12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Раздел 15. Бактерии. Грибы. Лишайники ЧАСТЬ II. ОБЗОР СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро­вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов. За основу взяты поурочное планирование А.А. Калинина биологии 6класс.

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Значение лишайников в природе

 

 


Презентация Значение лишайников
PPTX / 1.62 Мб

Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строе­ния и жизнедеятельности лишайников как симбиотических ор­ганизмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; пока­зать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водорос­ли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конвер­ты с заданиями для игры «Дискуссия».

Ключевые слова и понятия: лишайники листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония (в том числе ягель), цетрария, эверния, уснея), накипные (леканора, лецидея, пла- кодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище, эволюция; лихеноин- дикация, лихенометрия.

Актуализация знаний

1.Поясните, что могло стать причиной появления в природе сим- биотического организма — лишайника.

2.На основании чего лишайники используют в качестве индика­торов чистоты воздуха?

3.В чём причина того, что гриб лишайника не может существо­вать в природе без водоросли?

4.Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Распространение и значение лишайников в природе .

Лишайники — широко распространенные организмы с доста­точно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязни­телям окружающей среды. Они способны долгое время пребы­вать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения. Погрузившись в такой "анабиоз", лишайники мо­гут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагре­вание и охлаждение.

В связи с тем, что лишайники поглощают воду в основном всей поверхностью тела из атмосферных осадков и отчасти из водяных паров, влажность лишайникового таллома непостоянна и зави­сит от влажности окружающей среды. Таким образом, поступле­ние воды в лишайники происходит по физическим, а не по физиологическим законам, как это характерно для высших растений. Недаром слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой.

В период сильного дождя лишайники быстро поглощают воду, впитывая ее в больших количествах, обычно сухой массой слоевища до 100—300%, а некоторые слизистые лишайники и значительно больше. Если сухой хрупкий лишайник погрузить в воду, он через несколько минут становится мягким и гибким.

Источником углеводов для лишайников служит процесс фото­синтеза, к которому способны только водоросли лишайников. Как и все хлорофиллоносные растения, лишайниковые водоро­сли на солнечном свету поглощают углекислый газ и синтезиру­ют из него и воды органические вещества, выделяя при этом в атмосферу кислород. Фотосинтез у лишайников изучают мано­метрическим способом, позволяющим учитывать объем погло­щенной растением углекислоты. Интенсивность фотосинтеза рассчитывается разными способами:

количество поглощенной углекислоты делится на плошадь
слоевища или массу сухого вещества (результат по этому методу
получается заниженный),

количество поглощенной углекислоты делится не на
площадь таллома, а на количество хлорофилла в нем.

Интенсивность фотосинтеза в большой мере зависит от экологических условий, одно из них — влажность. Установлено, если влажность ниже 30% или выше 90% (на массу сухого вещества), то скорость фотосинтеза быстро падает. При высыха­нии таллома фотосинтез прекращается.

go многих местообитаниях влажность лишайников сильно колеблется за сутки, поэтому часто фотосинтез возможен лишь в течение нескольких часов, обычно рано утром после смачива­ния лишайников росой или туманом. В результате наблюдается очень низкая скорость роста лишайников. Их радиус увеличива­ется на 0,1-10 мм в год.

Скорость роста Лишайников определяется различными мето­дами. Ежегодно рекомендуется измерять радиус слоевища на­кипных и листоватых лишайников: приложив к лишайнику кусок кальки, обводят контуры, через год эти измерения повто­ряют вновь, рисунки сравнивают.

Возраст эпифить-шх лишайников часто определяют по годич­ным кольцам ветвей дерева-хозяина. Продолжительность жизни может быть у лицщйников разной, у одних видов она достигает 380 лет, у других -- 850, у накипных же лишайников возраст в среднем 10-25 лет, а для некоторых видов — около 40 лет.

Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, в состав которых входят зеленые водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевища пропитываются водой. Часть азотистых соединений лишайники, возможно, берут прямо из субстрата — почвы или коры деревьев. Лишайники, имеющие в качестве фотобионта (фикобионта) цианюбактерии (синезеленые водоросли), способ­ны фиксировать атмосферный азот, так как многие из этих водорослей обладают этой способностью.

На азотфиксацшю лишайников сильно влияет загрязнение окружающей среды;. Чем "кислее" дождь, тем больший вред он наносит лишайникам.

Минеральные вещества в виде водных растворов поступают в слоевище лишайника из почвы, горных пород, коры деревьев, хотя роль последней! не доказана, но гораздо большее количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью., Поглощение элементов из дождевой воды идет очень быстро и сопровождается их концентрированием.

При повышении концентрации металлов в воздухе резко возрас­тает их содержание в слоевищах лишайников, причем в накоп­лении металлов они далеко опережают сосудистые растения. В лесу, где осадки проходят сквозь кроны деревьев и стекают со стволов, лишайники гораздо богаче минеральными и о органичес­кими веществами, чем на открытых местах. Поэтому лесные лишайники получают из атмосферы гораздо больше питания, чем виды, которые обитают на открытых местах. Особенно много минеральных и органических веществ попадает в тело эпифитных лишайников, растущих на стволах деревьев. Эти растения используются для наблюдения за распространением в атмосфере более 30 элементов: лития, натрия, калия, магния, кальция, стронция, алюминия, титана, ванадия, хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, галлия, кадмия, свинца, ртути, иттрия, урана, фтора, йода, серы, мышьяка, селена и др.

Состав минеральных элементов в лишайниковом слоевище определяют классическим методом сжигания, образующаяся зола подвергается химическому анализу на содержание того или иного элемента.

Многочисленные исследования в районах промышленных объектов, на заводских и прилегающих к ним территориях показывают прямую зависимость между загрязнением атмосфе­ры и сокращением численности определенных видов лишайни­ков.

Особая чувствительность лишайников к токсическим вещес­твам объясняется тем, что они не могут выделить в среду впитанные элементы. Токсиканты вызывают разрушение хлоро­филла в клетках водорослей или цианобактерий, приводя ли­шайники к гибели.

Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 мг/м2 губительна для всех видов лишайников, произрастающих в естественных ландшафтах.

Лихенофлора имеет, как правило, большой разброс чувстви­тельности различных видов лишайников к содержанию оксидов серы в воздухе, причем отдельные виды особо высокочувстви­тельны к соединениям серы. Так, например, сернистый газ даже в следовых концентрациях мешает прорастанию спор лишайников, а при больших его концентрациях лишайники преждевре­менно стареют. По мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела, обильно покрываются соредиями. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растения погибают. Однако изучение лишайниковой флоры в городах и вблизи от крупных промышленных объектов показы­вает, что некоторые лишайники удивительно устойчивы к за­грязнению.

Не только в крупных промышленных городах, но и небольших поселках состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие лишайников, по видовому составу и встре­чаемости которых можно судить о степени загрязнения воздуха.

Лишайники. В данном видео уроке изучается строение лишайников, а так же их разнообразие, роль в природе и жизни человека.

 

 

 

Значение лишайников в природе

Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

Участвуют в первичном почвообразовании.

Участвуют в химическом выветривании (разрушении) гор­ных пород.

Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами-эдификаторами.

Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут за­щищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей.

Являются пищей для многих диких копытных животных.

Отдел лишайники

 

 

 

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека

Являются кормом для одомашненных копытных на Севере (северный олень).

Некоторые виды используются в пищу человеком.

Являются сырьем для химической промышленности (про­изводство лакмуса).

Служат для получения различных природных красителей.

Используются в медицине.

Используются в парфюмерной промышленности.

Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноин- дикация)

Практическая работа. Определение чистоты воздуха по лишайникам

Лихеноиндикация — один из важнейших и доступных методов экологического мониторинга. . По результатам лихеноиндикационных исследований можно провести картографирование территории окрестностей паолы, используя лихеноиндикационные индек­сы, которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха населенных пунктов, а также зачастую отыскать источник вы­бросов в атмосферу — оконтурить его линиями минимальных в исследуемом районе значений показателя относительной чисто­ты атмосферы (ОЧА).


Презентация практической работы « Определение чистоты воздух
PPT / 4.94 Мб

Закрепление знаний и умений

Игра «Дискуссия»

Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3—6 учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на три команды (можно по рядам). Учитель выда­ет командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.

Командам дается около 5 мин на составление тезисов. По­сле чего учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения, а эксперты задают вопросы. После того как все команды высту­пят, игроки могут вступить в дискуссию со своими оппонентами. В конце обсуждения учитель раздает всем участникам (включая экспертный совет) небольшие листки, на которых каждый выска­зывает свою точку зрения или указывает номер позиции, которую разделяет. (Позиции с номерами должны быть заранее написаны на доске.) Экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты. Учитель подводит итоги игры.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13.)

Повторить тему «Бактерии, грибы, лишайники».

Творческое задание. Попробовать получить краску из лишайни­ков. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Они чаще всего встречаются на стенах старых домов, на камнях.) От­делить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблю­дать некоторое время (3—5 мин) и отметить, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Стоит проделать тот же опыт и с другими видами лишайников. Результаты записать в специальный блокнот для наблюдений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Какой способ питания характерен для лишайников? Каким организмом — автотрофным или гетеротрофным — является ли­шайник? Ответ обосновать.

Известно, что в тундре, где основным видом растительно­сти часто являются различные виды лишайников, очень хрупкая экосистема и ее легко разрушить. Как вредит экосистеме тундры тяжелая техника? Как сказывается чрезмерный выпас домашних оленей на одних и тех же территориях? Почему на восстановление экосистемы тундры требуется такое большое время (до 30—50 лет и более)?

Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха

 

 

 

Лишайники - удивительные симбионты и индикаторы чистоты воздуха.

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.