Урок экологии «Глобальные антропогенные кризисы Земли»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Глобальные антропогенные кризисы Земли.
Сегодня в повседневной жизни мы часто используем термины «экологические проблемы» и «экологический кризис». Попытаемся определить их смысл.
Экологическая проблема - это противоречие, возникающее при нарушении равновесия в системе «живая система <-» окружающая среда».
Экологические проблемы могут быть глобальными (воздействие оказывается на всю биосферу планеты), региональными (конкретный регион) и локальными (определенная территория, местность). В данной главе мы уделим внимание экологическим проблемам, имеющим глобальный характер.
Наукой установлено, что количества веществ, образующихся в результате биологического синтеза и разлагающихся в биосфере, совпадают, образуя сложную систему замкнутых биогеохими- ческих циклов. Нарушение этой цикличности (нарушение действия закона Ле Шателье - Брауна) и проявляется в истории биосферы в виде экологических кризисов.
Экологическим кризисом (от греч кш15 — поворотный пункт, исход) называется ситуация, возникающая в экосистемах (например, в биосфере) в результате нарушения экологического равновесия под воздействием стихийных природных явлений (наводнений, извержений вулканов, засухи, похолоданий, землетрясений и т. п.) или в результате воздействия антропогенных факторов (загрязнение окружающей среды, разрушение естественных экосистем, вырубка лесов и др.). В последнем случае, т. е. когда виновником экологического кризиса является хозяйственная деятельность человека, говорят об антропогенном экологическом кризисе.
Антропогенные экологические кризисы Земли (по Н. Ф. Реймерсу с изменениями)
В истории человечества выделяют три антропогенных экологических кризиса:
Первый антропогенный экологический кризис («кризис консументов») связан с массовым уничтожением (перепромыслом) крупных животных. Полагают, что он мог произойти 1050 тыс. лет назад.
Американский геолог Пол' Мартин считает, что значительное число крупных млекопитающих ледникового и межледникового периодов в Северной Америке и Евразии, таких, как мастодонт и мамонт, некоторые виды верблюдов и лошадей, гигантские ленивцы и др., исчезли не в результате воздействия неблагоприятных климатических условий, как полагают некоторые ученые, а были истреблены ордами бродячих охотников ледникового периода, уже применявших мётательное оружие. Эту точку зрения поддерживает и геофизик М. И. Будыко.
Второй антропогенный экологический кризис («кризис продуцентов») произошел 150-350 лет назад и был связан с бурным развитием производительных сил общества, вызвавших широкое применение природных минеральных ресурсов, промышленную, а затем и научно-техническую революцию.
Третий (современный) антропогенный экологический кризис обусловлен недопустимо высоким уровнем глобального загрязнения окружающей среды. Редуценты не успевают очищать биосферу от антропогенных продуктов или потенциально не способны это сделать в силу неприродного характера выбрасываемых синтетических веществ, поэтому этот кризис часто называют «кризисом редуцентов».
Современный экологический кризис можно определить как неразрешимое в настоящее время противоречие между утвердившейся в истории цивилизации практикой хищнического отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать естественные биогеохимические циклы самовосстановления. Если последние совершаются со скоростью в сотни и тысячи лет, то техногенные процессы имеют скорость на порядок (примерно в 10 раз) выше.
Вопросы, связанные с глобальным экологическим кризисом, впервые обсуждались на Международной конференции по проблемам окружающей среды в 1972 г. в Стокгольме. Примечательно, что в этом же году вышла первая книга по глобальному моделированию последствий развития биосферы «Пределы роста» (авторы: Д. X. Медоуз, Д. Л.'Медоуз, Й. Рандерс, Ш. У. Беренс).
Вопросы и задания
1.Что называется экологической проблемой, экологическим кризисом?
2.Дайте краткую характеристику основным антропогенным экологическим кризисам.
3.В чем состоят особенности современного глобального экологического кризиса?
Глобальная экологическая катастрофа. Как решить экологические проблемы планеты. Виталий Сундаков
Алексей Яблоков. Лекция 1. «О глобальных экологических проблемах»
Экология мира
«Пределы роста» Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген Рандерс
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций