Урок экологии в 10–11 классах на тему «Радиационная обстановка в России»

3
0
Материал опубликован 9 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Радиационная обстановка в России

В пределах России размещено 10 атомных электростанций, которые дают примерно 12"% электрической энергии. Всего на территории России действует 31 энергетический реактор, и 6 ре­акторов продолжают строиться. Несколько сотен энергетических реакторов установлено на атомных подводных лодках, снабжен­ ных, как правило, ракетами с ядерными боеголовками. В России имеется четыре базы таких подводных лодок - две в Северном Ледовитом океане на Кольском полуострове и две в Тихом океа­не - в Приморье и на Камчатке. Кроме ядерного подводного флота, существует надводный флот с энергетическими реактора­ми, представленный в основном ледоколами, базирующимися в Мурманске.

Промышленное производство плутония и других расщепляю­щих материалов на территории России ведется с 1949 г. В на­стоящее время действует не менее четырех предприятий по про­изводству ядерного топлива, которые сосредоточены в Европей­ской части, Сибири и на Урале. Предприятие «Маяк» в районе Кыштыма на Урале, известное как «Челябинск-40», работает уже почти полвека.

На территории России имеется 15 полигонов для захоронения радиоактивных отходов, которые тоже являются источниками возможной радиационной опасности

Радионуклиды находят широкое применение в научных ис­следованиях и в производстве. На территории России примерно 17 тысяч учреждений используют радиоактивные вещества.

Описывая радиационную обстановку в стране, невозможно не вспомнить о Чернобыльской аварии, которая произошла 26 апре­ля 1986 года. Причиной аварии, как сегодня считают, явились конструктивные дефекты реактора. В результате последовало два взрыва подряд. Интенсивный выброс радионуклидов из горящего реактора продолжался до 6 мая. В атмосферу поступило 50 млн. Ки различных радионуклидов и 50 млн. Ки химически инертных ра­диоактивных газов. Радиоактивному заражению в результате Чер­нобыльской аварии в той или иной степени подверглась террито­рия в радиусе более 2 тыс. км, охватывающая более 20 госу­дарств. В день аварии погиб 31 человек, а сотни и тысячи полу­чили дозы радиации, приведшие к развитию лучевой болезни. «Непосредственно после аварии было эвакуировано 116, 5 тысячи человек (91,6 тыс. - на Украине, 24,7 - в Белоруссии и 1 тысяча в России). Это были люди из так называемой зоны отчуждения - то есть оттуда, где в течение многих десятилетий нельзя будет жить, растить детей и хлеб.

Но это было только начало многолетней беды. К 1991 году в трех республиках - Белоруссии, Украине, России - были состав­лены перечни сотен населенных пунктов, подвергшихся воздейст­вию чернобыльской радиации. Они включали в себя (в зависимо­сти от степени заражения): 1) зону отчуждения; 2) зону обяза­тельного отселения; 3) зону проживания с правом на отселение;' 4) так называемую зону с льготным экономическим статусом. В сумме эти зоны охватывают все 6 областей Белоруссии, 15 облас­тей России, 10 областей Украины.

Реакторов чернобыльского типа - РБМК (уран-графитовый кипящий реактор большой мощности канального типа) на терри­тории России 11 - по 4 на Ленинградской и Курской АЭС и 3 - на Смоленской АЭС, что составляет половину энергетических реакторов на Европейской части России. Это означает, что около 1 млн. км2 территории и до четверти населения Европейской час­ти России остаются потенциальными заложниками некомпетент­ного руководства ядерной энергетикой.

В Санкт-Петербурге и области насчитывается порядка 20 объектов - источников радиационного риска, находящихся в поле зрения специалистов по радиационной безопасности и раз­личных слоев общественности. В числе этих объектов атомные энергетические установки на ЛАЭС и на стенде НИТИ в г. Со­сновый Бор, исследовательские атомные реакторы в ПИЯФ им. Б. П. Константинова РАН, на стенде ЦНИИ им. Крылова, транспортные АЭУ на Балтийском заводе, радиохимические ла­боратории для работ с радиоактивными веществами.

Наряду с проблемой степени риска АЭС существует и другая, не менее важная - проблема радиоактивных отходов.

Она вклю­чает два аспекта:

кратковременное изолирование (на несколько лет) короткоживущих изотопов, после чего они становятся значительно ме­нее опасными;

окончательная долговременная изоляция (десятки тысяч лет), обеспечивающая защиту от долгоживущих изотопов.

Сегодня используются разнообразные методы утилизации ра­диоактивных отходов, например, битумирование, цементирова­ние, остеклование и др., с последующим захоронением в подзем­ных горизонтах или глубоко под водой, на дне океана. Однако на Земле повсеместно заметны, следы вулканической деятельности, землетрясений или просачивания фунтовых вод, а значит, велика вероятность попадания долгоживущих радионуклидов в воду, воз­дух или почву с соответствующими последствиями для человека и природы. Не решают проблему радиоактивных отходов и появ­ляющиеся в последние годы проекты их заброски в космос.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте современную радиационную обстановку в России.

2.В чем заключается проблема радиоактивных отходов?

3.Какие методы утилизации радиоактивных отходов используются сегодня?

Рутений-106 из Челябинска: события, причины, последствия, выводы

 

 

 

Радиация в Челябинске. Мощный выброс радиации. Рутений.

 

 

 

Войска радиационной _ химической и биологической защиты

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Физические поля как мощный экологический фактор (основы, физической, химической и биохимической экологии)

http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol02.htm

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.