Урок экологии в старших классах «Современные подходы к созданию малоотходных энерго- и ресурсосберегающих технологий»

1
0
Материал опубликован 6 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Современные подходы к созданию малоотходных энерго- и ресурсосберегающих технологий

В настоящее время научные интересы ученых и технологов направлены на разработку малоотходных и ресурсосберегающих технологий (в задачи которых входит создание производства с минимальным количеством отходов, вредные воздействия кото­рых не превышают допустимой санитарно-гигиенической нормы), а также на экономное использование природных ресурсов. С этой точки зрения безотходные технологии, идея которых была сфор­мулирована академиками Н. Н. Семеновым, И. В. Петряновым- Соколовым и Б. Н. Ласкориным, являются идеальной моделью, на которую должно ориентироваться современное производство. Очевидно, что степень приближения производства к безотходно­му определяется эффективностью использования в технологиче­ских процессах сырья и материалов. Единого критерия оценки безотходности производства пока нет.

Например, в химической промышленности используется коэффициент безотходности (Кб), определяемый по формуле:

Кб = Г х Км х Кэ х Ка т,

где Г эмпирический коэффициент пропорциональности;

Км, Кэ - коэффициенты полноты использования материаль­ных и энергетических ресурсов;

Кэ т - коэффициент соответствия предприятия экологическим требованиям.

В идеале (для безотходного производства) коэффициент безот­ходности должен быть равен 100%, для малоотходного производства коэффициент безотходности ориентировочно равен 75-90%.

Экологизация производства - сложный и длительный про­цесс. Его первый этап предусматривает усовершенствование тех­нологии, что должно привести к экономии природных ресурсов, сокращению вредных выбросов, развитию и модернизации очист­ных сооружений, минимизации отходов.

Рассмотрим основные принципы создания малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Комплексная переработка сырья.

Большие сложности возникают при решении вопроса ком­плексной переработки руд цветных металлов. Оценивая пути вне­дрения малоотходной технологии в цветную металлургию, следует иметь в виду, что объемы ее твердых отходов, приходящиеся на единицу готовой продукции, в десятки и даже сотни раз выше, чем в черной металлургии, и в тысячи раз больше, чем в других отраслях. Они чрезвычайно токсичны и трудно утилизируемы. С другой стороны, сложность организации малоотходной техноло­гии в цветной металлургии заключается в том, что почти каждое ее предприятие требует собственной технологии. Даже получение одного металла может быть связано с различными технологиями; например, медь получают из медных, медно-цинковых, свинцово- медно-молибденовых руд, и каждое исходное сырье требует своей технологии.

Сокращение энергетических затрат.

В промышленности энергозатраты резко снижаются при ис­пользовании каталитических процессов, которым в создании но­вых технологий, бесспорно, принадлежит одно из ведущих мест. С точки зрения комплексного использования энергетических ре­сурсов, особый интерес представляет разработка сопряженных каталитических процессов, когда энергия, выделяемая в одном технологическом процессе, используется для стимулирования дру­гого. Еще большего эффекта можно ожидать от микробиометал­лургии - извлечения металлов из руд с помощью некоторых мик­роорганизмов.

В отдельных странах осуществляется многотоннажное мик­робиологическое извлечение меди с помощью хемолитотрофных (буквально «поедающих скалы») микроорганизмов. Масштабы такого самого молодого металлургического процесса весьма вну­шительны: в США более 10% общей добычи меди осуществляют с помощью микроорганизмов. Энергозатраты в этом случае ми­нимальны.

Даже самая глубокая очистка сточных вод, связанная с боль­шими затратами средств, материалов и человеческого труда, не гарантирует полного восстановления качества воды, а потребно­сти в воде в большинстве производств возрастают. Например, на изготовление 1 т синтетического волокна расходуется 2500-5000 м3 воды, 1 т пластмассы -500-1000 м", 1 т бумаги - 400-800 м\ 1 т стали и чугуна - 160-200 м3.. Поэтому перевод предприятий на бессточный режим обеспечивает сохранность окружающей среды.

В случае замкнутых водооборотных циклов отработанные технологические воды не отводятся в поверхностные и подземные водоемы, а после частичной, очистки возвращаются в производст­венный цикл. Такая очистка не предполагает достижения сани­тарно-гигиенических норм (ПДК) и поэтому достигается сущест­венно меньшими усилиями; сброс промышленных вод минима­лен, а в идеале может быть сведен к нулю, что обеспечивает со­хранность природных объектов окружающей среды, и в первую очередь гидросферы.

В настоящее время достаточно широко используются и газо­оборотные технологии.

Внедрение новых технологических процессов получения

традиционных материалов.

Новые технологии, исключающие или значительно сокращаю­щие стадии, которые связаны с образованием наибольшего количе­ства отходов, обеспечивают переход производства на малоотход­ный режим. Например, выплавка стали в электропечах позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

Внедрение технологических процессов переработки отходов.

В производственном процессе компоненты сырья последова­тельно перерабатываются в полезный продукт, а образующиеся отходы переходят в разряд вторичных ресурсов, которые в боль­шинстве случаев на других производствах могли бы превратиться в другой полезный продукт. В связи с этим большое значение приобретает межотраслевое кооперирование, позволяющее организовать малоотходную технологию не на одном конкретном предприятии, а в рамках определенного региона.

Рациональное размещение промышленных предприятий.

Кооперирование различных производств с целью комплексной переработки сырья и утилизации отходов способствует созданию малоотходного производства. Например, при условии радиационной безопасности ядерную энергетику целесообразно совмещать с раз­личными технологическими процессами, использующими вторичные энергетические ресурсы, - получением аммиака, метанола, стали, цемента и других энергоемких продуктов. Таким образом, мы подхо­дим к реализации идеи малоотходной технологии не в рамках одного отдельного предприятия, а всего территориально-производственного комплекса (ТПК). Эти комплексы как основная хозяйственная еди­ница позволяют с наибольшей эффективностью использовать сырье­вые ресурсы, снижать экономические затраты, организовывать про­изводство таким образом, чтобы отходы одного предприятия находи­ли применение для другого, т. е. создавать условия организации ма­лоотходной технологии всего ТПК.

При формировании ТПК следует учитывать возможность воз­никновения синергетического эффекта, т. е. увеличения степени вредности вследствие взаимодействия веществ, производимых раз­личными производствами. Так, например, совместное размещение нефтеперерабатывающих заводов и предприятий по производству азотных удобрений вследствие фотохимического взаимодействия выбросов этих производств приводит к образованию сильнодейст­вующих токсичных веществ. В связи с этим раздельное размеще­ние этих предприятий экологически более целесообразно.

Вопросы и задания

1.В чем заключается смысл безотходной технологии по­лучения готового продукта?

2.Что характеризует коэффициент безотходности?

3.Перечислите основные принципы создания малоотход­ных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Экологизация сельского хозяйства

 

 

 

Завод по производству Экопоселений

 

 

 

Прогрессивные методы обогащения и комплексной переработки минерального сырья

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.