Урок экологии «Изучение экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные факторы воздействия окружающей среды на здоровье человека и соответствующие показатели.
Обнаружение соединений тяжелых металлов (меди, железа, свинца) в почвах и водоемах
В качестве модельных загрязнений воды используют 5%-ные растворы сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа, ацетата свинца. В качестве модельных загрязнений почвы используют вытяжки из соответствующих модельных образцов почвы либо работают с водными растворами
Учащиеся должны записать уравнения реакций обнаружения соединений тяжелых металлов. Обнаружение проводится следующим образом.
В пробирку наливается 3-4 мл раствора ацетата свинца, добавляется 1 мл раствора хлорида натрия. Выпадает белый осадок.
В пробирку наливается 3-4 мл раствора ацетата свинца, добавляется 1 мл раствора иодида калия. Выпадает желтый осадок.
В пробирку наливается 3-4 мл раствора ацетата свинца, добавляется 1 мл раствора хромата калия. Выпадает желтый осадок.
Изучение экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами
Большинство химических элементов входит в состав живых организмов, в том числе и организма человека.
Избыток или недостаток тех или иных элементов в организме приводит к заболеванию, а попадание в живой организм соединений некоторых элементов нередко приводит к тяжелым последствиям. Особое место в этой связи занимают соединения, содержащие тяжелые металлы.
Свинец и его влияние на живые организмы. Соединения свинца являются загрязнителями воздуха и почвы, куда они попадают преимущественно с выбросами некоторых промышленных предприятий. Пыль, содержащая соединения свинца, оседает на растения и вызывает у них замедление процесса фотосинтеза. Ионы свинца вызывают потерю клетками растений тургора, в результате чего листья становятся дряблыми. Загрязнение свинцом объектов окружающей среды приводит к существенному снижению качества сельскохозяйственной продукции.
Медь и здоровье человека. Содержание меди в виде различных соединений в человеческом организме составляет около 1 мг на 1 кг веса. Медь для человека является микроэлементом. Недостаток меди приводит к ухудшению состояния кровеносных сосудов, заболеванию костной системы, возникновению опухолей; избыток же меди в различных тканях приводит к тяжелым кожным заболеваниям: красной волчанке, артриту и др.
Железо и здоровье человека. В организме человека весом 70 кг примерно 3,5 г железа в виде различных соединений. Основная масса железа находится в эритроцитах крови. Именно железо помогает захватывать кислород и отдавать его там, где он необходим. При недостатке железа наступает малокровие (анемия).
Для обнаружения соединений свинца, меди, железа в окружающей среде существуют качественные реакции на их ионы. Полуколичественные определения выполняются с помощью тест-систем и тест-комплектов.
Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами
Риск отравления тяжелыми металлами
Тяжелые металлы и радионуклиды в нашем организме
КАК ВЫВЕСТИ ИЗ ОРГАНИЗМА ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ
Урок №55. Методика обнаружение ионов тяжелых металлов
https://урок.рф/library/urok_55_tema_obnaruzhenie_tyazhelih_metallov_v_p_084228.html
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
https://ppt4web.ru/ehkologija/vlijanie-zagrjaznenija-na-zhivye-organizmy.html