. Будыко

4.С. В. Калесник 5. В. С. Преображенский

10.Какой из пунктов не является компонентом концепции ре­сурсных циклов И. В. Комара?

энергоресурсы

человеческие ресурсы

металлорудные ресурсы


Презентация. Природные комплексы. Географическая зональность
PPT / 375.39 Кб


Презентация. Природные комплексы суши и океана
PPT / 2.55 Мб


Природный комплекс
PPT / 1.09 Мб


Природная зональность
PPT / 3.71 Мб

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/

https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации