Сценарий урока биологии в 6 классе «Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника. Экологическая роль и значение в жизни человека»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с типичным представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида — шиповника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцветные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.
Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель шиповника?
Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рассмотрите их.
Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цветка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).
Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?
Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Являются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?
Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Определите количество тычинок и пестиков.
Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.
Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка шиповника, укажите его основные части.
Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности изобразите диаграмму цветка.
Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки шиповника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.
Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, подпишите его и укажите основные части.
Обобщите полученные результаты и на их основании сделайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.
К семейству розоцветные относится большое количество растений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя личный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений.
(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выполнение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)
Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека
Использование растений |
Примеры растений |
Использование в пищу (плодовые деревья) |
Яблоня, груша |
Использование в пищу (косточковые) |
Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча |
Использование в пищу (прочие) |
Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика |
Лекарственные растения |
Малина, земляника, лапчатка прямостоячая (калган), кровохлебка аптечная, шиповник |
Декоративные растения |
Роза |
Получение красок |
Калган (с железным купоросом дает черную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов получают желтую краску), сабельник (из корней получают красную краску) |
Получение дубильных веществ |
Калган, манжетка |
Получение эфирных масел |
Некоторые виды роз, гравилат, миндаль |
Образование живых изгородей |
Боярышник, терн |
Медоносы |
Черемуха, рябина |
Художественный промысел (резьба по дереву) |
Боярышник, миндаль |
Ядовитые растения |
Горький миндаль |
Устные доклады школьников
(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных представителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)
Рассказ учителя
Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.
Сушеные плоды малины используются как потогонное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С.
Плоды и листья земляники применяют при подагре, образовании почечных камней и других заболеваниях.
Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубильных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.
Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).
Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую применяют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.
Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты плодов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.
Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.
Подведение итогов уроков
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48.)
Творческие задания.
Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему расположения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать климатические условия вашего региона.
Описать, какие условия необходимо соблюдать при посадке деревьев и какого ухода они потребуют в дальнейшем.
Подготовить доклад об интересных растениях семейства бобовых, об особенностях их строения и о хозяйственном применении
Отдел покрытосеменные. Семейство розоцветных. Многообразие растений семейства розоцветных
ЯБЛОНЯ (MALUS) сем. Розоцветные
Семейство Розоцветные.AVI-
Шиповник - полезные свойства
Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -
Лапчатка белая Полезные свойства
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций