12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
2

Урок №69. Практическая работа №11. Проведение социологиче­ских опросов по проблемам окружающей среды

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока – практическая работа

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

1. Обоснование актуальности

Экологическая обстановка -один из самых волнующих вопросов. Он остро стоит и в нашей стране, особенно в индустриально развитых центрах, хотя касается всех без исключения регионов, в том числе и сугубо сельскохозяйственных. В основе разбалансированности взаимоотношений человека и природы, человека и окружающей среды лежат серьезные просчеты и научного, и политического, а практического характера. И хотя многое сделано для рационального использования природных ресурсов, для озеленения городов и рабочих поселков, создания заповедников и национальных парков, в целом внимание к охране окружающей среды было недальновидным, а нередко и безответственным (И. Д. Лаптев).

Воздух, вода, почва оказались настолько загрязненными, что некоторые ученые и политики стали утверждать, что нанесенный ущерб здоровью и среде обитания человека уже невосполним. Так, свыше 100 городов на территории бывшего СССР объявлены экологически неблагополучными. Немало индустриальных районов также превысили все допустимые нормативы загрязнения среды обитания.

Что касается воздуха, то, с одной стороны, еще значительное количество предприятий не обеспечено необходимыми средствами контроля за его чистотой. Например, в 1987 г. в атмосферный воздух страны лишь стационарные источники загрязнения выбросили 64,5 млн т веществ, вредных для здоровья населения и для окружающей среды, в том числе тепловые электростанции -- 16,5 млн т, заводы черной и цветной металлургии -- 17,1 млн т. Серьезным источником загрязнения воздуха продолжает оставаться автотранспорт, на долю которого падает до 60--70°/о всех отравляющих веществ.

С другой стороны, на газоочистных сооружениях предприятий пока в основном улавливаются твердые вещества. Газообразные и жидкие вредные вещества обезвреживаются не полностью. Некоторые предприятия допускают аварийные залповые выбросы вредных веществ. Из-за несовершенства промышленной вентиляции свыше 5 млн человек на производстве не всегда дышат чистым воздухом. С этим фактором связана почти половина всех профессиональных заболеваний.

2. Проблемная ситуация

В результате социологические опросы стали фиксировать озабоченность людей по поводу того, что затруднительно поддерживать биологическое существование человека, поскольку ему, как считают многие, уже «нечем дышать»: 56% считают экологическое оздоровление неотложной задачей (1990 г.).

Экологической проблемой крупного масштаба является охрана водного бассейна. Частые осложнения объясняются, прежде всего хищническим и неразумным его использованием, которое особенно проявилось в случае с Аральским морем, а также при строительстве гидроэлектростанций. Отмечается отравление водоемов ядохимикатами при обработке сельскохозяйственных площадей и лесных массивов и т. п.

Для повышения урожайности, по данным ученых, а 70-х гг. ежегодно в мире рассеивалось 300 млн т минеральных удобрений и 4 млн т ядохимикатов. Уже сейчас видны негативные последствия их применения: ухудшилось качество пищи; продуктивность планктона, от которого зависят все формы жизни в Мировом океане, снижается на 50--90% даже при незначительных концентрациях ДДТ, попадающего в реки, озера и моря через водные стоки и воздушные потоки.

А когда это привело к тому, что обострилась ситуация с пресной водой (причем в ранее благополучных в этом отношении регионах, таких, например, как Донбасс), общественное сознание стало просыпаться, подняв общественность на борьбу за охрану сначала притоков Днепра (программа «Десна»), затем Волги, Каспийского моря, Арала.


 

Что касается почвы, то она потеряла во многих регионах страны большое количество гумуса, в результате чего произошло ее истощение. В городах и вблизи их почва на значительную глубину поражена отходами. В зонах отдыха она зачастую не выдерживает напряжения.

В общественном мнении оценка роли и значения почвы, пожалуй, впервые произошла при обсуждении проблем Севера, тундры и лесотундры, где хозяйственная деятельность нанесла природе такие раны, что они в этих условиях могут быть залечены лишь через десятилетия. Резко изменилась позиция в отношении терриконов, отвалов от шахт, отходов производственной и бытовой жизни человека.

Особого внимания требуют к себе проблемы сохранения животного и растительного мира. По последним данным, каждый день на нашей станете вымирает один вид живых организмов. По оценкам Всемирного фонда диких животных, к 2000 г. в мире могут исчезнуть гориллы, носороги, бенгальские тигры) орангутанги. Скорость вымирания живых организмов неуклонно нарастает. Общее количество видов, которые могут исчезнуть к XXI в. оценивается в 1 млн (из современных 10 млн).

Если говорить о растительном мире) то, как сообщает журнал «Саус», каждый год с лица Земли исчезает 11,5 млн га леса, на каждые 10 срубленных деревьев приходится только одно посаженное. При нынешнем уровне вырубки лесов к концу столетия исчезнет от 10 до 20% животных и птиц.

Все эти негативные процессы усугубляются потребительским отношением к природе, ее дарам, ее красоте. К сожалению, в большинстве случаев в конфликтах с природой повинны не техника, не производство само по себе, а неспособность, неумение и часто нежелание (и силу тех или иных причин) наилучшим образом организовать деятельность человека.

Для социологии принципиальное значение имеет идея К. Маркса о том, что природа есть тело человека. А человек должен разумно использовать свое тело. «...На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы,-- что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».

Именно человек в конечном счете является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей. Их функционирование трудно представить без такого необходимого и очень важного качества, как обостренное чувство гражданственности в отношениях с природой (Э. В. Гирусов).

В эпоху НТР роль экологического сознания и поведения людей становится настолько значительной, что они приобретают общепланетарные черты. Экологические проблемы уже не ограничиваются государственно-территориальными границами. Урок Чернобыля имеет четко выраженный гражданский оттенок, поскольку речь идет о людях не только одного общества и одного поколения. Поэтому формирование экологического мышления, вооружение человека соответствующими знаниями -- дело широкого круга общественных и государственных организаций, дело всех наук о природе и обществе, в том числе и социологии.

Очень важно также изменить сложившееся противоречие между использованием окружающей, в основном природной, среды и отношением людей к характеру ее использования.

Во-первых, очевидно и бесспорно, что соседство с живой природой, с представителями животного мира делает жизнь человека богаче, насыщеннее. И поэтому градостроители должны взять на вооружение один из принципов современной экологии, согласно которому наиболее устойчив и продуктивен мозаичный ландшафт, т. е. чередование преобразованных и естественных участков.


 

Во-вторых, создание заповедников, заказников сохраняет нетронутыми растительный и животный мир, защищает жизнь редких или исчезающих представителей фауны и флоры.

В-третьих, огромную и всевозрастающую по своему значению роль играют природовосстановительные и природообогащающие работы: озеленение, садоводство, создание водоемов. Но посадить дерево -- это, как известно, еще полдела. Главное -- вырастить его. К сожалению, ставить знак равенства между числом высаженных и «взрослых» растений не приходится. Значительная часть деревьев, кустарников гибнет в «младенческом» возрасте, а засеянные травой площадки не всегда превращаются в пушистые газоны. И такая ситуация часто объясняется не только недостатками агротехники, ухода, но и небрежным, а иногда и бездушным отношением жителей.

И наконец, ряд проблем связан с развитием экологического контроля. Уже много сделано в этом направлении. В ряде городов созданы системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, за правильным использованием среды обитания человека (зеленые насаждения и т. д.), за утилизацией отходов и т. д. Мерой контроля в определенной степени являются установленные нормы концентрации вредных веществ и газов в воде и воздухе.


 

Забота об окружающей среде обходится дорого и не дает немедленного эффекта, С утилитарной точки зрения затраты на охрану природы и ее рекультивацию могут оказаться нерентабельными. Но общество должно идти на них, так как жизнь, здоровье, работоспособность людей -- это самая большая ценность общества, которое руководствуется более широкими социальными критериями, заботой о создании здоровой жизненной среды не только для современного, но и будущих поколений.

Таким образом, противоречие между экологическим сознанием и поведением и реальным состоянием окружающей среды вполне разрешимо, ибо современная экологическая политика строится на идеях гражданственности во взаимодействии человека, общества и природы. Это проявляется как в решении крупных общегосударственных проблем, так и при осуществлении локальных мер по охране окружающей среды (О. Н. Яницкий).

Предмет исследования

Предметом исследования является отношение людей к экологической обстановке окружающей их Среды. Прежде всего, предмет исследования отразился в высокой заинтересованности людей в решении экологических проблем. Можно назвать различные формы «зеленого движения», самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных правил, против бездеятельности местных органов власти и наплевательского отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны различных министерств и ведомств. Именно в этой ситуации выявилась несостоятельность, слабость и неэффективность ранее созданных общественных организаций (например, Общества охраны природы).

Главное стратегическое направление природоохранной работы -- внедрение малоотходных и там, где это возможно, безотходных технологических процессов, которые позволяют сократить или полностью исключить загрязнение окружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырья и отвалов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. К сожалению, из-за некомплектной переработки сырья в отвалы попадает большое количество ценных веществ. Не везде используются возможности утилизации полезных компонентов из промышленных отходов. Но это скорее говорит об уровне экологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства.

Есть и другие формы участия людей в охране природной среды. Их иногда трудно выделить из сферы трудовой или повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этой деятельности. Бесспорно одно: общественное сознание (40%, 1990 г.) поддерживает «зеленую инициативу».

Однако нельзя ограничиться только этим. Ведь многие экологические процессы протекают вне зависимости от конкретного человека, общественных организаций, усилий экологического просвещения и воспитания.

Отношения между обществом и природой серьезно обострились, угрожая его экологическому благополучию, здоровью, его будущему. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем промышленного производства и индустриальным сельским хозяйством.

Объект исследования

Объектом данного экологического исследования по социологии служат люди, жители района, в котором проводится исследование. Сюда включаются все категории и возраста: от бабушек, до школьников, от директоров предприятий до преподавателей и простых торговых агентов в уличных палатках, от железнодорожника до химика и даже летчика, смотрящего на все наши проблемы сквозь толщину облаков. Скажем несколько слов об этих самых представителях объекта исследования.

Анализ показывает, что большой вклад в осуществление экологического просвещения и воспитания вносит семья, в которой начинает формироваться отношение человека к окружающей его природе. Вырастет ли из малыша созидатель или потребитель, в значительной мере зависит от родителей. Причем, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, ребенок в сельской местности лучше относится к природе, чем его сверстник в городе. Срабатывает извечная привычка быть бережным ко всему, что останется песете тебя завтра, через год. следующему поколению. Некоторые исследователи (В. Л. Глазычев) фиксируют, что в связи с внедрением машинной технологии в сельскохозяйственное производство экологическое сознание жителей деревни, утратив прежнюю этику землепользования, не приобрело новой, в результате чего оно имеет крайне низкий уровень культуры.

К сожалению, очень много упреков в этом отношении можно адресовать школе, всем учебным заведениям. И дело, как показывают данные (И. Д. Лаптев, А. А. Яблоков, А. Л. Яншин), не столько в специальном предмете, посвященном экологии, сколько в том, чтобы за любым своим поступком будущий гражданин осознавал ответственность за свое отношение к природе.

Особое значение экологический аспект приобретает в профессиональной подготовке. Специалист должен знать, что может он сделать для успешного взаимодействия человека и природы, как стать рачительным и бережливым хозяином по отношению к окружающей среде. Однако экологическое сознание специалистов очень часто примитивно или просто беззаботно, когда они осуществляют производственную деятельность.

Не может не беспокоить то обстоятельство, что у подавляющего большинства людей еще не находят в душе должного отклика призывы беречь окружающую природу, разъяснения роли животного и растительного мира в экологическом равновесии. До сознания каждого человека еще не дошла идея, что у природы не всегда хватает сил возместить ущерб, даже ненароком нанесенный ей. Особенно это касается населения крупных городов. При интенсивном воздействии природа уже не в силах восстановить и возродить утраченное. Вот почему экологическая культура может окончательно сформироваться лишь тогда, когда человек сознательно реализует в своей жизни объективные потребности экологического развития. Критерием эффективности экологического сознания нужно считать не только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств страны.

Наблюдение

Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и pегистpацию социальных процессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом открытом поведении с помощью непосредственных впечатлений от них социолога.

В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой группе различают включенное и невключенное наблюдение. Наблюдение также может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования и инкогнито, когда это неизвестно.

Особенность метода наблюдения заключается в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Кроме того, с помощью наблюдения невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях.

Метод наблюдения целесообразно применять на этапе составления пpогpаммы, когда надо получить пpедваpительные данные об объекте, уточнить проблему, сфоpмулиpовать гипотезу.

Опрос

Одним из самых pаспpастpаненных в социологических исследованиях является метод опроса. Вопpос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопpосы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о мнениях и оценках респондента тех или иных столон действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыре разновидности опроса: анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, экспертный опрос (получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц).

Достоинством анкетного опроса является возможность получения с его помощью значительного объема эмпирической информации в короткие сроки и с минимальными затратами.


 

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной мере обуславливается констpуиpованием и редакцией вопросов. Это предъявляет высокие требования к их фоpмулиpовке.

 


 

Интеpвьюиpование целесообразно применять при составлении пpогpаммы исследования. Беседа с руководителем подразделений и общественных организаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается проблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется беседа с опрашиваемым, различают два вида интервью: стандаpтизиpованное и нестандаpтизиpованное.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин "социометрия" в переводе означает измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами первичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем.

 

Опросы показывают, что загрязнение окружающей среды — одна из тех проблем, волнующих Оренбуржцев

 

 

 

Опросы ХАСК ТВ: Каковы, по Вашему мнению, основные проблемы в области охраны окружающей среды?


 

 

 

 


 

Социальный опрос "Экологические проблемы"

 

 


 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00032416_0.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.