Раздел 15. Бактерии. Грибы. Лишайники ЧАСТЬ II. ОБЗОР СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ
Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игровые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов. За основу взяты поурочное планирование А.А. Калинина биологии 6класс.
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Значение лишайников в природе
Презентация Значение лишайников
PPTX / 1.62 Мб
Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водоросли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конверты с заданиями для игры «Дискуссия».
Ключевые слова и понятия: лишайники листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония (в том числе ягель), цетрария, эверния, уснея), накипные (леканора, лецидея, пла- кодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище, эволюция; лихеноин- дикация, лихенометрия.
Актуализация знаний
1.Поясните, что могло стать причиной появления в природе сим- биотического организма — лишайника.
2.На основании чего лишайники используют в качестве индикаторов чистоты воздуха?
3.В чём причина того, что гриб лишайника не может существовать в природе без водоросли?
4.Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Распространение и значение лишайников в природе .
Лишайники — широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. Они способны долгое время пребывать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения. Погрузившись в такой "анабиоз", лишайники могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и охлаждение.
В связи с тем, что лишайники поглощают воду в основном всей поверхностью тела из атмосферных осадков и отчасти из водяных паров, влажность лишайникового таллома непостоянна и зависит от влажности окружающей среды. Таким образом, поступление воды в лишайники происходит по физическим, а не по физиологическим законам, как это характерно для высших растений. Недаром слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой.
В период сильного дождя лишайники быстро поглощают воду, впитывая ее в больших количествах, обычно сухой массой слоевища до 100—300%, а некоторые слизистые лишайники и значительно больше. Если сухой хрупкий лишайник погрузить в воду, он через несколько минут становится мягким и гибким.
Источником углеводов для лишайников служит процесс фотосинтеза, к которому способны только водоросли лишайников. Как и все хлорофиллоносные растения, лишайниковые водоросли на солнечном свету поглощают углекислый газ и синтезируют из него и воды органические вещества, выделяя при этом в атмосферу кислород. Фотосинтез у лишайников изучают манометрическим способом, позволяющим учитывать объем поглощенной растением углекислоты. Интенсивность фотосинтеза рассчитывается разными способами:
количество поглощенной углекислоты делится на плошадь
слоевища или массу сухого вещества (результат по этому методу
получается заниженный),
количество поглощенной углекислоты делится не на
площадь таллома, а на количество хлорофилла в нем.
Интенсивность фотосинтеза в большой мере зависит от экологических условий, одно из них — влажность. Установлено, если влажность ниже 30% или выше 90% (на массу сухого вещества), то скорость фотосинтеза быстро падает. При высыхании таллома фотосинтез прекращается.
go многих местообитаниях влажность лишайников сильно колеблется за сутки, поэтому часто фотосинтез возможен лишь в течение нескольких часов, обычно рано утром после смачивания лишайников росой или туманом. В результате наблюдается очень низкая скорость роста лишайников. Их радиус увеличивается на 0,1-10 мм в год.
Скорость роста Лишайников определяется различными методами. Ежегодно рекомендуется измерять радиус слоевища накипных и листоватых лишайников: приложив к лишайнику кусок кальки, обводят контуры, через год эти измерения повторяют вновь, рисунки сравнивают.
Возраст эпифить-шх лишайников часто определяют по годичным кольцам ветвей дерева-хозяина. Продолжительность жизни может быть у лицщйников разной, у одних видов она достигает 380 лет, у других -- 850, у накипных же лишайников возраст в среднем 10-25 лет, а для некоторых видов — около 40 лет.
Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, в состав которых входят зеленые водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевища пропитываются водой. Часть азотистых соединений лишайники, возможно, берут прямо из субстрата — почвы или коры деревьев. Лишайники, имеющие в качестве фотобионта (фикобионта) цианюбактерии (синезеленые водоросли), способны фиксировать атмосферный азот, так как многие из этих водорослей обладают этой способностью.
На азотфиксацшю лишайников сильно влияет загрязнение окружающей среды;. Чем "кислее" дождь, тем больший вред он наносит лишайникам.
Минеральные вещества в виде водных растворов поступают в слоевище лишайника из почвы, горных пород, коры деревьев, хотя роль последней! не доказана, но гораздо большее количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью., Поглощение элементов из дождевой воды идет очень быстро и сопровождается их концентрированием.
При повышении концентрации металлов в воздухе резко возрастает их содержание в слоевищах лишайников, причем в накоплении металлов они далеко опережают сосудистые растения. В лесу, где осадки проходят сквозь кроны деревьев и стекают со стволов, лишайники гораздо богаче минеральными и о органическими веществами, чем на открытых местах. Поэтому лесные лишайники получают из атмосферы гораздо больше питания, чем виды, которые обитают на открытых местах. Особенно много минеральных и органических веществ попадает в тело эпифитных лишайников, растущих на стволах деревьев. Эти растения используются для наблюдения за распространением в атмосфере более 30 элементов: лития, натрия, калия, магния, кальция, стронция, алюминия, титана, ванадия, хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, галлия, кадмия, свинца, ртути, иттрия, урана, фтора, йода, серы, мышьяка, селена и др.
Состав минеральных элементов в лишайниковом слоевище определяют классическим методом сжигания, образующаяся зола подвергается химическому анализу на содержание того или иного элемента.
Многочисленные исследования в районах промышленных объектов, на заводских и прилегающих к ним территориях показывают прямую зависимость между загрязнением атмосферы и сокращением численности определенных видов лишайников.
Особая чувствительность лишайников к токсическим веществам объясняется тем, что они не могут выделить в среду впитанные элементы. Токсиканты вызывают разрушение хлорофилла в клетках водорослей или цианобактерий, приводя лишайники к гибели.
Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 мг/м2 губительна для всех видов лишайников, произрастающих в естественных ландшафтах.
Лихенофлора имеет, как правило, большой разброс чувствительности различных видов лишайников к содержанию оксидов серы в воздухе, причем отдельные виды особо высокочувствительны к соединениям серы. Так, например, сернистый газ даже в следовых концентрациях мешает прорастанию спор лишайников, а при больших его концентрациях лишайники преждевременно стареют. По мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела, обильно покрываются соредиями. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растения погибают. Однако изучение лишайниковой флоры в городах и вблизи от крупных промышленных объектов показывает, что некоторые лишайники удивительно устойчивы к загрязнению.
Не только в крупных промышленных городах, но и небольших поселках состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие лишайников, по видовому составу и встречаемости которых можно судить о степени загрязнения воздуха.
Лишайники. В данном видео уроке изучается строение лишайников, а так же их разнообразие, роль в природе и жизни человека.
Значение лишайников в природе
Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
Участвуют в первичном почвообразовании.
Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.
Являются важным элементом наземных биогеоценозов.
В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами-эдификаторами.
Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей.
Являются пищей для многих диких копытных животных.
Отдел лишайники
Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека
Являются кормом для одомашненных копытных на Севере (северный олень).
Некоторые виды используются в пищу человеком.
Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).
Служат для получения различных природных красителей.
Используются в медицине.
Используются в парфюмерной промышленности.
Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).
Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноин- дикация)
Практическая работа. Определение чистоты воздуха по лишайникам
Лихеноиндикация — один из важнейших и доступных методов экологического мониторинга. . По результатам лихеноиндикационных исследований можно провести картографирование территории окрестностей паолы, используя лихеноиндикационные индексы, которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха населенных пунктов, а также зачастую отыскать источник выбросов в атмосферу — оконтурить его линиями минимальных в исследуемом районе значений показателя относительной чистоты атмосферы (ОЧА).
Презентация практической работы « Определение чистоты воздух
PPT / 4.94 Мб
Закрепление знаний и умений
Игра «Дискуссия»
Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3—6 учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на три команды (можно по рядам). Учитель выдает командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.
Командам дается около 5 мин на составление тезисов. После чего учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения, а эксперты задают вопросы. После того как все команды выступят, игроки могут вступить в дискуссию со своими оппонентами. В конце обсуждения учитель раздает всем участникам (включая экспертный совет) небольшие листки, на которых каждый высказывает свою точку зрения или указывает номер позиции, которую разделяет. (Позиции с номерами должны быть заранее написаны на доске.) Экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты. Учитель подводит итоги игры.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13.)
Повторить тему «Бактерии, грибы, лишайники».
Творческое задание. Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Они чаще всего встречаются на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать некоторое время (3—5 мин) и отметить, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Стоит проделать тот же опыт и с другими видами лишайников. Результаты записать в специальный блокнот для наблюдений.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Какой способ питания характерен для лишайников? Каким организмом — автотрофным или гетеротрофным — является лишайник? Ответ обосновать.
Известно, что в тундре, где основным видом растительности часто являются различные виды лишайников, очень хрупкая экосистема и ее легко разрушить. Как вредит экосистеме тундры тяжелая техника? Как сказывается чрезмерный выпас домашних оленей на одних и тех же территориях? Почему на восстановление экосистемы тундры требуется такое большое время (до 30—50 лет и более)?
Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха
Лишайники - удивительные симбионты и индикаторы чистоты воздуха.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций