Урок 3 на тему «Речевое общение как социальное явление» (10 класс)
Урок 3. Речевое общение как социальное явление
Цели урока: углубить представление о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, формировать умение способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; совершенствовать навыки работы с научным текстом; попутное повторение: правописание словарных слов, сложных слов, Н и НН в разных частях речи.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Проверка д/з (отвечаю на вопросы, проверяю выборочно по окончании урока).
Филология первоначально толковала, объясняла литературный текст, то есть произведения словесности. Затем задача эта расширялась и усложнилась: предметом филологии стало изучение сущности духовной культуры народа с помощью языкового и литературоведческого анализа письменных тестов. Постепенно произошло неизбежное расчленение некогда единой науки, но понятие филологии все же сохранилось как понятие совокупности содружества гуманитарных наук, которым, по выражению известного современного филолога С. С. Аверинцева, «принадлежит весь человеческий мир, но мир организованный вокруг текста и увиденный через текст».
Словарно-орфографическая работа
Речевое общение, цели коммуникации, целенаправленный процесс, профессиональный рост, непосредственный собеседник.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | Какой общей темой объединены записанные словосочетания? Что вы знаете о речевом общении? | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний
Работа с учебником: просмотровое чтение, составление тезисного плана с. 19-21)
-Бегло просмотрите тест и определите новую для вас информацию.
-Внимательно прочитайте текст, разделите на микротемы и сотавьте тезисный план.
Взаимопроверка: что удалось/не удалось при составлении тезисного плана.
Речевое общение – это активный процесс взаимодействия личностей и групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Без общения нет ни человека, ни человечества.
Изучением речевого общения занимаются философия, социология, культурология, психология, лингвистика.
Речевая деятельность: чтение, письмо, говорение, аудирование. Главная цель речевой коммуникации -обмен информацией, прежде всего передача и восприятие смысла.
В ходе речевого общения используют как вербальные (слова), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Невербальные средства могут дублировать, замещать и усиливать речевое общение.
4. Проверка понимания: упр. 16 (1,2)
(Осложненное списывание с последующей проверкой орфографии пунктуации и их графическим объяснением).
Сайтом называется виртуальное место в Сети, где располагаются тесты, объединенные по тематике, либо по предназначению. Если сравнить с бумажными формами систематизации текстов, то понятие сайта, пожалуй, наиболее близко понятию журнала или информационного бюллетеня.
Что же такое портал? Это слово ассоциируется с портьерой, портье. Все они между собой связаны. В Интернете портал — это весомая по объёму часть сетевого пространства, в котором размещено большое количество связанных текстов справочно-информационного характера.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Упр. 20, зад. 1 (устно), 2 (письменно).
Использованная литература
1. Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007, 240 с.
2. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;
3. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.
Горбачёва Марина Юрьевна