Урок по биологии в 8–9 классе «Медицинские знания как единство природного и социального в жизнедеятельности человека»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Медицинские знания как единство природного и социального
в жизнедеятельности человека
Человечество постоянно подвергается воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды как природных, например землетрясения, наводнения, ураганы, засуха, инфекционные заболевания, так и социальных, вызванных деятельностью самих людей. Например, войны, производственные и транспортные аварии, загрязнение окружающей среды (достаточно вспомнить последствия аварии на Чернобыльской АЭС) и др.
В наше время число таких факторов неуклонно растет, возрастает их воздействие на здоровье отдельного человека и всего общества в целом.
Среди различных наук о человеке особую и уникальную роль играет медицина, которая, изучая воздействие природных и социальных явлений и факторов на здоровье человека, ищет пути оказания конкретной практической медицинской помощи каждому человеку, различным социальным группам и населению в целом. В результате сложности медицинских знаний и их практической направленности на здоровье человека медицине приходится решать проблемы различных направлении: медико-биологические, изучающие влияние биологической среды на природу человека, ее положительное и отрицательное воздействие на функциональную деятельность организма человека; клинические, направленные на поиски путей лечения человека, нормализации функциональной деятельности его организма; медико-социальные, или санитарно-гигиенические, направления, связанные с профилактикой заболеваний, охраной окружающей природной и социальной среды, повышением гигиенической грамотности населения.
Медицинские знания, которыми владеет человечество, базируются на двух основах.
Во-первых, это — биологическое объяснение сущности здоровья и болезней человека.
Во-вторых, социальная сущность здоровья и болезней человека - влияние на него научно-технического прогресса, трудовой деятельности и загрязнения промышленными отходами природной среды. В этом случае здоровье и болезни человека как бы отрываются от биологических закономерностей, и исследуются медициной как процессы, развивающиеся лишь под влиянием и воздействием социальных закономерностей. Однако развитие в медицине социального подхода в исследовании здоровья человека не является случайным, так как именно возрастание влияния социальных факторов на жизнедеятельность организма, отрыв современного человека от природной среды, подавление его биологического начала приводят к появлению целого ряда заболеваний, связанных с профессиональными заболеваниями, развитием вредных привычек, нарушением функций организма в ответ на загрязнение окружающей среды.
Рассматривая значение медицинских знаний с позиций биологического подхода, следует отметить исследования ученых, направленные на раскрытие механизма приспособленности организма человека к условиям природной и социальной среды, а с позиции социального подхода — исследования, направленные на практическое преобразование окружающей среды, самого человека и его организма.
Здоровье и болезнь как качественно различные, но взаимосвязанные состояния жизнедеятельности человека зависят от взаимодействия общества и природы и, в частности, социального и биологического в его природе. Степень же оздоровительного или болезнетворного влияния окружающей среды на организм зависит и от личности конкретного человека, поскольку известно, что при одинаковых неблагоприятных факторах воздействия среды на организм человека одни люди заболевают, другие остаются здоровыми. В этом случае большое значение имеет психологическая защищенность личности человека. Нельзя правильно объяснить особенности здоровья и болезней человека, не учитывая роль его личности, индивидуального образа жизни, его потребностей, привычек и интересов.
Подумайте и ответьте. 1. Какие природные и социальные факторы оказывают неблагоприятные воздействия на природу человека? 2. Какова роль и значение медицины в охране здоровья человека? 3. Какие направления лежат в основе медицинских знаний? 4. Каково- взаимодействие двух подходов: биологического и социального в развитии медицинских знаний? 5. Что определяет степень оздоровительного или болезнетворного влияния окружающей среды на человека?
Объясните значение терминов: природные факторы, социальные факторы, медицинские знания, медико-биологическое направление, клиническое направление, медико-социальное или гигиеническое направление, здоровье человека, болезнь.
Влияние человека на природу. Экологический кризис
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Здоровье современного человека
Важнейшее видео про здоровье 1 часть
Классный час на тему 'Здоровые дети - в здоровой семье''
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html