Урок биологии в 8-9 классе Развитие плода и рождение ребёнка
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Развитие плода и рождение ребёнка
РАЗВИТИЕ ПЛОДА
После оплодотворения яйцеклетки наступает ее дробление, и через восемь дней оплодотворенное яйцо подходит к матке. В это время слизистая оболочка матки набухает и утолщается почти в четыре раза, происходит расслоение слизистой оболочки на-два слоя: компактный и более глубокий .губчатый слой, в котором и укрепляется развивающееся яйцо. Питание яйца на самых ранних стадиях происходит за счет окружающей жидкости. Органом, через который осуществляется питание и дыхание плода, является плацента. Кровь приносится к ней от плода по пупочной артерии и возвращается по пупочной вене. Средняя продолжительность беременности — 280 дней или 40 недель. За это время плод готовится к Самостоятельной жизни. Он активен, часто меняет свое положение: в матке, а на восьмом месяце обычно располагается головой вниз, навстречу выходу из матки, спиной в левую сторону. Это правильное, так называемое головное положение, но бывает так, что плод располагается поперёк матки или головой вверх. Такое неправильное положение плода называют ягодичным положением. В этом случае матери необходимо обратиться к врачу, так как в некоторых случаях удается изменить его положение и тем самым облегчить будущие роды.
На восьмом месяце заканчивается формирование сердца. Правда, и сердце, и кровеносная система в целом сохраняют особенности; присущие плоду.
Из правого предсердия 75% крови попадает в правый желудочек и по легочной артерии направляется в легкие, затем через бота л лов проток в аорту; остальные 25% крови через овальное окно из правого предсердия поступают в левое.
Овальное окно, расположенное между правым и левым предсердием, — одна из особенностей строения сердца плода. У новорожденных это окно закрывается и предсердия изолируются друг от друга. В плоде же кровь правого предсердия (25%) смешивается с кровью, вернувшейся из легких. Затем она поступает в левый желудочек, из него — в аорту и дальше в сосуды организма плода.
Следовательно, у плода даже в артериальной системе циркулирует смесь крови венозной и крови артериальной.
Лишь по пупочной вене от матери к плоду идет только артериальная кровь. Поэтому состояние плода во многом зависит от того, насколько кровь матери насыщена кислородом и другими ценными, жизненно необходимыми веществами. Если по какой- либо причине кровь матери бедна кислородом, это приводит к прямой угрозе здоровью плода. Поэтому беременная женщина, которая курит или подолгу находится в прокуренном помещении, заведомо обрекает своего ребенка на кислородное голодание. Неблагоприятным фактором для кислородного обеспечения плода является заболевание сердечно-сосудистой системы матери- На восьмом месяце многие органы и системы плода завершают свое развитие, например печень, поджелудочная железа, легкие. Заметно увеличивается в росте головка ребенка, достигая 60% размеров головы взрослого человека. При этом головной мозг равен 1/4 массы мозга взрослого человека, в то время как все остальные органы достигают лишь 1/20 части, от «взрослых» размеров. Хотя восьмимесячный плод жизнеспособен, мать должна быть предельно осторожна, чтобы не произошли преждевременные роды.
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
Акт рождения — это одно из самых сильных стрессовых состояний, переживаемых человеком. В последние недели внутриутробной жизни природа активно готовит ребенка к этому акту, особенно его центральную нервную и. эндокринную системы., К этому времени практически заканчивается анатомическое формирование половой системы. Очень скоро ребенок будет отторгнут от плаценты, от материнского организма. Для того чтобы не остаться голодным, ему необходимо сосать грудь, поэтому весь аппарат сосания,,центр которого находится в продолговатом мозгу, готовится к работе. Три нервные ветви обеспечивают безусловный сосательный рефлекс: тройничный нерв отвечает за работу жевательных мышц, лицевой нерв за работу мышц рта (впоследствии и зубов), подъязычный нерв — за работу языка.
К концу беременности органы желудочно-кишечного тракта выполняют специфические функций. Кишечник плода совершает слабые перистальтические движения, передвигая в нижние отделы ликонний — первородный кал. В состав ликонния входит секрет желудка и кишечника плода. У плода ликонний стерилен, но уже в первые часы после рождения кишечник начинают заселять различные микроорганизмы. В последний месяц плод все ближе передвигается ко входу в родовой канал.
Первые предвестники будущих родов появляются за одну-две недели до родов. Обычно становится легче дышать, потому что изменяется положение матки и диафрагма опускается. Иногда ощущаются слабые единичные Сокращения матки. При наступлении регулярных схваток необходима госпитализация в роддом. В часы родов плод, управляемый сложной системой нервных сигналов, продвигается по родовым путям.
Беременность. Взгляд изнутри
9 месяцев беременности за 6 минут
Биомеханизм родов
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html